Картотека дыхательной, пальчиковой гимнастики, релаксация.
методическая разработка

Горбачева Татьяна Александровна

Картотека дыхательной, пальчиковой гимнастики, релаксация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dyhmalop.palchikrelaks.docx57.14 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед

и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.


Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
 
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
 
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
 
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Карточка №2


Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
 
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Жук.

Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - "ж-ж-ж", одновременно опуская руки вниз.

Шину прокололи.

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - "ш-ш-ш".

Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
                                                                     

Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

                                       Карточка №3
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
 
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
 
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
 

Гуси летят.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
 
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.


 Аист.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш".

                                       Карточка №4

Великан и карлик.
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

Задуй упрямую свечу.

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".

Пастушок.

Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

Кто громче.

Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) "м-м-м", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

Карточка №5

Пилка дров.

Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

Сбор урожая.

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

Дровосек.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
 
Мельница.
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
 

Конькобежец.
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Карточка №6

Шарик. 

Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

Каша.

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово "пых". Повторить не менее 6 раз.

Ворона.

Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар-р-р!

Покатай карандаш.

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Комарик.

Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - "з-з-з"; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

Веселая пчелка.
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

Карточка №7

Сердитый ежик.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
 
Лягушонок.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
 
В лесу.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Охота.

Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

Сыграем на гармошке.

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3 4 раза.

Комплекс №1

Часики

Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Петушок

Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Насос

Накачаем мы воды, 
Чтобы поливать цветы.
1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох); 
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Семафор

Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох); 
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).


 

Комплекс №2

Гуси летят

Гуси высоко летят. 
На детей они глядят.
И.п. – о.с. 
1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)

Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И.п. – о.с. 
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Регулировщик

Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)

Комплекс №3

Крылья

Крылья вместо рук у нас,
Так летим – мы высший класс.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки

Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание

Покачаемся слегка,
Ведь под нами облака.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох);
2 – наклон влево – «кач» (выдох).

Поворот

Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох);
2 – и.п. (выдох);
3 – повернуться влево (вдох);
4 - и.п. (выдох).

Комплекс №4

Ушки

Ушки слышать все хотят
 Про ребят и про зверят.
И.п. – о.с. 
1 – наклон головы вправо – глубокий вдох;
2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево ушки должны быть как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось.

Задувание свечи
Нужно глубоко вдохнуть,
Чтобы свечку нам задуть.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;
2 - губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха, условно стараясь задуть горящую свечу – «фу-фу-фу». Во время упр-ия корпус держать прямо.

Губы трубкой

Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И.п. – о.с. 
1 – полный вдох через нос, втягивая живот;
2 – губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив ими легкие до отказа;
3 – сделать глотательное движение, как бы глотать воздух;
4 – пауза в течение 2-3 сек., затем поднять голову, вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Комплекс №5

Удивимся

Удивляться чему есть – 
В мире всех чудес не счесть.
И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;
1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;
2 – и.п.

Плечи

Поработаем плечами,
Пусть танцуют они сами.
И.п. – о.с.
1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;
2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.

Поворот

Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох;
2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперед;
4 – и.п. 
То же, выполнять в другую сторону.      

Покачаемся

Чтобы правильно дышать,
Себя нужно раскачать.
И.п. – о.с.    
1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох;
2 – медленно распрямиться, прогнуться назад, делая выдох.

Комплекс №6

Гудок парохода

Прогудел наш пароход,
В море всех он нас зовет.
И.п. – о.с.
1 – через нос с шумом набрать воздух;
2 – задержать дыхание на 1-2 сек;
3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

Носик

Мы немного помычим
 И по носу постучим.
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох через нос;
2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.

Курносик

Очень любим мы свой нос.
А за что? Вот в чем вопрос!
И.п. – о.с.
1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

Дыхательная гимнастика

К-1:

Часики.        

Трубач.

Петух.

Каша кипит.

Паровозик

На турнике.

К-2:

Шагом марш!

Летят мячи.

Жук.

Шину прокололи.

Насос.

Регулировщик.

К-3:

Вырасти большой.

Лыжник.

Маятник.

Гуси летят.

Семафор.

Аист.

К-4:

Великан и карлик.

Задуй упрямую свечу.

Пастушок.

Кто громче.

К-5:

Пилка дров.

Сбор урожая.

Дровосек.

Мельница.

Конькобежец.

К-6:

Шарик.

Каша.

Ворона.

Покатай карандаш.

Комарик.

Веселая пчелка.

К-7:

Сердитый ежик.

Лягушонок.

В лесу.

Охота.

Сыграем на гармошке.

Дыхательная гимнастика

Комплекс №1:

Часики.

Петушок.

Насос.

Семафор.

Комплекс №2:

Гуси летят.

Ежик.

Регулировщик.

Комплекс №3:

Крылья.

Поднимемся на носочки.

Покачивание.

Поворот.

Комплекс №4:

Ушки.

Задувание свечи.

Губы трубкой.

Комплекс №5:

Удивимся.

Плечи.

Поворот.

Покачаемся.

Комплекс №6:

Гудок парохода.

Носик.

Курносик.

Карточка №1

«Рыбки»

В голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая.

Тишина их манит вниз

Рыбки, рыбки спать ложись.

Карточка №2

«Космос»

Мы друзей хороших

В садике нашли

Пригласили в космос их и летим…

Мы парим, как соколы,

В вышине.

Звездами любуемся в тишине.

Ветерок – проказник

Вскоре пролетел.

Опустив на землю нас,

Нежно песню спел:

«Вы спокойно отдыхали,

В космосе все побывали…

Хорошо вам отдыхать!

Но пора уже вставать»

Карточка №3

«Мишка бурый лег в берлоге»

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез,

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли

И, как мишка, видят сны.

Тише, тише, не шуршите,

Наших деток не будите!

(музыкальное сопровождение: пение птиц)

Птички станут щебетать,

Будет глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Карточка №4

«Ленивый барсук»

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный –

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он!

На заре и на закате –

Все не слезть ему с кровати!

Карточка №5

«Волшебный сон»

Дети ложатся на спину и  выполняют все в соответствии с текстом.

Педагог дает детям установку: внимательно меня слушайте и мысленно, про себя повторяйте за мной все, что я буду вам говорить.

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Дышится легко… Ровно… Глубоко…        

Губы теплые и вялые…

И нисколько не усталые…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…

Карточка №6

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Карточка №7

«Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Карточка №8

«Бубенчик»

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

 Карточка №9

«Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

Я на солнышке лежу, 
Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

Карточка №10

«Осанка»

(Дети ложатся на спину и  выполняют все в соответствии с текстом)

Хватит спинушку тянуть, надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка правильно лежим, мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая!

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите.

Все присели, потянулись, потянулись, улыбнулись! 

Карточка №11

«Океан»

Я слышу океана шум и шум волны,

И шелест пены на песке прибрежном.

Волна беседует со мной.

Она нам говорит:

Расслабьтесь , успокойтесь , отдохните…

Услышьте шум прибоя ровный.

Пусть голову оставят мысли.

Пусть шея, грудь и руки отдохнут,

Вдохните чистый воздух океана.

Расслабьте тело, ноги и услышьте,

Как тепло и свет вливаются в вас,

Уносят огорчения, болезни…

Свет чистый, белый чистит душу, тело.

Релаксация

1. Рыбки.

2. Космос.

3. Мишка бурый лег в берлоге.

4. Ленивый барсук.

5. Волшебный сон.

6. Снежная баба.

7. Птичка.

8. Бубенчик.

9. Летний денек.

10. Осанка.

11. Океан.

Карточка №1

«Детский сад»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любой предмет имеющий отношение к детскому саду (воспитатель, кукла, мяч и т.д.).

Карточка №2

«Назови дерево»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любое дерево (тополь, яблоня, береза и т.д.).

Карточка №3

«Найди и промолчи»

Инструктор показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем отвернуться, а сам прячет игрушку и, предупреждая детей о том, что тот, кто первым найдет игрушку не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде инструктора: «Ищем!» дети встают, спокойно ходят и ищут ее. Кто нашел первым – подходит к инструктору и говорит так, чтобы остальные не услышали (или тихонько садится на скамейку). Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей ее не найдут.

