Выступление на РМО музыкальных руководителей "Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Юсупова Лиля Дамировна

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Здесь представленны формы проведения музыкальной деятельности в ДОУ, которые помогут педагогам обеспечить развивающее обучение дошкольников, обогащение познавательной сферы и развитие их познавательных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl._na_rmo_muzruk.docx20.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление

на РМО музыкальных руководителей г.Туймазы

на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад № 18

г. Туймазы, ул. Комарова 39/Б

Юсупова Лилия Дамировна

Дата проведения: 01.10.2020 г.

г. Туймазы - 2020

Сл. 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Сл. 2. Познавательное развитие – одно из важнейших направлений

           дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей.

Сл. 3. Основными формами организации познавательной деятельности

            на музыкальных занятиях являются:

  1. Восприятие музыкальных произведений.
  2. Дидактические игры.
  3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Сл. 4.

  • Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной  деятельности человека.  Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость.  У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость.

Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России.

Сл. 5. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека

           в образной, эмоционально-чувственной форме.

Например, прослушивая музыкальные произведения «Салават» муз. Р. Касимова, «Урал мой» муз. А. Кубагушева – дети знакомятся с историей и культурой Республики Башкортостан.

Сл. 6. Слушая музыкальные произведения «Листопад» муз. Т. Попатенко,

           «Метель» Г.В.Свиридова, «Подснежники» муз. В. Калинникова, «Весна» П.И. Чайковского, дети получают представления о явлениях природы и временах года.  

Сл. 7. Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского

           «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера  человека.

А при восприятии музыкальных произведений композитора Ю. Слонова

«Лесные картинки» знакомятся с голосами птиц и животных.

Сл. 8. Чувства и эмоциональные переживания играют значительную роль

            в развитии познавательных способностей и становлении мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Сл. 9.

  • Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.

Сл. 10. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных

             для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.

Сл. 11. Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;

             «Музыкальный магазин»; «Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; дидактические игры: «Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а  музыкальная дидактическая игра «Времена года»  – способствует развитию представлений о природе.

Сл. 12. Важно, чтобы при организации дидактической игры были

             представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных  способностей детей.

Сл. 13.

  • Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.

Сл. 14. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети

             устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.

Сл. 15. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными

             звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов.  У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.

Сл. 16. Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель

             организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.

Сл. 17. Примечание. 

В самостоятельной музыкальной деятельности  для развития у детей познавательных способностей можно организовать: творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники.

Сл. 18. Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.

Сл. 19. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера"

Материал раскрывает тему сюжетно-ролевой игры и этапы её развития. О том , как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста....

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»      Выступление на методическом объединении...

План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА: «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, пер...

Текст выступления по теме «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника»....

Презентация к выступлению по теме «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника»....