Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»
материал

Клейменова Марина Викторовна

Представление педагогического опыта воспитателя

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Клейменовой Марины Викторовны

по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Клейменовой Марины Викторовны

по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Введение

1.Тема опыта: «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

2. Сведения об авторе: Клейменова Марина Викторовна, 11 июля 1968 года рождения. Образование - высшее, в 1997 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева по специальности «Педагог дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования». Аттестована на первую квалификационную категорию 11 апреля 2016 года. Общий педагогический стаж - 23 года. Стаж работы в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении городского округа Саранск «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» - 10 лет.

3. Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором,

Инновационная педагогическая деятельность по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников» ведется Клейменовой Мариной Викторовной с 2011 года. Целью ее работы является - развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.

Актуальность проблемы связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

4. Основная идея опыта.

Воспитание у детей основ противопожарной безопасности осуществляется по следующим направлениям:

1.        Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.

1.        Научить детей набирать   номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес).

2.        Познакомить со средствами пожаротушения.

3.        Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

4.        Расширить знания детей о профессии пожарного.

5.        Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

6.        Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

5.        Теоретическая база, опора на современные педагогические теории;
заимствование новаторских систем или их элементов,

Для решения поставленных задач Марина Викторовна в своей работе использовала следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ; изучение состояния проблемы в практике обучения.

Эпические: наблюдения за педагогическим процессом, свободной деятельностью детей, тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Инновационная педагогическая деятельность, осуществляемая Мариной Викторовной, имеет достаточное теоретическое обоснование, основанное на анализе психолого-педагогических трудов (Фисенко М.А, Петухова Е.Н., Широкова С.Г., Тихомирова Л.Ф., Шорыгина Т.А.).

Воспитатель Клейменова Марина Викторовна в своей работе использует программу авторов Авдеевой Р.Р., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические рекомендации и пособия авторов: Петухова Е.Н. «ОБЖ. Подготовительная группа» разработки занятий, «Неделя пожарной безопасности в ДОУ», Пикулева Н. «Пожарная безопасность», Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет», Широкова С.Г. «Занятия – опыты», Шорыгина Т.А. «Основы безопасности для детей 5-8 лет», Шорыгина Т.А.  «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет».

6. Новизна, теоретические находки автора.

Для воспитания у детей основ противопожарной безопасности, были реализованы различные мероприятия, использующие разнообразные виды деятельности, приемы, средства и формы обучения с учётом интеграции образовательных областей основной образовательной программы образовательной организации, индивидуализации и возрастных особенностей детей.

Социальное партнёрство педагогов и родителей дало возможность построить работу так, что начатый разговор с детьми в стенах дошкольной образовательной организации имел продолжение и практическое закрепление полученных знаний и умений детей в семье.

Технология опыта.

Система работы педагога, последовательность действий при осуществлении образовательного процесса, используемые формы занятий, преобладающие виды образовательной деятельности, приемы стимулирования, организации, контроля, алгоритмы решения конкретных педагогических ситуаций, фрагменты педагогической практики, подтверждающие все вышесказанное.

Привычка соблюдению противопожарной безопасности — это главная, основная, жизненно важная привычка. Работа в данном направлении осуществляется в ходе формирования у дошкольника интереса к соблюдению правил противопожарной безопасности, ответственности за себя, внутренней активности.

Система работы воспитателя Клеймёновой Марины Викторовны по формированию основ противопожарной безопасности у дошкольников построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

1. Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по соблюдению противопожарной безопасности в повседневной жизни.

3. Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

4. Принцип   коммуникативности   помогает   воспитать   у   детей   потребность   в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация соблюдения правил противопожарной безопасности.

5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, направлен на создание условий для    более    успешной    реализации способностей    ребенка    и    обеспечения возможности соблюдения элементарных правил противопожарной безопасности.

6. Принцип результативности предполагает получение положительного результата при овладении элементарными правилами противопожарной безопасности.

В группе создана предметно – развивающая среда по формированию основ противопожарной безопасности у дошкольников. В группе созданы; картотека   дидактических   игр   по противопожарной безопасности, картотека физкультминуток о пожароопасных предметах, картотека загадок о пожароопасных предметах, альбом картинок по противопожарной тематике, плакат о пожароопасных ситуациях в быту и др.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения правилам противопожарной безопасности. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольной организации и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия, игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Клейменовой Мариной Викторовной разработаны перспективное планирование по реализации (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (основы безопасного поведения)).

