«Роль педагога в развитии творчества детей»
статья

 Иткулова Регина Рамильевна

Статья по теории решения изобретательских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_triz.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12»

Статья по ТРИЗ на тему

«Роль педагога в развитии творчества детей»

Подготовила воспитатель:

Иткулова Р.Р.

Сорочинск

2020

Создание Теории решения изобретательских задач, ее автор Генрих Альтшуллер начал в 1946 г. Альтшуллер со своим другом Рафилом Шапиро исследовали всю имеющуюся литературу по изобретательству, в которой пытались раскрыть "секреты творчества". Исследование литературы показало, что изобретатели используют неэффективный методом проб и ошибок. Параллельные исследования истории развития техники привело к мысли, что техника развивается закономерно, эти закономерности можно познать и использовать при решении изобретательских задач. В связи с этим Альтшуллер и Шапиро пришли к выводу, что необходимо разрабатывать принципиально иную "методику изобретательства", основанную на использовании объективных законов развития технических систем. Выявить эти законы можно систематическим  анализом больших массивов патентной информации.

За два года друзья проанализировали несколько тысяч изобретений. Они поняли, что для решения изобретательской задачи необходимо выявить и разрешить техническое противоречие. Была разработана и опробована первая методика изобретательства. Результаты оказались на столько прекрасными, что друзья решили написать письмо Сталину о состоянии изобретательства в СССР и как улучшить этот процесс. Ответом был их арест  летом 1950 года с вынесением "врагам народа" приговора 25 лет лагерного режима.

Освободили друзей только после смерти Сталина в конце 1954 года.

В 1956 году вышла первая статья по ТРИЗ . В ней раскрывались основы методики изобретательства, ее фундаментальные понятия и пути ее развития. Были изложены и этапы решения изобретательских задач. Параллельно Альтшуллер начал проводить первые семинары по обучению методики.

В 1959 году была опубликована вторая статья , в которой рассматривается пошаговый путь решения задачи (цепочка операций), в том числе определение ИКР. Сформулированы первые приемы разрешения противоречий. Количество семинаров увеличивается.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

В соответствии с З.Фрейдом творчество является результатом действия сублимации — защитного механизма психики, обеспечивающего перенаправление энергии внутреннего психического напряжения на достижение социально приемлемых целей.

По словам Василия Александровича Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, творчества. В настоящее время есть большая потребность в том, чтобы педагоги, воспитатели, родители в  новых меняющихся условиях развития общества, образования и мира вообще, понимали важность развития у детей творческих способностей. Дошкольный возраст, да и детство в общем- уникальный период жизни человека, в котором закладывается большинство умений, знаний, навыков личности. Если не положить крепкий фундамент в детстве, то в будущем, во взрослом возрасте, с трудом можно будет «отстроить крепкие стены». И так как творчество- неотъемлемая часть  гармоничной и полноценной личности, то уже чуть ли не с самого раннего детства следует уделять огромное внимание творческой деятельности ребёнка, а в более сознательном возрасте следует обратить внимание на способности в той ли иной сфере. Так как многие дети большее своё время проводят в детском саду, то эта роль отводится именно воспитателю.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях в детском саду по изобразительной деятельности, музыкальной, на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. Дети по своей природе обладают огромным потенциалом. Наиглавнейшая задача любого педагога- вовремя увидеть этот потенциал и направить его в нужное русло в доступной и занимательной для детей деятельности.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего  творческого начала.

Обществу в настоящее время нужен человек, который будет уверен в себе, способный ориентироваться в быстро и постоянно меняющемся мире, человек, который будет наделён гибкостью и независимостью мышления, не  боящийся пробовать и ошибаться пока решение не найдено. Именно перечисленные характеристики являются определяющими показателями творческих способностей.  Можно с уверенностью сказать, что творчество в той или иной степени является основой разнообразных видов деятельности

Вообще, творческие способности любого человека характеризуются неким рядом особенностей личности, которые называются признаками творческой личности. И естественно, чтобы педагог мог влиять на развитие творческой личности ребёнка, ему самому надо владеть данными признаками. Творческая природа педагогической деятельности педагог, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику. Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Важнейшее значение в становлении и развитии творческого потенциала у ребёнка заключается в методе преподавания ТРИЗ, которое позволяет раскрыть и развить этот потенциал. Одно из ведущих элементов раскрытия творческого потенциала и творческого мышления заключается в организации педагогом обстановки, создания определённой атмосферы и установление у ребёнка ощущения психологической защищенности, которая благоприятствует его творческому развитию. Для развития мотивации у ребёнка педагогу, воспитателю необходимо поощрять стремление ребёнка решать сложные задачи.

В развитии творчества очень важно использовать не только обычные, но и нестандартные методы и приёмы обучения детей творчеству и развития творческого мышления, то есть методы ТРИЗ. К ним могут относиться  мозговой штурм, девятиэкранка, метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика и другие. Здесь основная задача педагога состоит в развитии этих методов и приёмов в доступной для детей форме. Например, составление рассказов или сказок, рисование и так далее.

Рассмотрим такой метод для развития творчества, как «мозговой штурм». Суть его заключается в следующем: даётся конкретная какая-либо ситуация, а дети предлагают множество различных вариантов решения, вплоть до фантастических. Например, старшей группе предлагается ситуация: Миша потерялся в пустыне, он совершенно один, а и вещей у него только листочек от дерева. И нужно придумать, как мальчику Мише при помощи листочка вернуться домой (листочек большой и на нём можно улететь и т.п). Этот метод даёт простор фантазии и позволяет взглянуть на вещи с других сторон. И, как известно, ни одно творчество, пусть даже детское, не может существовать при полном отсутствие фантазии, воображения. При осуществлении этого метода у детей развивается творческое мышление, что немаловажно для дальнейших продуктов творческой деятельности детей.

Усовершенствованным «продолжением» мозгового штурма можно назвать  метод синектики, предложенный Уильямом Гордоном.  Этот метод применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса признаков с одних предметов на другие. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач. Синектику условно можно разделить на несколько типов аналогий: прямые, субъективно-личностные, символические, словесные и фантастические аналогии. Следует отметить, что любой хороший педагог должен быть эрудирован, уметь перевоплощаться, уметь импровизировать; для этого используются личностные аналогии. При этом воспитатель на собственном примере учит детей брать на себя образы, что в значительной мере развивает творчество детей.

Ещё одним не менее значительным методом активизации мышления, а следовательно и развития творчества, является метод фокальных объектов, предложенный Ф.Кунце. Суть данного метода состоит в следующем: перед нами, как в фокусе, объект, который нужно улучшить, затем произвольно выбираем несколько других объектов (желательно существительные) и «применять» характеристики тих вспомогательных слов к слову, которое у нас в фокусе.  Получаются очень интересные и неординарные комбинации. Например, в фокус берём слово «яблоко» (можно обозначить рисунком, символом, игрушкой), вспомогательными словами будут - звери и остров; звери- какие? –дикие, домашние, хищные, водоплавающие и так далее; остров- какой? – райский, необитаемый, вулканистый и тому подобное. Теперь подставляем данные прилагательные к слову-фокусу, при этом рассматривая полученные результаты и затем выбрать самые интересные. Фантазии детей при данном методе нет предела. Далее необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект. Допустим, взяли словосочетание водоплавающее яблоко- нужны плавники, жабры, возможно дети предложат даже чешую. У детей дошкольного возраста этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования. Важность данного метода в развитии педагогом творчества своих воспитанников очень велика. Благодаря ему педагог учит детей «делать» невозможное возможным. На основе этого метода могут создавать какие-либо новые предметы, фантастических животных и растений. Естественно, правильно используя этот метод, педагог вносит огромную лепту в развитие творческой деятельности, так как детей очень захватывает процесс создавания чего-то нового. Дети с интересом берутся за рисование (лепку, аппликацию, конструирование) своих фантастических образов.  

