Развитие театрализованной деятельности детей через художественную литературу
статья

Баитова Ольга Борисовна

Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста по средствам художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие театрализованной деятельности детей через художественную литературу

Неповторимым по своей сути является дошкольный возраст. В этот период идет активный процесс социализации ребенка, знакомство детей с культурой, нравственно-духовными и общечеловеческими ценностями, начинает формироваться самосознание, ребенок раскрывает свою индивидуальность.

Ведущий вид деятельности дошкольников это игра. Именно в игре дети проявляют свою самостоятельность, это заключается в выборе игрушек, использовании различных предметов, преодолении трудностей, связанных с сюжетом игры. Одним из важнейших видов игры является театрализованная игра.

         Театрализованная игра, заключается в разыгрывании литературных произведений. Действующие лица – это герои произведения, сюжет игры – действия героев, события, происходящие по ходу произведения.

        При помощи театральной игры у детей развивается эмпатия, они начинают сопереживать эмоциональному состоянию других, учатся узнавать состояние другого по мимике, интонации.  Игры развивают у детей выразительную речь, помогают укрепить коммуникацию между детьми, помогают развитию музыкальных способностей.

Театрализованные игры являются обширной творческой деятельностью. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

         В составе театрализованных игр можно выделить 2 основных группы:

- игры-драматизации;

- режиссерские игры.

При условии того, что дети готовы и проявляют способности к эстетическому восприятию искусства, умению слушать текст, различать интонации, театральная игра сложится хорошо.

По мнению А.Н. Леонтьева, выдающегося отечественного психолога, театрализованная игра тесно связана с художественными произведениями. Художественная литература формирует у детей чувство прекрасного, позволяет прочувствовать слово.

При помощи детской художественной литературы, дети развивают речь, восприятие, нравственные и эмоциональные качества. Все это очень важно для театрализованных игр.

В свою очередь с помощью театрализованных игр  дети  лучше усваивают художественное произведение и характер героев.

Игры-драматизации привлекают детей тем, что именно в них можно изображать смелых и отважных героев. Детская литература богата образами благородных персонажей.

Важная роль в театрализованных играх остается за педагогом. Педагог должен сформировать непосредственный интерес к игре, научить детей выразительности речи, импровизации.

        Театрализованная деятельность помогает решать ряд педагогических проблем. С помощь театрализованных игр дети познают окружающий мир, проявляют интерес к театру, культуре в целом. Театральные игры развивают в детях творчество. В это время художественная литература является главным источником театрализованных игр.

Театрализованная игра в педагогической литературе пересекается с понятием игра-драматизация. Мнения ученых в рассмотрении данных понятий расходятся. Как считает Л.С.Фурминова, театрализованная игра представляет собой игру-представление, где произведение разыгрывается при помощи интонации, жестов и мимики, при этом дети передают определенные образы. По мнению Л.С.Фурминовой театрализованные игры делятся на 2 вида:

- предметные, в которых героев произведения отождествляют игрушки или куклы;

- непредметные, где роли исполняют дети. К данному виду как раз относятся игры-драматизации.

А.Н.Леонтьев утверждал, что признаком игры, является потребность, которой отвечает игра, и не зависит от конечного результата. Мотив игры заключается в том, чтобы игра состоялась, не имея значения, что произойдет с результатом игры.  В игре-драматизации дети могут творить, ведь правила игры оговаривают лишь сюжет в общих чертах, все остальное возложено на фантазию детей. Готовый сюжет театрализованных игр оставляет меньше возможностей для творчества детей.

Игры-драматизации А.Н.Леонтьев видел началом «предэстетической деятельности» детей.

По мнению Л.В.Артемовой театрализованные игры делятся на 2 вида, в зависимости от способа эмоциональной выразительности:

- режиссерские игры (настольный, теневой театр). В данном виде игр ребенок берет на себя роль режиссера, и управляет куклами или игрушками.

- игры-драматизации, в которых все действия исполняют дети, но при этом они могут использовать костюмы, ручных  и пальчиковых кукол.

Л.В.Ворошнина считает, что основной особенностью театрализованных игр является литературная основа содержания и обязательное присутствие зрителей.

Л.С.Выготский рассматривал театрализованную деятельность как самый распространенный вид детского творчества, так как отражение впечатлений из жизни ребенка происходит стихийно, независимо от желаний взрослых.

Детский психолог Н.Н.Поддьяков говорил о том, что творчество, в том числе театрализованная деятельность насыщена положительными эмоциями и это очень притягивает детей.

В театрализованных играх сохраняются все элементы, которые выделял Д.Б.Эльконин в сюжетно-ролевых играх, а именно:

- роль;

- игровые действия;

- игровое употребление предметов;

- реальные отношения.

