Патриотическое воспитание детей в среднем дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС
статья

Николаева Маргарита Витальевна

Основное направление патриотического воспитания - это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов, память о которых надо сохранить и передать грядущим поколениям. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В нашем детском саду ведется систематическая работа по патриотическому воспитанию, требующая тщательной подготовки, педагоги составляют конспекты, четко продумывают программные задачи, подбирают иллюстрированные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_sred_gr.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. 

Основные  задачи  патриотического  воспитания  дошкольников:
-  формирование  любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому  саду,  города);
-  формирование духовно-нравственных отношений;
-  формирование любви к культурному наследию своего народа;
-  воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
-  чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
-  толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Отсюда, следует модель патриотического воспитания детей дошкольного возраста: семья, детский сад, родная улица, родной город, страна, ее столица, символика, права и обязанности (Конституция).

Насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста: до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей; в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей; в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств. 

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми: 

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию (развивающая среда дает возможность детям познакомиться   с символикой Российской Федерации, Белгородской области, г. Белгорода, с известными людьми, героями войны, труда, первыми руководителями нашей страны, историческими   событиями);

- тематические занятия (важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания);

- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок).

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям, и чтобы они охотно принимали в ней участие. Это может быть, например, деятельность по оформлению помещения к празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна. Главное условие — чтобы дети видели необходимость, не бесполезность своих усилий. 

Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Работа по привитию детям патриотического духа     должна строиться в тесном взаимодействии с семьей. Наглядно-информационные формы    знакомят родителей с условиями, содержанием и методами патриотического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Это стенды с информацией патриотического содержания, брошюры, агитационные листы, родительская почта, размещение информации на сайте детского сада и на личных сайтах педагогов. Познавательные формы призваны повысить ответственность семьи за нравственно-патриотическое воспитание, обогатить педагогические знания родителей. К познавательным формам относятся круглый стол, мастер-классы, проблемные семинары, патриотические акции. Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями. В детском саду регулярно проводятся календарные народные праздники, досуги патриотического содержания, экскурсии, викторины, развлечения, выставки.  

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой», «Елочка, живи!». Постепенно от прогулки и экскурсий, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это и прекрасная аллея сирени выпускников детского сада, и живописный Екатерининский и Александровский, Баболовский парки. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства. 

Таким образом, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); 
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса; 
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; 
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; 
  • деятельностный подход; 
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Чувство Родины начинается с восхищения, тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Литература:

  1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
  2. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
  3. «От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А Васильева, 2015г.
  4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9220206","attributes":{"alt":"","cla...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

ТЕМА:  «ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ...

Организация Патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

В статье описывается организация Патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска  в нашем случае  стала  тематическая папка или &laq...

Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...