Дидактические игры на развитие познавательной сферы в разновозрастной группе.
электронный образовательный ресурс

Соколова Евгения Викторовна

Дидактические игры на развитие познавательной сферы в разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznovozrastnaya_gruppa.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие познавательной сферы в разновозрастной группе.

Игра «Найди заданный предмет на картинке»

Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.

Условия: ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.

Примечание: чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Условия: игрушку прячут на глазах у ребенка под одну из двух коробок. Затем несколько раз меняют местами коробки, передвигают их по столу. Дошкольник должен постараться запомнить коробку, под которой спрятана игрушка, и следить за всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает коробку с игрушкой, он победил.

Примечание: если ребенок во время занятия всегда находит игрушку, значит, он действительно научился концентрировать внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно увеличивать их количество до четырех.

Игра «Соберись на прогулку»

Цель: развивать внимание детей.

Условия. 1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку « собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например: взрослый называет «шапка» - ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым.

2-й вариант. Взрослый выполняет роль водящего и предупреждает ребенка о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывая не соответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить внимание не на движениях взрослого, а на его словах. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим.

3-й вариант. Взрослый называет и одновременно показывает части тела, а ребенок должен быстр назвать одежду, которую надевают на эту часть тела.

Примечание. Можно увеличивать темп игры; играть и с одним ребенком, и одновременно с несколькими детьми.

Игра « Магазин»

Цель: развивать слуховую и зрительную память.

Условия. Для игры требуется двойной набор тематических картинок. Взрослый раскладывает в трех – четырех разных местах комнаты предметные картинки, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах. Каждая группа картинок обозначает какой – либо магазин (например: посуда, одежда, игрушки, обувь). Детям предлагается выполнить следующие игровые действия: «сходить» в магазин и «купить» товары по заданию взрослого. Каждому ребенку показывают картинки с изображением тех товаров, которые необходимо купить в разных магазинах, предлагают внимательно посмотреть и запомнить, что надо купить, а затем найти нужные покупки и принести их взрослому. Если ребенок правильно выполнил задание, ему присваивается звание «мамин помощник». В следующий раз взрослый дает задание в форме словесной инструкции без опоры на картинку.

Примечание. Усложнение игры заключается в постепенном увеличении количества необходимых для запоминания покупок, количества « магазинов», а также в переходе к словесной инструкции.

Игра «Суп – компот»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.

Условия. Детям предлагают в одной кастрюли «сварить» суп , а в другой – компот. На кастрюле, предназначенной для супа, есть обозначение овоща; на кастрюле для компота – обозначение фрукта. Детей делят на две команды они должны быстро по хлопку взрослого из предложенных картинок с изображением овощей и фруктов только необходимые. Команда, которая первой собрала соответствующие картинки и не допустила ошибок, объявляется командой победительницей.

Примечание. В игре могут участвовать не две команды, а два игрока

Игра «Домики»

Цель: развивать умение анализировать, быстро находить в заданном предметном поле нужный предмет по характерным признакам.

Условия. Для игры потребуются хорошо знакомые детям геометрические фигуры разного цвета и величины. Не одна фигура не повторяется дважды. На полу в произвольном порядке раскладываются фигуры. Это «домики». По команде взрослого ребенку надо быстро найти заданный «домик» и «спрятаться» в нем. Взрослый дает следующие команды: «Найди синий домик»; «Найди желтый большой дом»; «Найди маленький красный круглый дом»; «Найди маленький синий квадратный домик»; « Найди не маленький, не красный дом»; «Найди не треугольный, не квадратный дом» и т.д. Если ребенок не находит «домик» по заданным параметрам, ему грозит опасность, он попался.

Примечание. Игра может использовать для детей от3 до 5 лет. Уровень сложности игры определяется количеством признаков фигур и сложностью инструкции. Чем меньше признаков указано в инструкции, тем больше вариантов «домиков» можно найти. Например, инструкция: «Найди большой дом» предполагает, что спрятаться можно в большом доме любого цвета и формы; а инструкция: «Найди большой зеленый квадратный дом» ограничивает варианты домов до одного. Инструкция: « Найди не красный, не круглый дом» очень сложна и, как правило, используется для детей 4-5 лет, т.к. предполагает исключение из поиска дома красного цвета и круглой формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры на развитие познавательной сферы ребенка"

Игры на развитие познавательной  сферы ребенка...

Мастер-класс "Игры на развитие познавательной сферы дошкольников"

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста являются наиболее актуальными. Игры способствуют развитию внимания, мышления, памяти, воображения дошкольников. Использование  игровых те...

Сюжетно-ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности....

Консультация для родителей: "Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника"

Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника....

Консультация для педагогов «Роль дидактической игры в развитии познавательной сферы ребенка дошкольника».

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и ...

Творческий отчет на тему: «Развитие познавательной сферы детей старшей группы средствами интерактивных дидактических игр»

В связи с тем, что одной из важнейших задач современного дошкольного воспитания – является создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он ...

Дидактические игры на развитие познавательной сферы

Игры на развитие ВПФ - внимание, память, мышление, восприятие, речь....