Познавательно- творческий проект "Волшебные пальчики"
проект (средняя группа)

Фадеева Екатерина Владимировна

Познавательно- творческий проект "Волшебные пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnye_palchiki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно- творческий проект «Волшебные пальчики»

Информационная карта проекта

Срок проекта: долгосрочный

Тип, вид проекта: творческий, познавательно-игровой

Место проведения: МДОУ «Детский сад №114».

Участники проекта: воспитанники средней группы ЗПР МДОУ «Детский сад №114», воспитатели, учитель-дефектолог, родители (законные представители)

          Цель: развитие мелкой моторики рук, детей среднего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

  • Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
  • Способствовать формированию развития речи посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
  • Развивать внимание, воображение и творческие способности, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  • Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
  • Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении с взрослыми.
  • Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Актуальность проекта

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, так как движения пальцев рук тесно связанно с речевой функцией. Так на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

Поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие и психические процессы ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

.

Основные методы и формы работы по реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • включения игр и упражнений в непосредственно образовательную деятельность
  • дидактические игры
  • пальчиковые игры со стихотворным сопровождением
  • артикуляционная гимнастика
  •  утренняя и корригирующая гимнастика после сна
  • игры и упражнения с различными предметами
  • игры и упражнения, направленные на контакт со своим телом (подвижные, малоподвижные, неподвижные)
  • упражнения и элементы дыхательной гимнастики
  • разнообразная художественно – эстетическая практика

2. Формы работы с родителями:

  • Консультация, беседы
  • Предметно-развивающая среда

Информационно-коммуникационные технологии

  • Поиск и отбор информации в различных источниках, ее анализ, обобщение и представление участникам образовательного процесса с помощью ИКТ;
  • Создание электронных презентаций, работа на сайте и виртуальном педсовете ДОУ.

Методы и приемы

  • Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши)
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами
  • пальчиковый театр
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, и т. д.
  • конструирование: конструктором ЛЕГО, кубиками.
  • рисование по трафаретам
  • дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д.)
  • пазлы, мозаика.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (организационно-диагностический)

Изучение научно-методической литературы по данной теме, составление картотеки игр для развития мелкой моторики, подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей (октябрь 2020г.)

2 этап – основной (практический)

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей (октябрь – апрель 2021 года)

3 этап – заключительный

  • Итоговая диагностика развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Презентация проекта

Ожидаемый результат реализации проекта:

дети:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи;

- повышение уровня концентрации внимания, памяти;

- сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу;

- развитие двигательной активности;

-развитие пространственной ориентации.

родители:

- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

педагог:

- повышение теоретического уровня и профессионализма;

- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;

Список литературных источников:

1.Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019г.

5.Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019г.

6.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

7.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

8.Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

9.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

10.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Результаты освоения обучающимися Программы детского творческого объединения: «Пальчики способные творить»

Результаты  освоения обучающимися  программы детского творческого объединения: «Пальчики способные творить»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Говорящие пальчики»

    Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...