Конспект открытого интегрированного занятия в старшей логопедической группе "По страницам книжной истории"
план-конспект занятия (старшая группа)

Аникина Елена Николаевна

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного  занятия в старшей логопедической группе

"По страницам книжной истории"

Программное содержание:

Познакомить детей с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. Познакомить с первыми письменными материалами: камнем, глиной, шелком, берестой. Затронуть историю книгопечатания (рукописные и печатные книги). погрузить  детей в колорит стран (Египет, Китай, Руси) посредством музыки, видео материала, оформления помещения.

Активизировать познавательно - исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов. Развивать любознательность, умение делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений, устанавливать причинно-следственные связи.

Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после). 

Развивать творческие навыки и творческое воображение путем выполнения различных видов художественной деятельности.

Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.

Расширять словарный запас детей.  Активизировать диалогическую речь. Развивать умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. Закреплять правильное произношение поставленных звуков.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".


Ход занятия:

Звучит веселая музыка. В музыкальном зале за столом сидит профессор Всезнамус с книгой.

Профессор: Сколько всего надо успеть узнать самому и рассказать ребятам. Ведь у них всегда столько вопросов и я на каждый должен найти ответ!

В это время в зал входит воспитатель и дети.

Воспитатель: Здравствуйте, профессор, у наших ребят возник вопрос, не могли ли вы помочь найти на него ответ?

Профессор:  - Здравствуйте, ребята! Я профессор Всезнамус и знаю ответы на многие вопросы. И что же вы хотели узнать сегодня?

Ребенок: Уважаемый профессор, я и мои друзья хотели бы узнать, какими были самые  первые книги? 

Профессор:  Чтобы узнать какими были первые книги, нам надо будет отправить в прошлое. А что же такое прошлое? (Ответы детей). Как же нам попасть в прошлое, кто знает? Отвечаем полным ответом, ведь я профессор и люблю умных детей (Ответы детей. Профессор обыгрывает каждое высказывание ребенка, например: "Ты думаешь, что на ракете. Ребята, если мы сядем в ракету, куда попадем? В космос. А космос - это прошлое? Нет" и т.д. пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно только на машине времени

Профессор: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени. И в моей лаборатории тоже она есть. Прошу всех вас пройти в мою машину времени. По проводам идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. (Звучит космическая музыка дети проходят в машину времени).

Профессор: Прошлое книги началось в каменном веке. Мы туда и переместимся. Будем передавать по кругу палочку - перемещалочку.

Профессор:  - А сейчас посмотрите ребята на экран. Мы с вами попали в каменный век к самым Древним людям на Земле (идет слайд - шоу на экране при помощи проектора, которое сопровождается рассказом профессора и звучит тихая музыка).

Профессор: - Давным-давно, что теперь и не вспомнишь, жили на земле Древние люди.

- Как называлось их жилище? (Пещера)

- Посмотрите, из чего сделана одежда Древних людей? (Из шкур животных?

- А чем они питались? (Мясом животных)

- Как они добывали мясо? (Охотились)

-Все чем занимался Древний человек, он изображал на стенах своей пещеры.

- Из чего были стены в пещерах? (Из камня)

- Чем мог рисовать древний человек? (кусочком угля, обгоревшего дерева)

- Получались каменные рисунки, можно сказать каменные страницы каменной книги, которые до сих пор современные люди находят, читают и узнают, чем занимались Древние люди. Рисунки были очень простые. давайте разгадаем некоторые из них. (Охота на животных, Во время охоты древнему человеку приходилось преодолевать множество препятствий: переплывать реки, перепрыгивать через овраги и ямы, лазать по деревьям).

- Так как мы в каменном веке, давайте присядем вокруг сгоревшего костра и, как Древний человек, попробуем нарисовать на камне небольшой рисунок. (Дети садятся вокруг костра, который обложен по кругу гладкими камнями, берут по камешку и кусочку древесного угля и рисуют рисунок)

- Возьмите кусочек древесного угля, гладкий камушек и приступайте к работе. Вы можете нарисовать человека, реку, гору, дерево или совершенно, что - то свое. (По завершению работы, профессор спрашивает что дети нарисовали на каменных страницах. Камешки с рисунками дети кладут на место, вытирают руки салфеткой.)

