Выступление на педагогическом совете по теме:«Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» в ДОУ»
материал

Алексеева Анастасия Анатольевна

В основе образовательной математической методики «Нумикон» мультисенсорный подход с применением наглядно-прикладного материала, красочных деталей, так называемых паттернов. Они помогают ребёнку рассмотреть, потрогать число, а значит понять и запомнить его. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.Нумикон может стать удачным дополнением к существующим методам и материалам по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Нумикон успешно применяется для обучения особенных детей, в том числе с расстройствами аутистического спектра и с синдромом Дауна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedagogicheskom_sovete.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА 

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Применение мультисенсорного пособия «Нумикон» в ДОУ»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Алексеева Анастасия Анатольевна

г.о. Клин, 19 ноября 2020г.

Нумикон - это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики.

Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка - способность обучаться на практике и способность запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать шаблоны и соотносить их с соответствующими числами. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также движение и речь. Каждая форма Нумикон, соответствует числу от 1 до 10. Подобно привычным «костяшкам» домино, игральным картам, расположению точек на гранях кубика, формы Нумикона «стандартизованы»: каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Учащиеся с нарушением слуха, часто не различают, например, слова «девять» и «десять», «тринадцать» и «тридцать». С помощью форм Нумикона можно «составить», «собрать» любое число и не только услышать, как оно называется, но и «увидеть» его.

Кроме форм-шаблонов в набор входят: разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов; белые доски с пупырышками и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку; «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданную форму, числовая прямая и некоторые другие материалы.

Условно разделяют работу по обучению счету с помощью Нумикон на 4 этапа:

Первый этап – игровой, ознакомительный - через различные сенсорные игры с шаблонами (раскрашивание красками, оттиски на пластилине, конструирование мебели, домиков, освоение пространства доски формами Нумикона и т.д.) учащиеся начинают видеть основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее. Нанизывание разноцветных штырьков на шнурок, выстраивание их на доске в определенной последовательности помогает формировать понятие ряда, закрепляет знания об основных цветах. На первых этапах работы с шаблонами Нумикона дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая. На этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. Абстрактная, очень сложная для наших ребят, операция сравнения становится наглядной, простой: формы, соответствующие различным числам можно приложить друг к другу и увидеть, какая из них больше, сразу, не пересчитывая «дырочек».

 Второй этап - конструирование рядов из форм и штырьков Нумикона Этот этап можно условно назвать «лесенка». Основная его цель – показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. На этом этапе школьники учатся нанизывать «бусы» из штырьков Нумикона, чередуя их, выкладывать на специальной доске и столе штырьки и формы Нумикон в определенной последовательности. Ребенку предлагается выложить дорожки разных цветов из штырьков (например, внизу доски – красную, а наверху – синюю). Таким образом, решается несколько задач: освоение пространства, закрепление понятий о различных цветах. Потом ребенку предлагается составить «дорожку» из чередующихся элементов: штырьков двух цветов или двух различных шаблонов. Постепенно количество элементов в последовательностях увеличивается. Параллельно с этим дети выкладывают картинки на досках по схемам, входящим в состав набора Нумикон и собирают различные картинки по образцу (домики, машинки, животных) на столе. Кроме работ по конструированию из штырьков и форм ребята выполняют различные графические работы: обводят формы Нумикон цветными карандашами, раскрашивают их, играют в лото («Найди такую же нарисованную фигурку, как у тебя, и положи ее сверху»), обводят штырьки нужным цветом, выкладывают и обводят «лесенки».

Третий этап - обучение счету. Когда школьник уверенно выбирает нужный шаблон и подкладывает его, собирая лесенку, я ввожу числовое название каждого шаблона. Для этого, построив «лесенку», показываю и называю их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т.п. Таким образом, учащиеся знакомятся с цифрами и начинают работать с числовым рядом. Когда дети уже уверенно собирает «лесенку», мы пересчитываем отверстия, вставляем в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и «подводим итог»: «Сколько штырьков поместилось в форме?». Происходит своеобразный "уход" от геометрии - вкладываем в отверстия пуговки, камушки и т.п., проговариваем, что их "столько же", сколько отверстий и выкладываем с произвольном порядке рядом: форма шаблона не сохранена, а количество то же. На этом же этапе важно играть в лото, подкладывая нужную форму к нужной цифре для соотнесения числа и количества. Выполняя эти задания, ребенок постепенно «отходит» от определенной геометрической формы, числа, предлагаемой Нумиконом. Длительная работа над составом чисел необходима для успешного обучения операциям сложения и вычитания.

Четвертый этап - освоение арифметических действий Нумикон активно используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями. Операция сложения с помощью форм Нумикон очень наглядна. Я предлагаю ребятам «сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?». Чтобы проверить результат мы берем предполагаемую форму-ответ и прикладываем ее сверху. Если фигурка закрыта полностью – ответ верный. Для удобства решения примера он «прорисовывается» - формы обводятся цветными карандашами. После этого формы соединяют вместе и подбирают «такую же» форму из ряда, выложенного над листом. Эта форма накладывается поверх сложенных вместе шаблонов и тоже обводится цветным карандашом. К сожалению, вычитание с помощью Нумикона требует большего абстрактного мышления. Для того, чтобы решить пример 5 - 2 надо «красную пятерку накрыть сверху голубой двойкой». А потом определить «на что похожа незакрытая часть?». Осознание целостности незакрытого участка довольно сложно, вот почему так важна предварительная длительная работа по освоению состава числа.

Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.

 Перечислим возможности включения Нумикона в разные содержательные блоки по формированию математических представлений:

1. При формировании представлений и понятий о размерах показывают разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру.

2. При развитии пространственных представлений используют задания по конструированию и ориентировке на белой доске.

3. Развитию временных представлений помогали настенные часы, дополненные формами Нумикона.

4. На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма Нумикона и др.

5. При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа используют выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами.

6. При тренировке в пересчете и подведении итога – пересчитывали дырочки в формах Нумикона, вставляют в них штырьки и пересчитывают их.

7. При работе с цифрами и обучении соотнесению числа и количества используют соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме. Сначала дети опираются не на количество дырочек, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходят к пересчету отверстий.

8. При объяснении состава числа складывают одни формы из других и таким образом наглядно показывают, как одно число составляется при помощи других чисел.

9. При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволяет иллюстрировать сложение и вычитание.

Обобщая опыт использования Нумикона в работе, можно сделать вывод, что в основе образовательной математической методики «Нумикон» мультисенсорный подход с применением наглядно-прикладного материала, красочных деталей, так называемых паттернов. Они помогают ребёнку рассмотреть, потрогать число, а значит понять и запомнить его. Нумикон может стать удачным дополнением к существующим методам и материалам по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Нумикон успешно применяется для обучения особенных детей, в том числе с расстройствами аутистического спектра и с синдромом Дауна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Использование мультисенсорного пособия Нумикон в работе с детьми с ОВЗ

Нумикон можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Материал подбирается в соответствие с индивидуальными возможностями детей....

Консультация для воспитателей:«Роль мультисенсорного пособия «Нумикон» в работе по формированию математических представлений у детей с ОВЗ»

Формы мультисенсорного пособия "Нумикон" устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы уб...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"Тема педагогического совета: Система работы по укрплению здоровья дошкольников и формирован...

Семинар- практикум для педагогов ДОУ на тему: «Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН».

laquo;Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН».Цель:Повышение профессиональной компетентнос...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»...