Художественная литература является видом искусства, который использует  в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Художественная литература вызывает в сознании наглядные образы, использую при этом лишь отражение действительности по средствам языка.

Используя только слово, художественная литература позволяет не только услышать, но и пережить те чувства, которые заложены в произведении. Слово имеет огромную силу, способно передать самые тонкие чувства.

Художественная литература разделяется в зависимости от способа организации словесного материала на поэзию и прозу.

При помощи художественной литературы складывается живая картина действительности, представленная в произведении.

Огромное значение представляет детская литература, которая несет в себе выполнение задач воспитания и обучения детей.

Детская литература имеет несколько жанров:

- сказка;

- стихотворение;

- повесть;

- поэма;

- рассказ;

- роман;

- фэнтези.

К.Д.Ушинский отмечал влияние детской литературы на формирование и развитие нравственных качеств и чувств детей, воспитание уважения к труду, природе, человеку.

При работе детей с детской литературой идет процесс художественно-эстетического воспитания, воспитания слушателя, читателя.

Освоение литературного произведения дошкольниками происходит через его восприятие. С детьми дошкольного возраста работу с литературой можно организовать как слушание текста, который читает педагог, можно включить аудиозапись. Живой голос педагога с эмоциональной окраской прочитанного текста будет более привлекать детей за прямой контакт педагога с детьми в группе.

Уровень восприятия детьми произведения зависит от уровня развития ребенка, его начитанности и интересов. Если у ребенка не развит интерес к литературе, это будет проявляться в поверхностном понимании текста, особый интерес будут вызывать только отдельные яркие моменты сюжета.  Дети с более развитым интересом к литературе, воспринимают текс произведения внимательно и заинтересованно, они могут понять отношение автора к своим героям.

Для развития восприятия у детей необходимо:

- на постоянной основе пополнять знания детей о литературе;

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Необходимым условием полного восприятия художественного произведения является полнота восприятия. В каждом периоде дошкольного возраста восприятие произведений будет отличаться в зависимости от особенностей возраста и психолого-познавательных возможностях детей. У детей младшего дошкольного возраста восприятие произведения зависит  от непосредственного личного опыта, когда как дети старшего дошкольного возраста уже способны понять события, которых не было в личном опыте.

Одним из важных показателей восприятия произведения является осмысленное понимание его содержания, то есть содержание произведения не искажается.

Для более глубокого восприятия произведений необходимо расширять у детей знания о других видах искусства, что позволит ребенку узнавать знакомые явления в литературе из других областей. Расширение данных знаний также позволит сложить у детей представления о литературе как виде искусства, языке литературы.

Развитие глубокого восприятия литературы произойдет, когда ребенок из пассивного читателя превратится в соавтора произведения, создавая в своем сознании произведение.

Важнейшей задачей литературы является развитие речи у детей. С помощью книги у детей расширяется словарный запас, вырабатывается потребность высказать свое мнение о произведении, что, несомненно, благотворно сказывается на развитии речи.

При работе с литературой возникает процесс детской художественной речевой деятельности, которая заключается в восприятие литературы, ее исполнением, с творческими проявлениями, такими как, придумывание сказок, рассказов, загадок.

Развивать интерес детей к литературе можно при помощи выразительного чтения детских произведений.  Эмоции, которые возникают у детей при прослушивании или прочтении произведений положительно влияют на развитие нравственных, художественно-эстетических качеств, способствуют наилучшему пониманию произведений.

В дошкольных образовательных учреждениях детей начинают знакомить с различными жанрами художественной литературы, что знакомит детей с разнообразием произведений и их стилей.

Дети старшего дошкольного возраста имеют расширенный словарный запас, имеют богатые представления об окружающем мире, умеют эмоционально реагировать на происходящее. Все это помогает им не только понимать сюжет, но и проявлять пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей и постижению идеи произведения. У детей на достаточно высоком уровне развито воссоздающее воображение, дети способны понимать текст произведения без помощи иллюстраций. У детей формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, способность относится к словесному образу как к авторскому приему. Проявляется умение замечать выразительные средства языка, возникает понимание переживаний, чувств, мыслей героев, причин их переживаний. Эмоциональное отношение к герою обусловлено всей совокупностью его поступков, а не только самым ярким и запоминающимся.

Дети старшего дошкольного возраста знают много потешек, четверостиший, у них возрастает и исполнительская деятельность. Дети с радостью пересказывают рассказы и сказки, стараются воспроизводить в речи особенности персонажей, передать свое отношение. Дети начинают выделять предпочтения к определенным жанрам и произведениям, отличают рассказ от сказки, прозу от поэзии, выделяют выразительные средства языка, могут объяснить, для чего автор их использует в определенном произведении. Дети могут придумать сказку или рассказ, небольшое стихотворение или продолжить известное.

