Консультация "Требование к речи педагога"
консультация

Юлик Светлана Анатольевна

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают техника речи педагога. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет педагогу донести до воспитанников все богатство своего слова. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Требования к речи педагога».

30.10.2019 г.

подготовила учитель-логопед С.А. Юлик

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о речи педагога. Давайте вспомним требования к речи педагога (какая должна быть). (ответы).

Вы совершенно правы. Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают техника речи педагога.

С возрастанием требований к профессиональной подготовке педагога вопросы владения техникой речи, улучшения ее профессиональных качеств приобретают особое значение.

Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет педагогу донести до воспитанников все богатство своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

  1. Дыхание.

Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работает лишь верхушки легких

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

Что бы речь педагога была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой.

  1. Голос.

Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон - объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

  1. Дикция - это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова.

Для педагога четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию.

Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.

Итог.

Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь педагога, обращенная к детям, родителям и коллегам, позволяет решать многие важные учебно-воспитательные задачи.

Приложение 1

Дыхание.

Дыхание во время речи – фонационное дыхание. Когда мы говорим наше дыхание должно подчиняться нашей воле.

Динамическая пауза.

Стоя. Спина прямая. Руки, шея, плечи – свободные.

Упражнение 1. – «Свеча». Ровный интенсивный выдох.

Берем полоску бумаги 15x4 см, подносим ко рту на 5 – 7 см., губы в трубочку, дуем на полоску бумаги.

Упражнение 2. «Проколотый мяч». Интенсивный выдох, не ослабевающий к концу.

Имитируйте мяч, который прокололи шилом: сссссссссссс

Ладони рук охватывают грудную клетку как можно выше. Выполнять легко, без напряжения.

Упражнение 3. «Звукоподражание».

Это упражнение тренирует различные виды выдыхания. Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, писк комара, стрекот сорок, рокот мотора, звук звонка и т.д.

Приложение 2

Голос.

  1. Упражнение на силу голоса

«Самолет»

(центр голоса)                   Белокрылый мощный «ТУ»

                                         Набирает высоту.

(выше)                              Он летит все выше, выше…

(выше)                              Превратились точки в крыши…

(еще выше)                       Вот уже он выше туч…

(еще)                                 А теперь – меж облаками…

(еще)                                 Вдруг ударил солнца луч!

                                         Голубой простор на нами.

(еще и еще выше)             Выше, выше мчится «ТУ»,

                                         Покоряя высоту…

  1. Упражнение на интонацию.

В тесном единстве с воспитанием голоса стоит проблема нахождения учителем нужной интонации. Интонации нельзя обучить, всякая отрепетированность в этом плане вызывает ощущение фальши. В то же время известна точка зрения А. С. Макаренко на необходимость умения учителя обращаться к детям с заданной интонацией. «Я сделался настоящим мастером, - писал он, - только  тогда , когда научился говорить «иди сюда» с 15 – 20 оттенками». Упражнения на развитие интонационного богатства голоса, которые в определенной степени формируют это умение:

1. Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения и т.д.

2. Игра «Чья интонация богаче?». Участники по очереди произносят фразу типа «иди сюда», стараясь не повторить ранее звучащую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры. Такое упражнение развивает, кроме того, умение различать оттенки интонационного рисунка речи партнера.

Приложение 3

Дикция.

  1. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

У ужа ужата, у ежа ежата.

  1. Упражнения для развития подвижности губ.

Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);

оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);

ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);

ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

  1. Упражнение на активизацию нёбно-глоточных мышц.

Имитируйте произнесение сочетаний звуков, слогов, слов и фраз со звуками п, т, к для активизации нёбно-глоточных мышц.

  Птк-птк-птк, тпк-тпк-тпк, кпт-кпт-кпт, ктп-ктп-ктп, птк-птк-птк, кот-кот-кот, ток-ток-ток, тук-тук-тук, тик-тик-тик, кит-кит-кит, поп-поп-поп, топ-топ-топ, путь-путь-путь, петь-петь-петь, пот-пот-пот, кап-кап-кап, клоп-клоп-клоп, топь-топь-топь, пути-пути-пути, пять-пять-пять, опята-опята-опята.

  Плывут плоты. Плиты впритык. У попа папа поп и поп попа похваливает. Потек под ток воды поток. Виктор в лифте. Пять опят, пять утят. Дитя пьет какао. У Тита пики.

  1. Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое.

  1. Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прохор и Пахом ехали верхом.

От топота копыт пыль по полю летит.

Приложение 4

Памятка

Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике*.

1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м:] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания.

2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это.

3. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.

4. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание — физиологически свойственно всем и производится машинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс.

5. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы.

6. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Консультация для педагогов. Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"

Консультация для педагогов.Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"...

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"

Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников»  Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...