«Дружба» у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Воронина Алла Александровна

Статья  о дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_statya.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Дружба» у детей старшего дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский, исходя из своих наблюдений, считал, что основу дружбы составляет стремление к взаимодействию, которое обретается в единстве мыслей, интеллектуальных чувств и эстетических потребностей детей «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то своё. На этой основе, формируется не только сама дружба, но и избирательность.

В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и в Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования  задачи формирования дружеских взаимоотношений представлены следующим образом:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
  • воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

В детском саду главную функцию в социализации детей играет воспитатель. Именно поэтому он должен знать, как научить ребенка дружить со сверстниками. Ведь воспитатель придумывает разные игры, вовлекает в них детей, учит общаться друг с другом, предотвращает конфликты.

Некоторые  игры на формирование дружеских взаимоотношений:

Игра «Обиженный зайчик»  Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.  Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

Игра «Добрый волшебный зверь» Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе.  Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое.

Игра «Иголка и нитка» Главная цель-удовлетворение потребности в признании, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Описание игры. Один из детей становится ведущим – «иголкой», а все остальные - «ниткой». Ребёнок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним. Ведущий меняется, игра повторяется. Каждый ребёнок должен побывать в роли иголки.

В детском саду у малыша формируются первые социальные навыки, так как он оказывается в коллективе. Ребята, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке.

Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские взаимоотношения между ребятами.

Ребенок старшего дошкольного возраста, уже общается не просто для удовлетворения этой потребности, но качественно выбирает, кто ему более симпатичен, с кем совпадает интересы в игровой деятельности, отсюда развивается собственное побуждение к дружбе.

Воспитатель воспитывает уважительное отношение к окружающим. В подготовительной группе продолжают формироваться дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу, формируется умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение спокойно отстаивать свое мнение.

Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Воспитание дружеских взаимоотношений в детском саду не заканчивается, оно подкрепляется в семье, а затем продолжается в школе.

Международный день дружбы празднуют 30 июля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Урок дружбы» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника «Урок дружбы» для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Радуга дружбы" для детей старшего дошкольного возраста

«Учёт этнокультурной ситуации развития детей» – один из основных принципов дошкольного образования. Проект «Радуга дружбы» разработан с учётом регионального компонента. Основной его целью являетс...

Педагогический образовательный проект «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Мы, воспитатели, относим их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. Ин...

Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

в статье расскраваются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Автором представлены научно - методические основ...

Ситуационная игра -постановка с элементами театрализации "Правила дружбы" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация для проведения ситуативной игры с историей о котике и ежике поссорившихся из-за качели.  беседа с постановкой проблемной задачи с детьми страшей группы....

Праздник Дружбы для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование у детей представлений о доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя у дошкольников....