- Вы хорошо постарались. Но ответьте мне на вопрос, так какими были самые первые книги?

- Время шло, все менялось, менялись и книги. Отправляемся в страну Египет. (дети проходят в машину времени, передают палочку - перемещалочку и попадают в Египет. На экране слайд-шоу)

Профессор - Ребята, мы попали в Древний Египет. Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать. А вот на чем жрецы писали и какие книги читали вы мне сами и расскажите.
Проходите и садитесь за столы. Посмотрите на ваших столиках лежат разные природные материалы. Что на столах? (Вода, песок, глина).

Профессор - Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки и попробуйте написать любую знакомую вам букву на песке. Ваше изображение видно?

Профессор:  - А сейчас положите свои палочки на стол. Представим, что мы свои надписи понесли кому-нибудь почитать. Мы несли их и трясли по дороге. Возьмите тарелочки и немножко, не сильно потрясите, как я. Что стало с нашей надписью? (Она исчезла)

Профессор: - А как мы думаете почему это произошло? (Потому что мы трясли, потому что песок сыпучий).

Профессор: - Правильно, ребята, потому, что песок сыпучий и если его потрясти надпись пропадает. Подойдет нам песок для написания книги?

Профессор:  - А сейчас подвиньте аккуратно тарелочки с водой, возьмите деревянные палочки и попробуйте написать на воде. Ну что получается? Почему? (Потому что вода невидимая, жидкая, и буквы наши тоже исчезают).

Профессор: Молодцы, вы все правильно сказали, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы, а значит и вода нам тоже не подойдет для написания книги. А сейчас подвиньте следующий природный материал -глину. Возьмите свои палочки и попробуйте порисовать на глине. Нарисуйте в середине небольшой круг. А теперь поставьте пять точек. Ну что, получается, рисовать на глине?

Профессор: - Хорошо, положите палочки на стол. А теперь проверьте, сохраниться ли наш рисунок, давайте потрясем доску с глиной, а теперь подуем на него. Что стало с нашим рисунком, он остался? (Рисунок остался, он не изменился).

Профессор: - Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то на ней?

Профессор: - Вот к этому выводу и пришли древние жрицы. Давайте посмотрим на экран, как они это делали (идет показ слайд-шоу сопровождающийся рассказом профессора). Для записи жрицы использовали такие же глиняные таблички, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались клинки, они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после их ставили высыхать. Так получалась одна страничка книги. Когда жрицами было написано много таких глиняных страничек книги, они их складывали друг на дружку. Вот так ребята и получились книги.

Профессор: - Как вы думаете, удобными были глиняные книги? (Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми). 

Профессор: - А сейчас, вытирайте свои руки, салфеточкой, и нам пора снова в путь. Пройдемте к нашей машине времени. Сейчас мы с вами окажемся в другой стране и в другом времени. Но чтобы нам туда попасть, нужно передавать палочку - перемещалочку.

Профессор:  Мы с вами попали в страну Древний Китай.  (идет слайд - шоу сопровождающее рассказом профессора). Это великая китайская стена, это дворец императора  - это самый главный человек в Китае. В Китае выращивают чай, рис.

Воспитатель - А я знаю, что китайцы много времени уделяют своему здоровью. И я даже знаю китайскую гимнастику и предлагаю вам ее сделать. Встаньте горошинками на ковре, чтобы друг другу не мешать.

Китайская гимнастика

Первое упражнение. руки опустите вниз, ноги вместе. Сначала поприветствуем солнце. Слегка наклониться вперед Потом руки поднимаем вверх и плавно опускаем вниз (2 раза).

Китайцы очень любят зонтики, поэтому превращаемся в зонтики (Упражнение "Зонтики" - плавные пружинки вправо, влево, руки слегка приподняты, ниже талии)

А теперь мы деревья - высокие и стройные (Руки вверху, ладошки соединить. Ногу согнуть и поставить стопу на колено другой ноги. Исходное положение, то же другой ногой.)

