Методическая разработка музейно - педагогического занятия "Здравствуй, самовар - хозяин чаепития!"
методическая разработка (средняя группа)

Макарова Ольга Антоновна

1. Пояснительная записка

2.  Ход занятия.

3. Список используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

музейно-педагогического занятия

«Здравствуй, Самовар - хозяин чаепития!»

Автор: воспитатель

ГБДОУ д/c

Невского района

Макарова Ольга Антоновна

Санкт-Петербург

2020

I

Пояснительная записка.

 Данное музейно-педагогическое занятие является интегрированным занятием-беседой-досугом с чаепитием;

 Участники занятия-дошкольники, дети среднего возраста 4-5 лет;

Цели:

- продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством быта крестьян;

- знакомство с предшественником «чайника»-самоваром, как символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье;

- расширять словарный запас, используя малые формы фольклора;

- продолжать развивать познавательный  интерес к предметам старины;

- развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление и творческую активность.

Рассиатривание и исследование детьми самоваров, обсуждение их назначения и выражение своих чувств и эмоций, способствуют приобщению детей к различным видам русского народного творчества, о культуре и быте.

Предварительная работа. Беседы.

Рассматривание альбома «Русский самовар», чтение сказки «Федорино горе», русских народных сказок, декоративное рисование «Украсим для мамы блюдце и чашку».

Ход занятия

II

Тематические смысловые отрезки

Время

Содержательная деятельность

Методы и приемы

Знакомство с различными самоварами

10 минут

I. Сюрпризный момент – появление в группе нарядной скатерти и спрятанных под расписным платком (в русском народном стиле) самоваром.

II. Отгадывание загадок о таинственных предметах:

 На столе стоит, Словно птица-жар блестит!

Краник открывается-

Чай наливается!

 У носатого Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит

(Самовары)

III. Проговаривание за воспитателем прибаутки:

 Наша изба ровно тепла.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – обо всем тужить.

IV. После правильных ответов (отгадок) платок снимается и самовары появляются!

Словесный метод.

Загадки  и поговорки (прибаутки), позволяют быстро передать информацию детям, поставить познавательную задачу, помогают вызвать интерес.

Наглядный метод.

Дети имеют возможность увидеть окружающий мир, обратить внимание на определенные предметы (вещи).

Актуализация знаний детей

До 10 минут

I. Вопросы педагога детям:

- Что обозначает название этого предмета быта – «самовар»?

- Расскажите, что вы, ребята, знаете о самоварах, для чего они нужны?

II. Беседа (рассказ педагога).

Еще раньше, в самоваре кипятили воду для чая при помощи углей и сапога.

(Показ картинки или фотографии).

- Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Стол накрывали нарядной цветной скатертью, а самовар ставили в центр стола на специальный поднос. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки.

Самовар – это символ домашнего уюта, добра, благополучия, мира в семье.

Сейчас, в современном мире, в наши дни, самовары просто украшают кухни и они электрические.

III. Вопросы педагога.

- А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать?

- А из чего вам мама наливает чай?

- Вспомните, посмотрите, что есть у чайника, какие важные детали?

Ответы детей, уточнение воспитателя – носик, ручка, крышка.

IV. Сравнение самоваров и чайника.

V. Воспитатель предлагает детям посчитать предметы на столе, чтобы узнать сколько всего предметов и по группам.

IV.Педагог узнает мнение детей: из чего сделаны самовары и чайник.

Воспитатель добавляет, что эти самовары изготовлены из металла и обращает внимание на маленький самоварчик: «керамический, декоративный, сувенирный, расписной», важно, что в нем нельзя кипятить воду, так как он является сувениром, это подарок.

Словесный метод в сочетание с наглядным.

Дети получают информацию о самоваре, что вызывает познавательный интерес к предмету.

Благодаря практическим методам

обращение к предметному миру доступно и интересно детям; дети познают свойства, качества, признаки, связи с окружающим миром.

Введение информации

5 минут

I. Слушание шуточных поговорок и нахождение детьми деталей в самоварах.

 Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине – огонь и вода.

Четыре ноги, два уха, Один нос да брюхо.

«Сплетение познавательной, практической деятельности детей происходит с помощью наглядных методов  (дети устанавливают  причины, делают выводы).

Подвижная игра «Передай самовар»

5-7 минут

Подвижная игра «Передай самовар!».

Дети встают по кругу (можно образовать несколько кругов).

И по команде педагога передают друг другу самовары (разные по весу и форме); последний ребенок ставит самовар в середину круга на столик.

Воспитатель выясняет у детей, почему маленький самоварчик быстрее «добрался» до столика?

Во время интерактивной игры дети взаимодействуют друг с другом, узнают новое, приобретают собственный опыт.

Заключительная часть

(Итоговое обобщение высказываний и ответов детей).

До 10 минут

1. Дошкольники исследуют предметы и их детали. Рассматривают и трогают их.

2. Педагог предлагает детям высказать свое мнение о самоварах, понравились ли они, чем именно?

3. Дети отвечают на вопросы и слушают ответы друг друга.

4. Педагог читает четверостишье  о чаепитии.

 Хлебом – солью привечаем, самовар на стол  несем,

Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем.

5. Организация чаепития,  с самоварами на столах.

Словесный метод в сочетании с практической деятельностью во время чаепития.

Словарная работа.

Самовар, угли, кипяток, скатерть, домашний уют, благополучие, чаепитие, сувенир, декоративный, керамика, изба, лукошко, тужить, привечать.

Данное занятие является досугом, на котором воспитанники знакомятся с предметами, приобщаются к национальной русской культуре, что предполагает взаимодействие с музейным пространством и предметами, доступными для детского исследования.

Список используемой литературы.

1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. – «Просвещение», Москва, 1974.

2. Ветохина А. Я., З. С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В.,

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство – Пресс», 2015.

3. Гаврилова И. Г., Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ – СПб., Детство – Пресс,2010.

4. Грибовская А. А., Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.л Конспекты занятий – Москва, 2011.

5. Кондрыкинская Л. А., Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду – ТЦ Сфера, Москва, 2011.

6. Косарева В.Н., Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет – «Учитель», Волгоград, 2014.

7. Лыкова И. А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет,- Карапуз – Дидактика, ТЦ Сфера, Москва, 2007.

8. Шорыгина Т. А., Наша Родина – Россия.

 Методическое пособие – ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурсного педагогического мероприятия

Непосредственная  образовательная деятельность - сюжетное интегрированное  занятие на тему сказки К.И.Чуковского « Доктор Айболит» (формирование целостной картины мира, развитие устной...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»

Пояснительная записка  Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...

Методическая разработка музейно- педагогического занятия с использованием материалов экспресс- экспозиции «Музей в чемодане,День снятия блокады Ленинграда"

Методическая разработка музейно-педагогического занятия с использованием материалов экспресс-экспозиции "Музей в чемодане,День снятия блокады Ленинграда"...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта «Дети и музей». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.

            В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отр...

Методическая разработка Музейная педагогика в Учреждении

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...