Карточка №4

«Назови ягоду»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любую ягоду (малина, земляника, смородина и т.д.).

Карточка №5

«Съедобные – несъедобные»

Дети стоят (сидят) в кругу. Инструктор по очереди бросает (катит) им мяч и если говорит «съедобный», то ребенок должен назвать съедобный гриб, и бросить мяч обратно. А если «несъедобный», то ребенок должен назвать несъедобный гриб. Например:

Съедобный – подберезовик;

Несъедобный – мухомор.

Вариант: наоборот, инструктор называет гриб, а ребенок - съедобный или несъедобный.

Карточка №6

«Назови гриб (ягоду)».

Дети образуют круг.  В центре круга становится педагог с мячом. Педагог произносит текст:

Ну – ка, Лена, не зевай!

Гриб скорее называй!

Или:

Ягод много есть в лесу,

Ты назови всего одну.

Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя гриб или ягоду. Игра продолжается. 


Карточка №7

«Назови фрукт»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любой фрукт (яблоко, апельсин, банан и т.д.).

Карточка №8

«Овощи и фрукты»

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт. Например:

Водящий: морковь

Ребенок: овощ(ловит мяч и бросает обратно).

Водящий: фрукт

Ребенок: банан(ловит мяч и бросает обратно).

Карточка №9

«Цапля – лягушка»

Дети идут по кругу. Инструктор говорит «цапля или лягушка». Если говорит «цапля» - дети принимают положение – стоя на одной ноге, друга согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов; если «лягушка» - принимают положение - упор присев. Говорить слова вразброс, с разным интервалом.

Карточка №10

«Не потеряй мяч»

Дети встают в круг. Инструктор дает им мяч, который они передают по кругу. Затем добавляют еще один мяч, еще и еще (на усмотрение инструктора). Нужно четко передать мяч, принять и не уронить. Кто потерял мяч, тот выходит из игры. Можно менять направление.

Карточка №11

«Назови овощ»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любой овощ (помидор, огурец, баклажан и т.д.).

Карточка №12

«Найди игрушку»

Инструктор показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем отвернуться, а сам прячет игрушку. По команде инструктора: «Ищем!» дети спокойно ходят и ищут ее. Выигрывает тот, кто первым найдет игрушку.

Карточка №13

«Карлики и великаны»

Дети идут по кругу. Инструктор говорит «карлики» или «великаны». Если говорит «великаны» - дети поднимают руки вверх; если «карлики» - принимают положение - упор присев. Говорить слова вразброс, с разным интервалом.

Карточка №14

«Назови ласково»

Дети стоят (сидят) в кругу. Инструктор по очереди бросает (катит) мяч и называет слово. Ребенок должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме, бросив мяч обратно. Слова можно называть любые, либо по определенной теме. Например:

Машина – машинка, собака – собачка, солнце – солнышко и т.д.

Карточка №15

«Затейники»

Выбирается водящий – «затейник», который становится в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят слова:

Ровным кругом друг за другом мы идет за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так…

Дети останавливаются, опускают руки, а «затейник» показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Кто выполнить движение лучше, тот становится «затейником».

Карточка №16

«Узнай по голосу»

«Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты,…(имя), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай».

Ход игры:, закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

Карточка №17

«Назови головной убор, обувь, одежду»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя по просьбе инструктора либо головной убор (шапка, кепка), либо обувь (сапоги, тапки), либо одежду (платье, пальто).

Карточка №18

«Горы и реки»

Дети идут по кругу. Инструктор говорит «горы или реки». Если говорит «горы» - дети поднимают руки вверх; если «реки» - принимают положение - упор присев. Говорить слова вразброс, с разным интервалом.

Карточка №19

«Ушки»

Дети встают парами и, играя в ладушки, приговаривают:

Мама била, била, била и все папе доложила.

Папа бил, бил, бил и все бабе доложил.

Баба била, била, била и все деду доложила.

Дед бил, бил, бил и все сестрам доложил.

Сестры били, били, били и все братьям доложили.

Братья били, били, били и в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки – закрывай скорее ушки!

При последних словах дети быстро ладошками закрывают свои уши. Кто из играющих сделал быстрее, тот победил.

Карточка №20

«Назови предмет»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любое слово, относящееся к данной теме. Например «мебель» - стол, стул, кровать и т.д.

Карточка №21

«Летает, не летает»

Дети идут по залу. Инструктор начинает называть одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Дети должны поднять руки в стороны, если назван летающий предмет. Например: стрекоза, самолет и т.д.

Карточка №22

«Съедобное - несъедобное»

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга стоит инструктор с большим мячом в руках. Водящий бросает мяч, называя съедобное или несъедобное. Если съедобное (макароны, торт), то ребенок ловит мяч и бросает обратно. Если называет несъедобное, то ребенок не ловит мяч.

Карточка №23

«Дед Мороз»

Дети становятся в круг, руки согнуты в локтях, ладонями вверх (показывают ладошки Морозу); в центре круга – Мороз, который старается заморозить (коснуться) детские ладошки. Дети должны успеть спрятать руки за спину.

Карточка №24

«Змея»

Дети стоят по кругу. Воспитатель произносит слова: «Я – змея без хвоста». Подходит к кому-либо из детей и спрашивает: «Саша, хочешь быть моим хвостом?». Если ребенок отвечает утвердительно, воспитатель приглашает проползти на четвереньках между его ног и встать сзади него, широко расставив ноги. Воспитатель держит его за руки. И так далее повторяет каждый ребенок. Дети кладут руки на плечи предыдущего ребенка. Затем воспитатель с длинным «хвостом» идет по залу – это ползет «змея».

Карточка №25

«Зимующие птицы»

Дети стоят (сидят) в кругу. Инструктор по очереди бросает (катит) мяч и называет птицу. Ребенок должен ответить зимующая это птица или нет. Например: воробей – зимующая, ласточка – не зимующая.

Карточка №26

«Летает, плывет, едет»

Дети идут по кругу, заранее обговорив следующие действия: «летает» - руки в стороны; «плывет» - имитация работы рук, плывя «брассом»; «едет» - изображая, что в руках руль. Инструктор вразброс называет транспорт, а дети выполняют соответствующее движение. Например: самолет – летает, корабль – плывет, машина – едет.

Карточка №27

«Назови профессии»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любую профессию (парикмахер, повар, врач и т.д.).

Карточка №28

«Тишина»

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте малыши.

Ход игры: дети идут в колонне по одному. После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.

Карточка №29

«Строим дом»

Дети становятся в круг. По сигналу ребенок передает кубик по цепочке, пока он не дойдет до инструктора, который ставит их в виде домика. Таким образом, гора кубиков перестраивается в дом (например, для собачки).

Карточка №30

«Какая у тебя мама?»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, и говорят какая у них мама (добрая, хорошая, красивая и т.д.).

Карточка №31

«Одень кукле шапочку»

На стульчиках сидят куклы (5-6). На противоположной стороне зала стоят дети с шапочками в руках. По команде они подходят к куклам, одевают им шапочки и возвращаются обратно. Затем надевают шапочки другие дети.

Карточка №32

«Воздушный шар»

Раздувайся наш шар,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся!"

Ход игры: 

Дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг. По сигналу воспитателя: "шарик лопнул!", дети приседают или медленно идут к центру  круга и произносят: "ш - ш - ш - ш "

Карточка №33

«Мы шагаем на парад»

Ходьба по залу «парадным шагом» - уверенным, четким с высоким подниманием колен.

Карточка №34

«Что бы ты хотел подарить маме на праздник?»

Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, и говорят, что бы они хотели подарить маме на праздник (цветы, открытку, конфеты и т.д.).

Карточка №35

«Разведчики, парад, засада»

Для игры надо выучить три вида действий: парадный шаг – уверенный, четкий, с высоким подниманием колен; осторожный, тихий, на цыпочках – как идут разведчики; засада – присесть на корточки, словно разведчик. (Показать движения). Инструктор называет вразброс все эти три слова, а дети должны без ошибки выполнить нужное действие.

Малоподвижные игры.

1.«Детский сад»

2.«Назови дерево»

3.«Найди и промолчи»

4.«Назови ягоду»

5.«Съедобные – несъедобные»

6.«Назови гриб (ягоду)»

7. «Назови фрукт»

8.«Овощи и фрукты»

9.«Цапля – лягушка»

10.«Не потеряй мяч»

11.«Назови овощ»

12.«Найди игрушку»

13«Карлики и великаны»

14.«Назови ласково»

15.«Затейники»

16.«Узнай по голосу»

17.«Назови головной убор, обувь, одежду»

18.«Горы и реки»

19.«Ушки»

20.«Назови предмет»

21.«Летает, не летает»

22.«Съедобное - несъедобное»

23.«Дед Мороз»

24.«Змея»

25.«Зимующие птицы»

26.«Летает, плывет, едет»

27.«Назови профессии»

28.«Тишина»

29.«Строим дом»

30«Какая у тебя мама?»

31.«Одень кукле шапочку»

32.«Воздушный шар»

33.«Мы шагаем на парад»

34.«Что бы ты хотел подарить маме на праздник?»

35.«Разведчики, парад, засада»

Карточка №1

«Осенние листья»

Ветер по лесу летал, Ветер листики считал

Раскачивая руками перед собой.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной, 

Вот с березки золотой,

Вот последний лист осинки

Загибаем указательным пальцем правой руки пальцы левой.

Ветер бросил на тропинку.

Плавное опускание рук на колени.

Карточка №2

«Пальчик – мальчик, где ты был?»

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - я, вот и вся моя семья.

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик - прыг в кровать! 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Тише, пальчик, не шуми, 
Братиков не разбуди ... 
Встали пальчики: «Ура! 
В садик нам идти пора!»

Карточка №3

«Сорока – ворона»

Сорока – ворона кашу варила

Деток кормила

4 пальчика загибаем (этому) – дала,

5 – (этому) – не дала.

Он воды – не носил,

Дров – не рубил,

Кашу – не варил,

Деток – не кормил.

Карточка №4

«Белка»

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки, 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Карточка №5

«Ну-ка, братцы, за работу!»

Hу-ка, братцы, за работу! 
Покажи свою охоту. 
Большому - дрова рубить. 
Печи все - тебе топить. 
А тебе - воду носить. 
А тебе - обед варить. 
А малышке - песни петь. 
Песни петь, да плясать, 
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Карточка №6

«Мыло»

Чище чтоб ладошки были,

Нужно их побольше мылить,

Три, ладошечки, давай,

Их от грязи оттирай.

Карточка №7

«Ладушки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в ладушки играть,

А теперь, давай-ка, бей,

С каждым разом все быстрей.

Карточка №8

«Друзья»

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит,

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить

Карточка №9

«Барашки»

Пальцы тянутся вперед,

Кто из них сильней нажмет?

А потом они согнулись,

Как барашки лбом столкнулись.

Карточка №10

«Венок»

Пальцы, как венок, сплетем,

Руки вытянем потом,

Пальцы выгнутся чуть-чуть,

Их расслабить не забудь.

Пальчиковая гимнастика.

1.«Осенние листья»

2.«Пальчик – мальчик, где ты был?»

3.«Сорока – ворона»

4.«Белка»

5.«Ну-ка, братцы, за работу!»

6.«Мыло»

7.«Ладушки»

8.«Друзья»

9.«Барашки»

10.«Венок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики для детей 5-6 лет

В данной картотеке представлены комплексы пальчиковой гинастики для детей 5-6 лет....

Картотека по пальчиковой гимнастики

Картотека  воспитателям и родителям для проведения пальчиковой гимнастики....

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики

Исследователь  детской  речи М.М.Кольцов пишет: "Движение  пальцев  рук  исторически, в ходе  развития  человечества оказались  тесно  связаны  с ...

Картотека дыхательно - звуковой гимнастики по лексическим темам

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. На начальных этапах работы по ра...

Картотека физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики

Картотека физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики для старшей группы детского сада. Материал сгруппирован по лексическим темам....

картотека физкультминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз для детей младшего дошкольного возраста

картотека физкультминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз для детей младшего дошкольного возраста...

Семина-практикум для воспитателей: «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Материал предназначен для педагогов-дошкольников. Как правильно и поэтапно использовать в работе с детьми артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику для преодоления речевого нарушения у де...