Консультация "Структурирование предметно-пространственной среды в группе детского сада"
консультация

Нестеренко Инна Михайловна

Структурирование  предметно-пространственной  среды в группе

Воспитатель: Нестеренко И. М.

 

 

Понятие предметно-пространственной среды определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Чем богаче и насыщенней предметно-пространственная среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку

 

Именно среда – условие оптимального саморазвития личности.

Благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

    Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

 

 

       Предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности, является источником его знаний и социального опыта.

 

Создавая предметно-пространственную среду, необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 

 

 

Основные составляющие при проектировании среды в группе - это ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.

Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка. Успешность влияния предметно-пространственной среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.

 

 Требования ФГОС к предметно - пространственной среде:

 

1. Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

2. Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы).

3. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений   в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей

4. Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора, появление новых предметов.

5. Интерактивность поверхностей. Так называемые интерактивные стенды и стены – это зоны для воспитания художественно-эстетического вкуса, познавательного развития, развития социально-коммуникативных навыков у детей.  Эти поверхности представляют собой инструмент, который позволяет изменить предметную среду группы.

6. Доступность среды предполагает: свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.

7. Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности,  на игрушки должны быть сертификаты соответствия.

 

Организация предметно-пространственной среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

 

Групповая комната в детском саду должна быть представлена тремя основными секторами:
 

 

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе):

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования и моделирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

1. Центр книги

2. Центр отдыха и уединения

3. Центр экологический

Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования)

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр патриотический

4. Центр ПДД

 

 

Детские центры:

 

  • книжный;
  • конструирования и моделирования;
  • художественного творчества;
  • экологический;
  • музыкально-театрализованной деятельности;
  • познавательно-исследовательской деятельности;
  • сюжетно- ролевой игры;
  • ПДД;
  • физкультурной деятельности;
  • патриотический;
  • уединения;
  • программирования и 3D-моделирования;
  • робототехники;
  • журналистики.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ центров:

 

Центр физкультурной деятельности

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

- обручи;

- кольцебросы;

- мячи;

-скакалки;

- кегли.

 

 

«Патриотический»

Задачи: формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота.

- плакаты с изображением президента РФ,

- плакаты с изображением флага РФ,

- гимн РФ,

- альбомы «Москва – столица нашей Родины», «Моя малая Родина»

 

 Экологический

     В этом уголке дети:

- ухаживают и наблюдают за изменениями в процессе роста растений;

- работают с календарём природы;

- исследуют и создают коллекции (камней, ракушек, семян);

- играют с макетами;

- изучают сезонные состояния погоды, растений, животных;

- составляют рассказы о природе по картинкам;

- высаживают семена и выращивают «огород» на окне.

 

Центр ПДД

Задачи: формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения, передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- макеты улиц,

- дидактические игры по ПДД,

- дорожные знаки.

 

Центр театрализованной деятельности

Срела должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность, но и являться основой самостоятельного творчества ребёнка, своеобразной формой его самообразования.

 

Центр сюжетно-ролевой игры

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

- дидактические игры: социально-нравственного характера; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;

-картинки с изображением различных трудовых процессов;

 

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных;

- предметы-заместители.

 

 

Центр книги

 Центр книги, является ступенью в мероприятиях для детей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

- детские книги по программе;

- любимые книги детей (по интересам);

- сезонная литература

 

Центр конструирования и моделирования

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, по чертежу, по собственному замыслу.

-модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц, картонные дома.

- наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный;

- мозаики крупные, средние, мелкие;

-пазлы;

- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;

- игрушки для обыгрывания построек;

 

Центр прзнавательно-исследовательской деятельности

Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций; формирование умений комплексно обследовать предмет.

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи.

-приборы-помощники: увеличительное стекло, лупы.

 

Центр «Уединения»

Задачи: Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе; формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым; организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей.

 

Центр художественного творчества

Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов; развитие моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

- книжки-раскраски;

-альбомы для рассматривания;

- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты;

- акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; кисти, ножницы, доски для лепки, палочки, поролон, трафареты

- пластилин;

 

Центр программирования и  3D-моделирование

 

  Современные дети живут в эпоху стремительного цифрового прогресса. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Малыши очень быстро осваивают смартфоны, компьютеры и другие технические средства, поэтому бывает очень сложно, не упустить тот самый момент, когда ребёнок становится зависимым от гаджетов. Направить интерес ребёнка в "нужное русло"- это одна из важнейших задач современного педагога. Полностью оградить ребенка от гаджетов и компьютерных технологии практически невозможно, использовать их нужно "во благо"!

 Дошкольный возраст-это идеальное время для начала изучения основ программирования, и это совсем не означает длительное нахождение у экрана персонального компьютера.

  Робототехнический набор Matatalab - это набор для начального обучения, рассчитанный на возраст 4+. Развивает логическое мышление в увлекательной игровой форме. Учит основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств.

 

В процессе обучения 3D-моделированием ребята развивают пространственное воображение и конструкторские навыки, с помощью которых ребёнок может не только воссоздать трехмерную модель существующего предмета или персонажа, но и придумать собственного!

3D-моделирование имеет, как творческое, так и техническое направление,  развивает инженерное и аналитическое мышление ребят.

 

 Центр робототехники.

Лего-конструирование и  робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные  ФГОС дошкольного образования.

 

 

Центр журналистики.

Ярким, развивающим, интересным, значимым для детей занятием является детская журналистика, занимаясь которой ребята чувствуют свою значимость, ответственность, гордость за общее дело, учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой, друг с другом, со взрослыми, с окружающим социумом.

 

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

При организации предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структурирование предметно-пространственной среды Нестеренко И. М.

Слайд 2

Понятие предметно-пространственной среды определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Чем богаче и насыщенней предметно-пространственная среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку .

Слайд 3

Центр физкультурной деятельности

Слайд 4

Патриотический уголок помогает знакомиться с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России Центр патриотического воспитания

Слайд 5

Центр ПДД

Слайд 6

Центр театрализованной деятельности

Слайд 7

Центр сюжетно-ролевых игр

Слайд 8

Центр книги

Слайд 9

Конструирования и моделирования

Слайд 10

Познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 11

Центр художественного творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

НОД в средней группе детского сада " Деревья и кустарники на участке детского сада"

Содержание образовательной деятельности соответствует разделу « Ребенок открывает мир природы» по программе « Детство»...