А еще в Китае очень любят чай. Превращаемся в чайник. Одна рука на пояс - это ручка. Другая в сторону - это носик. наклон в сторону - будто чай наливаем. Слегка приседаем.  А теперь в другую чашку.

Но чай горячий. Его нужно остудить. Подуем на него (Дыхательное упражнение "Остудим чай")

Дыхательное упражнение "Ха".

Профессор - Отдохнули? А теперь внимание на экран. история древней книги в Китае была очень интересной. Первую книгу в Китае сделали из шелка. А что такое шелк? (Шелк - это такой материал (если дети не отвечают, профессор сам проговаривает, что шелк - это нежная материя, из которого можно сшить блузку, платье, халат).

Профессор: - Шелк нарезали на маленькие кусочки, это и были страницы книжки, а потом эти странички сшивали между собой. И получались вот такие шелковые книги, посмотрите на экран. В таких книгах китайцы писали при помощи кисточки и красок.  Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковой книги. И попробовать написать на ваших кусочках книжной шелковой страницы. Только, то, что мы будем писать давайте я вам сейчас покажу. дело в том, что в Китае написания использовали специальные символы, которые назывались иероглифы. Скажем вместе - иероглифы. Посмотрите, вот здесь нарисованы иероглифы. Вот этот иероглиф обозначает слово человек, этот обозначает слово солнце, а это иероглиф обозначает слово трава, а это вода. Я предлагаю выбрать понравившейся иероглиф и написать при помощи кисточки и красок, как это делали в древнем Китае, на ваших шелковых страничках. Ну, что ребята получается? (дети комментируют свои иероглифы).  

Профессор: - Ребята, я открою вам небольшой секрет, что китайцы это довольно изобретательный народ, и следующее что они изобрели - это была бумага. Но об этом мы поговорим на другом занятии и в другом времени. А сейчас, вытирайте салфеткой, свои руки и прошу всех вас прошу пройти в машину времени, чтобы переместиться в новое время

Профессор: - Ребята мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим рукоделием и ремеслом, своей природой. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста? (Береста - это кора березы (если дети не отвечают, профессор обращается к экрану, "ребята, посмотрите на что это похоже?").

Профессор:  - И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки. А потом появилась бумага. И на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжелый. Поэтому они так обрадовались, когда появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран. Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги ( на экране идет показ слайд-шоу). Вот такая была первая печатная книга.

Профессор: - Предлагаю вам стать книгопечатниками и попробовать напечатать одну страничку, такой книги. Хотите? Тогда пройдемте вместе со мной к столу, на котором мы и будем печатать. На столе лежат буквы - печати. Выберете букву с которой начинается ваше имя, нанесите краску на печать и приложите ее к листу бумаги. А потом можете украсить печатную страничку с буквой разными  печатными узорами.  Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится. 

Профессор:  - Ну, что ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь, в настоящее. Прошу вас всех пройти в машину времени.

Профессор - Обратите внимание на экран. Куда мы попали? (на экране слайды с фотографиями родного города). Мы попали в родной город в наш детский сад. Обратите внимание на экран. Он нам сегодня очень помог и на последок приготовил задание.

Давайте его прочитаем. "Какими были первые книги?"

- Каменные

-Глиняные

- Шелковые

- Печатные

Обратите внимание на экран. Он кое что написал. Читаем вместе: "Вы молодцы" и достойны награды. Я хочу вручить вам ордена умников и умниц, которые будут напоминать о нашей встрече и подтверждать что вы стали учениками профессора Всезнамуса. Ну что ж ребята, нам с вами пора прощаться, до свидания, до скорых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Бабушка – Загадушка в гостях у ребят»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Бабушка – Загадушка в гостях у ребят»....

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.

Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

Конспект открытого НОД в старшей логопедической группе «Осень»

Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжать учить согласовывать движения с речью.Развивать мелкую моторику пальцев рук через п...