Способы поддержки инициативы детей дошкольного возраста
материал

Менглиева Наталья Олеговна

Данная презентация разработана с целью повышения профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makety_prezentatsiya.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы поддержки инициативы детей дошкольного возраста Подготовила : воспитатель МБДОУ детский сад №107«Тополек» Менглиева Наталья Олеговна

Слайд 2

Уникальная природа ребёнка в дошкольном возрасте может быть охарактеризована как деятельность. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Слайд 3

ФГОС ДО ( п.4.1) «Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования…»

Слайд 4

Целевые ориентиры (ФГОС ДО) проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет эмпатию по отношению к другим людям; ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; способен к волевым усилиям ; Ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений; открыт новому , то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; п ытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы и поступкам людей.

Слайд 5

Что же такое инициатива? Инициатива -от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Детская инициатива -это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Слайд 6

творческая инициатива – предполагает включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление; инициатива как целеполагание и волевое усилие - предполагает включенность ребёнка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи; коммуникативная инициатива - предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия , коммуникативная функция речи; познавательная инициатива – предполагает любознательность ребёнка, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения. Виды и направления детской инициативы :

Слайд 7

Уровни развития инициативы как целеполагания и волевого усилия у дошкольника : 1-й уровень: ребенок обнаруживает стремление включитьсяпроцесс деятельности ( « Хочу лепить » , «…рисовать» . «…строить » ) без отчетливой цели; поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов бумаги и т. п.) ; завершает деятельность по мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты делаешь?» отвечает, обозначая процесс ( «рисую » , « строю» ); называние продукта деятельности может появиться после ее окончания (предварительно конкретная цель не формулируется ) . Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

Слайд 8

2 -й уровень: обнаруживает конкретное намерение - цель ( « Хочу нарисовать» , «…построить» , «… слепить домик» ); работает с конкретным материалом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен любым продуктом деятельности ( в процессе работы цель может меняться в зависимости от того, что получается в ходе деятельности ). Ключевые признаки: формулирует конкретную цель ( «Нарисую вазу» ), в процессе работы может менять цель , но фиксирует конечный результат ( « Получилась конфета» ).

Слайд 9

3-й уровень: и меет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется ( если удовлетворяет ) или уничтожается (если не удовлетворяет ) ; самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования ( «Хочу сделать такое же» ) в разных материалах (лепка, рисование, конструирование) . Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат , стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе , доводит ее до конца.

Слайд 10

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной д еятельностью (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Слайд 11

Для поддержки детской инициативы необходимо: предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность; формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; создавать для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребёнка все необходимые условия; содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; поощрять различные творческие начинания ребёнка .

Слайд 12

Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования : Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей. Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств . Использование алгоритмов при создании разных целостностей. Создание воображаемых миров. Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям. Совместное (дети и взрослые) сюжетно‐сложение с элементами режиссуры. Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей , впечатлений, способов создания предметов). Проектирование культурного пути создания полноценного творческого продукта. Организация среды, задающей структуру партнёрских действий взрослых и детей. Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды). Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре. Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома. И др.

Слайд 13

Одним из перспективных способов поддержки и развития детской инициативы является макетирование Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства . Макеты (масштабная модель ) - это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического) Макеты бывают: Настольные Напольные Подиумные настенные

Слайд 14

Макеты условно делятся на два типа: 1.Макеты-модели Макет-модель представляет собой небольшую плоскость, закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор). Добавлением служат тематические фигурки-персонажи, обозначающие действия события. Мелкий транспорт(автомобили , самолёты). Наборы мелких фигур – персонажей (семьи, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи ). Антураж (деревья, цветы)

Слайд 15

2.Макеты-карты Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий. Так, на макете-карте «Улицы-города», цветом выделяются: дороги , площадка для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки, мосты) и дополнением служат предметы, обозначающие события-действия.

Слайд 16

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач : Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; повышение уровня любознательности (дети задают вопросы, касающиеся предметов и явлений данного макета); развитие творческой инициативы детей (возникают разнообразные игровые замыслы); волевого усилия (дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность); развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения. развитие речи детей (при работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют об объекте сюжета, рассуждают, тем самым пополняют и активизируют свой словарный запас, диалогическую речь); формирование навыков сочинительства; закрепление математических понятий (пространство, количество, размер и т.д.) развитие общей и мелкой моторики рук; воспитание доброжелательности.

Слайд 17

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: 1 . Эмоциональная отзывчивость 2. Любознательность 3. Активность 4. Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками 5. Умение работать в коллективе

Слайд 18

Этапы работы по созданию макета: 1 этап - предварительная работа Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, экскурсии и т.д.); Подготовка и сбор материала 2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах и т.д. Персонажи, дополнительные элементы, антураж изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателя. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом. 3 этап-процесс развития и активизации игры с макетом Педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Слайд 19

приемы , способствующие повышению интереса детей к играм с макетами: чтение художественной литературы , которая создает в воображении детей разнообразные сюжеты с персонажами. (персонажи, объекты макета могут быть сделаны в процессе продуктивной деятельности детей с воспитателем); Презентация дополнительного материала для макета; Совместное придумывание детьми рассказа или сказки, которые в дальнейшем послужат игровым сюжетом; Придумывание нового сюжета, объединяя два – три макета, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события; Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей.

Слайд 20

Для развивающей среды в своей группе мы с родителями и детьми сделали несколько макетов, которые я хотела бы представить Вашему вниманию. Данные макеты могут использоваться по всем областям образовательной деятельности во всех возрастных группах.

Слайд 21

«ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

Слайд 22

«КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Слайд 23

«ЗООПАРК»

Слайд 24

«ГОРОД»

Слайд 25

«ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ»

Слайд 27

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Дидактические игры как средство развития  самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...

Развитие социального интеллекта и инициативы детей дошкольного возраста.

Развитие социального интеллекта и инициативы детей дошкольного возраста....

Развитие инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации проектной деятельности

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу развития социально - акт...

ГМО Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.

laquo;Проектная технология. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством реализации познавательно-исследовательского проекта «Мы веселые Матрешки»....

Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста

Актуальность поддержки детской инициативыВ нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития иниц...

Статья "Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста"

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс в ДОУ учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуал...