Дидактические игры на развитие познавательной сферы
картотека

Ликсютина Светлана Викторовна

Игры на развитие ВПФ - внимание, память, мышление, восприятие, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_poznavatelnoe_razvitie.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие познавательной сферы

Внимание:

1. «Найди отличия».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок имеющих различия.

Ход игры:

Посмотри внимательно эту карточку. На ней изображены 2 картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.

2. «Найди дорожку».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаши.

Ход игры:

Ребёнок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем, либо обратным концом карандаша.

3. «Слушай хлопки!».

Цель: развитие слухового и произвольного внимания.

Ход игры:

Двигаясь по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны), два хлопка – принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу), три хлопка – возобновить ходьбу.

Память:

1. «Разведчики».

Цель: развитие сосредоточенности, наблюдательности, зрительной, произвольной и образной памяти.

Оборудование: набор сюжетных картинок или иллюстраций из книг.

Ход игры:

Ребёнку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку и задаёт по ней несколько вопросов (Какие персонажи были нарисованы на картинке?, Во что они были одеты? и т. д.) в зависимости от самой сюжетной картинки.

2.  «Карлсон расшалился».

Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти.

Оборудование: игрушки.

Ход игры:

Поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите детям рассмотреть их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Дети должны все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.

3. «Узор из пуговиц».

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Оборудование: пуговицы, счетные палочки.

Ход игры:

Выложите из пуговиц несложный узор. Дайте детям время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите детям выложить такой же узор. Если они затрудняется, то помогите им.

Откройте свой узор и сравните изображения. Не забывайте хвалить детей.

Мышление:

1. «Разложи предметы».

Цель: формирование мыслительной операции – классификация предметов.

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры:

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

2. «Новоселье у матрёшек».

Цель: формирование у детей умений систематизировать и сравнивать предметы между собой – развитие мыслительной операции «сравнение».

Оборудование: кукольный домик из 5-ти этажей, матрёшки.

Ход игры:

Педагог рассказывает: Матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помогите же матрешкам найти свои квартиры. Расскажите им, где их квартиры.

3. «Что это? Кто это?».

Цель: развитие наглядно-образного мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Восприятие:

1. «Пляшущие тени».

Цель: развитие зрительного восприятие, представлений о свете и темноте.

Ход игры:

Эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

2. «Где позвонили?».

Цель: развитие у детей слухового восприятия и умения определять направленность звуков.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

3. «Когда это бывает?»

Цель: формирование у ребёнка восприятия времени (части суток).

Ход игры:

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.

Речь:

1. «В кабине, в кузове».

Цель: формировать окончания имен существительных в винительном падеже.

Оборудование: сюжетная картинка.

Ход игры:

Предложите детям рассмотреть картинку. Попросите назвать недостающие детали грузовой машины. Задайте вопросы: «Чего нет у грузовой машины?» (Дверцы, борта.) «Как открывается дверь кабины? Кто сидит в кабине?» (Водитель сидит в кабине.) «Как называется человек, который едет с водителем в машине?» (Пассажир.) «Где сидит пассажир?» (Пассажир сидит в кабине около водителя.) Вырежьте в нижней части листа дверцу от кабины грузовой машины и боковой борт. Приклейте их к нарисованной грузовой машине таким образом, чтобы можно было их отогнуть.

Если есть набор «Лего», предложите детям сконструировать грузовой автомобиль. Попросите посадить в кабину пассажира и водителя. Спросите, кто и где сидит в кабине автомобиля? Игру с кузовом проведите по аналогии (В кузове лежит песок, кирпичи.). Вы можете вместе с детьми нарисовать любой груз для изображенного на рисунке грузовика.

2. «Повар готовит обед».

Цель: пополняет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; согласовывать имена числительные «два», «пять» с именами существительными.

Оборудование: натуральные овощи.

Ход игры:

Предложите детям вспомнить, как называется профессия человека, который готовит вкусные обеды (Повар.). Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите детям рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите их сосчитать овощи. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой. Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеленого горошка. Попросите детей нарисовать рецепт салата (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.). Поднимите салфетку и еще раз попросите детей перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат.

3. «Много».

Цель: употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры:

Рассмотрите картинки вместе с детьми. Попросите их называть профессии изображенных людей и показывать их на картинках. Например: «Вот врачи, а это—врач». Если дети затрудняются, покажите и назовите профессию в единственном числе, а дети образуют множественно е число(Врач — врачи, пожарный — пожарные, капитан — капитаны, почтальон — почтальоны, маляр — маляры, балерина — балерины, художник — художники, шофер — шоферы, летчик — летчики, строитель — строители.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры на развитие познавательной сферы ребенка"

Игры на развитие познавательной  сферы ребенка...

Мастер-класс "Игры на развитие познавательной сферы дошкольников"

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста являются наиболее актуальными. Игры способствуют развитию внимания, мышления, памяти, воображения дошкольников. Использование  игровых те...

Сюжетно-ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности....

Дидактические игры для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы ребенка - не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интелле...

Консультация для родителей: "Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника"

Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника....

Консультация для педагогов «Роль дидактической игры в развитии познавательной сферы ребенка дошкольника».

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и ...

Дидактические игры на развитие познавательной сферы в разновозрастной группе.

Дидактические игры на развитие познавательной сферы в разновозрастной группе....