Морфологический анализ- один из методов активизации мышления, а также метод, отлично развивающий творчество ребёнка. Морфологический анализ — пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик, то есть многомерную таблицу. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Дети при помощи морфологического ящика спокойно  могут придумывать сказки с новым сюжетом, соединять несколько в одну; так же посредством этого метода дети могут создавать новых фантастических животных, сказочных героев с новыми характеристиками и так далее. Например, нужно составить новую сказку. Сначала определяем основные характеристики компонентов и их возможные варианты:

Название сказки

А Главный герой

Б Второстепенные герои

В Куда ходил герой

Г

Кого герой встречал по пути

Д

Что делали

1

Винни-Пух

Винни-Пух, Пяточок

Кролик

В гости к кролику

Пчёлы

Шли в гости к кролику, Винни пытался отобрать у пчёл мед

2

Колобок

Колобок

Бабка, дед, заяц, медведь, лиса, волк

В лес

заяц, медведь, лиса, волк

Дед  бабка лепили колобка, колобок убежал и катился по лесу, лесные животные пытались его съесть

3

Аленький цветочек

Настя, Чудовище

Папа и сёстры Насти

Жила у чудовища

Чудовище

Папа искал подарки дочкам, Настя жила у чудовища и убирала его дом

4

Красная шапочка

Красная шапочка, серый волк

Бабушка и мама Красной шапочки, охотники

В лес, к бабушке

Серый волк

Красная шапочка несла пирожки своей бабушке

Затем необходимо построить морфологический ящик:А1, Б4, В2 и т.д

Этот метод очень эффективен, так как именно он лежит в основе работ  по развитию творческого воображения дошкольников. А творческое воображение, в свою очередь, является толчком в развитии творчества детей.

Еще один метод, которым пользуются педагоги для развития творчества своих воспитанников, это  метод системного оператора.  Данный метод помогает всестороннему знакомству с тем или иным предметом, явлением. Системный оператор позволяет изучить историю создания предмета, разложить его по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор “размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор “стоимость”. Системный оператор даёт: 1.Наиболее полное представление о рассматриваемых предметах.

2.Развивает воображение и фантазию.

3.Позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Так же одним из  методов, который помогает воспитателю, является моделирование маленькими человечками.

Именно благодаря этому методу воспитатель помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень — твердый, а вода — жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых — это молекулы, это, конечно, все помнят  из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул — мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными.

Помимо вышеперечисленных методов в ТРИЗ есть еще ряд методов и приёмов, которые тоже не маловажны в развитии творчества, творческого мышления и умственного развития в общем.

Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. — всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

Обучая и воспитывая, учитель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость обучения. Из приемов обучения и воспитания следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него способы и решения. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается творчество в обучении и воспитании. Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческом обучении, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Лучше предлагать тему творческого задания не классу в целом, а отдельным детям или небольшими группами детей: это позволяет считаться с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

В свою очередь становление творческой личности- это формирование и развитие творческой личности на основе обучения её творчеству и передаче ей опыта объективной профессионально-творческой деятельности. Все это является неотъемлемой частью развивающейся личности и роли воспитателя в этом процессе. Таким образом, определяется и переосмысляется роль воспитателя и направление его деятельности в развитии креативности и творчества. На основе всего этого хочется сказать, что роль педагога в развитии творчества дошкольников очень велика. А использование методов ТРИЗ лишь  помогают ему и делают го работу гармоничной и очень интересной для детей различного возраста.

        

Литература:

1. Бердяев, Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.  Н.А. Бердяев. М.: 1990.

2. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя. Практическое пособие /В.И. Загвязинский. М.: 1987.

3.Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество/Пособие для работников ДОУ и родителей//В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: 1987

4.Коджаспирова Г. М. Педагогика/ Г.М.Коджаспирова. М., 2010.

5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе

Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе...

Программа саморазвития педагога по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития творчества детей»

Программа саморазвития воспитателя ДОУ по теме "Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей дошкольного возраста"...

«Роль народно-прикладного искусства Подмосковья в развитии творчества детей»

Народное искусство - этот как незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.Народное декоративно - прикладное искусство должно найти большее отраж...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Статья на тему «Роль семьи в развитии интереса детей к творчеству при помощи нетрадиционных техник рисования»

quot;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больш...

Роль педагогов в развитии личности детей

Сегодня для педагогов, психологов, родителей интересна, актуальна и важна тема раннего развития ребенка. Это не случайно, ведь за 2—3 года у него происходит огромный скачок в физическом, моторно...