Воспитателем Клейменовой Мариной Викторовной с 2016 по 2020 разработаны и внедрены в работу с детьми проекты: «Искру туши до пожара, беду отведи до удара» (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)), «Огонь друг – огонь враг» (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)), «Здоровей-ка» (ОО «Физическая  развитие» (ЗОЖ)), «Без пожара жить здорово» (ОО «Физическая     развитие» (физическая культура), ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП), ОО «Физическое развинтите» (ЗОЖ)); картотека   дидактических   игр   по противопожарной безопасности (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)); картотека физкультминуток о пожароопасных предметах (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)); конспект занятия по пожарной безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнем» (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)), а также дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по ручному труду «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет, 1 год обучения).  

В систему работы с детьми также входит активное использование здоровьесберегающих технологий через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольной организации и поддерживается родителями дома. В своей работе по оздоровлению Марина Викторовна использует разнообразные здоровьсберегающие технологии: массаж (пальчиковый), ароматерапию, фитотерапию, аэроионотерапию, «оздоровительно-игровой час», закаливание, профилактику плоскостопия и нарушений осанки, методы арттерапии (изо-терапию, сказкотерапию, песочную терапию, музыкотерапию, игротерапию). Формы организации обучения: занятия, игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад - две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

В тесном контакте Марина Викторовна работает с родителями: проводит квалифицированные консультации на разные темы: «Берегите лес от пожара», «Безопасность детей в ваших руках» «Правила пожарной безопасности», «О противопожарной безопасности», «Сияй огнями, елочки». Подготовлена памятка для родителей о мерах пожарной безопасности «Если ваш ребенок один дома». Составлена картотека дидактических игр по противопожарной безопасности, картотека физкультминуток о пожароопасных предметах.

Для родителей проведены: развлечения: «Осенние приключения» (2018 г); «Пасхальный звон» (2018г); новогодний утренник «Новогодняя путаница» (2018г); «Профессии наших мам» (2019г); «Во всем хочу, как папа стать» (2019 г); «Рождество» (2019 г); «Бабушки и дедушки – самые родные (2018г); «День знаний» (2017 г); физкультурно-оздоровительных досуг «День семьи» (2018г); День открытых дверей «Минутки здоровья» (2019г).

Родители группы активно участвуют в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, выставках, конкурсах). Совместно с родителями были созданы семейные и групповые альбомы «Вместе дружная семья», «Моя семья»; проводятся фотовыставки «Неразлучные друзья - дедушка. бабушка и я!». «Наши любимые папы и дедушки», «Моя мама - лучше всех!», «Саранск - вчера, сегодня, завтра» и др.; выставки поделок «Осенняя фантазия». «Фабрика Деда Мороза», «Пасхальный перезвон», конкурс рисунков «Береги лес от пожаров!», конкурс поделок из природного материала др.

Традиционно педагоги и родители участвуют в акции «Чистый город». Педагоги и родители занимаются благоустройством участков в летний период к конкурсу «Лучший участок ДОО». в зимний период помогают расчищать игровую площадку от снега, сооружать снежные постройки, в рамках проведения конкурса «Зимняя площадка ДОО». Весной и осенью родители помогают убирать листву, окапывают деревья. Также родители помогают в создании предметно-развивающей среды в группе. Совместно с родителями в группе обновляются центры детской деятельности: центр детской литературы, центр развития движений, подвижных и спортивных игр, центр воды и песка, природного материала, центр развивающих игр и игрушек, центр мелкой моторики рук.

Результативность опыта.

1. Реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания   личности.  

2.Стабильность.

В результате эффективности работы по профилактике пожарной безопасности можно судить по активному участию в ней воспитателя и родителей как социальных партнёров образовательного процесса.

Цели и задачи, поставленные в начале работы, были реализованы в различных мероприятиях с помощью, используемых разнообразных видах деятельности, приемов, средств и формы обучения с учётом интеграции образовательных областей основной образовательной программы образовательной организации, индивидуализации и возрастных особенностей детей.

Социальное партнёрство педагогов и родителей дало возможность построить работу так, что начатый разговор с детьми в стенах дошкольной образовательной организации имел продолжение и практическое закрепление полученных знаний и умений детей в семье.

В процессе работы:

обучающиеся научились предвидеть опасные ситуации, возникающие при несоблюдении мер пожарной безопасности и находить выход из них;

закрепили имеющиеся представления о поведении при возможном возникновении пожара и правила его тушения различными средствами;

узнали о пожароопасных предметах; получили навык обращения в пожарную часть по номеру 01 в случае необходимости вызова службы пожаротушения, здоровом образе жизни;

у детей сформированы умения сравнивать, анализировать, обобщать.

появилось стремление к дальнейшему познанию окружающей действительности;

 дети получили некоторые представления о возникновения огня в природе ,в жизни человека о его пользе и разрушительной силе.