С возрастом расширяется круг произведений и жанров, с которым дети знакомятся в дошкольном учреждении. Сказки развивают у детей фантазию, воображение, расширяют жизненные представления, ведь наряду с вымыслом в сказках присутствует элементы действительности.

Загадки помогают детям познакомиться с окружающим миром, они требуют от детей находчивости и сообразительности, при этом развлекая детей своей формой и содержанием.

Фольклор (скороговорки, потешки) является важной стороной развития у детей эмоциональной сферы, развивает воображение, мышление, развивает речевой аппарат. Скороговорки помогают детям бороться с фонетическими трудностями, способствуют правильному произношению звуков.

Рассказы позволяют решать множество вопросов, связанных с нравственным и эстетическим воспитанием детей. Это происходит благодаря большому количеству вариантов тем рассказов.

Ознакомление с художественной литературой, а также воспитание и обучение детей при помощи нее, требует использование различных методов. Все используемые методы, должны быть направлены на развитие эмоций, формирование отношение к прочитанным произведениям.

Театрализованные игры основываются на литературных произведениях, с помощью литературы формируется сюжет, роли. Детям в театрализованных играх нравится то, что можно изображать смелых, сильных, отважных героев. Детская литература располагает богатым материалом для благородных сюжетов и игр.

Театрализованные игры развивают речь ребенка, помогая усваивать выразительные приемы языка, интонации, расширяют словарный запас.

Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей творческой активности. Творческая активность в ходе театрализованной деятельности заключается в следующем:

- накопление художественно-образных впечатлений;

- активное включение детей в игровую деятельность;

- поиск поведения в роли;

- проявление детьми оценки совместного и индивидуального творчества.

Только при личностно-ориентированном подходе в обучении, возможно создать условия для художественно-эстетического развития детей. Педагог должен вовлекать детей в театрализованную деятельность, для этого необходимыми умениями педагога должны быть умение слушать, выразительно читать и рассказывать художественные произведения, владеть основами актерского и режиссерского мастерства, быть готовым перевоплотиться в любой момент. Педагог должен вовлечь детей в игру, научить ребенка оформлять театрализованные игры, научить взаимодействию с другими участниками игры.

В дошкольных образовательных учреждениях одним из видов приобщения детей к театрализованной деятельности является театр педагогов или театр взрослых. Театр взрослых решает несколько задач:

- приобщение и накопление детьми необходимой информации о театрализованной деятельности;

- у детей возникает желание самим поучаствовать в данной деятельности;

- способствует формированию эмоционально-чувственной сферы;

- пример педагога, участвующего в театрализованной деятельности, позволяет детям раскрепоститься.

Театр взрослых осуществляет свою деятельность в соответствии с целями дошкольного образовательного учреждения, деятельность театра направлена на всестороннее развитие детей. Педагогам необходимо развивать пластику, речь, музыкальные способности, все это положительно скажется на работе театра взрослых.

Работа театра взрослых ориентирована на потребности тех или иных детей, следовательно, можно целенаправленно подобрать материал исходя из сложившейся ситуации в группе или дошкольном образовательном учреждении в целом.

Воспитание ребенка творческим зависит от уровня творчества педагога.

Педагогам необходимо прививать знания о театрализованной деятельности детям, начиная с рассказов о театре, о его устройстве, театральных профессиях, постановках, правилах поведения в театре. В процессе пребывания в дошкольном учреждении дети знакомятся и участвует в различных видах театра (кукольный, теневой, драматический, стендовым и другими), разным содержанием постановок, сценическим оформлением. Педагог должен побуждать детей к театрализованной игре, учить их использовать мимику, жесты, интонации для более выразительного исполнения роли.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная игра у детей дошкольного возраста способствует развитию воображения, мышления, самостоятельности, развивает связную речь, словарный запас. Для успешного развития театрализованной деятельности и игры необходимо полное участие и заинтересованность педагогов. Именно творческий педагог способен воспитать творческую личность.

Детская художественная литература является средством развития театрализованной игры. Множество жанров литературы позволяет подобрать произведение, которое подходит под конкретную ситуацию. Благодаря художественной литературе ребенок развивает нравственные, эстетические качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление старшего воспитателя МДОУ «Детского сада №210» Е.В.Кузнецовой на семинаре–педагогический практикум по теме:«Театрализованная деятельность воспитанников, через художественно – эстетическое и речевое развитие»

Выступление старшего воспитателя затрагивает тему: "Театр глазами ребенка дошкольного возраста"Тема: «Роль  театрализованных  игр  в  воспитании  дошкольников...

Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу

Не все дети одинаково успешно овладевают речью.  В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. На развитие речи влияют...

презентация Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе "Развитие словотворчества у детей через художественную литературу"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов.Встреча с родителями в игровой форме: "путешествие по островам"...