3.        Доступность (возможность воспроизведения в других условиях и
трудности в освоении опыта).
Опыт работы Клейменовой Марины Викторовны  по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников» апробирован в работе МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» и не вызывает трудности при использовании другими педагогами.

4.        Перспективы применения опыта в массовой практике.
Воспитатель Клейменова Марина Викторовна работает над данной проблемой в течение нескольких последних лет.

Опыт работы педагога по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников» обобщен в дошкольной организации и размещен на сайте ДОО. Своим опытом работы Марина Викторовна делится с коллегами на уровне дошкольной организации.

В рамках инновационной деятельности проводится работа с кадрами; к заседанию педагогического Совета №1 (2017 г.) подготовила выступление на тему «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников», на заседании педагогического Совета №2 (2017 г.) провела открытый просмотр Спортивный досуг «Юные пожарные» (ст. гр.) и на заседании педагогического Совета №3 (2017 г.) в рамках примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем») подготовила выступление на тему «Ознакомление дошкольников с национальными праздниками, традициями и обычаями». Педагог подготовила         и провела открытый просмотр занятия «Пожарная безопасность» к заседанию педагогического Совета №1 (2020 г.).

Опыт Клейменовой Марины Викторовны известен на уровне города и республики.

Марина Викторовна выступила на проведении Круглого стола по проблеме  «Обновление дошкольного образования» в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» на тему «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников» (2017 г.), подготовила и провела открытый мастер-класс «Минутки здоровья» на заседании Круглого стола «Современные подходы к организации образования дошкольников в современных условиях» в ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМПР» Педагог 13.ру(2020 г.).

Марина Викторовна принимает участие в конкурсах различного уровня:

 В Городском конкурс наглядной агитации «Экологическая копилка (2016 г.) (номинация «Книжка-малышка»)        получила диплом (III место).

В Республиканском конкурсе учебно-методических разработок (научно-исследовательских проектов учащихся, студентов и педагогов образовательных организаций (2018 г.) (номинация научно-исследовательский проект) получила диплом призера III степени.

На Всероссийском конкурсе «Планета творчества»        (2017 г.) получила диплом I степени.

На Международном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Волшебный мир аппликации»        (2019 г.)        получила диплом лауреата II степени.


Список литературы

1. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2012.

2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2011

3. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 2010.

4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2018. №8. С. 13-16.

5. Детский сад от А до Я. 2016.№4.

6. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2017.

7. Жукова О. и др. Азбука «Ау! ». Детство-пресс, 2018.

8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2018.

9. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2019.

10. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2017.

11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2017

12. Фотоматериалы из личного архива автора проекта.

13.Интернет ресурсы.

Список статей из периодических изданий по здоровому образу жизни

1.    Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2017. – № 2. – С. 64-71.

2.    Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2018. – № 1. – С. 32-39.

3.     Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.

4.    Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в МАДОУ/ Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.

Здоровье учащихся.

5.    Дичев, Т. Безопасность -Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2019. – № 10. – С. 19-21.

6.     Залыгин, В. Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / В. Е. Залыгин // ОБЖ. – 2015. – № 1. – С. 41-43.

Приложение:

Инновационная педагогическая деятельность по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников» ведется Клейменовой М.В. с 2011 года. Целью ее работы является - развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.

Мариной Викторовной разработаны:

  • Проект «Искру туши до пожара, беду отведи до удара» (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)),
  • Проект «Огонь друг – огонь враг» (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)),
  • Проект «Здоровей-ка» (ОО «Физическая     развитие» (ЗОЖ)),
  • Проект «Без пожара жить здорово» (ОО «Физическая     развитие» (физическая культура), ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП), ОО «Физическое развинтите» (ЗОЖ));
  • Картотека   дидактических   игр   по противопожарной безопасности (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП));
  • Картотека физкультминуток о пожароопасных предметах (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП));
  • Конспект занятия по пожарной безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнем» (ОО «Социально-коммуникативное развитие» (ОБП)),
  • Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по ручному труду «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет, 1 год обучения).  
  • Консультации для родителей: «Берегите лес от пожара», «Безопасность детей в ваших руках» «Правила пожарной безопасности», «О противопожарной безопасности», «Сияй огнями, елочки».
  • Памятка для родителей о мерах пожарной безопасности «Если ваш ребенок один дома».
  • Картотека дидактических игр по противопожарной безопасности, картотека физкультминуток о пожароопасных предметах.

Заведующая МАДОУ

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»                         Семтина С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Инновационная тема "Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников"

План работы по иновационной теме в подготовительной группе на 2022-2023 учебный год....