Предметно-пространственная среда
материал

Каханова Милена Николаевна

Фотоматериалы, подтверждающие изменения предметно-пространственной среды в группе (с комментариями) находятся в альбоме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организации РППС19.91 КБ
Файл Карта самооценки20.06 КБ
Файл Экспертиза РППС23.4 КБ

Предварительный просмотр:

1. 4. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.

Обязательная часть.

В организации и группах ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования:

Насыщенность (ФГОС ДО п. 3.3.4):

Требования стандарта

Название центра

Размещение

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую активность

Центр сюжетно-ролевой игры

Групповая комната

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать познавательную активность

Центр строительства

Манипулятивный центр (настольные игры и игрушки)

Групповая комната

ЛЕГО лаборатория

Интернет-помощник

Медиацентр

Островок дорожной безопасности (карта безопасного маршрута)

Холл ДОУ

«Сказочные лабиринты игры»

Холл ДОУ

Экологическая площадка

Холл ДОУ

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать творческую активность

Центр искусства

Центр литературы

Группа

Микроцентр «Минутка фантазеров» (мир детского творчества)

Холл возле бассейна

Центр «Салон сказок…» (мир детской книги и сказочных фантазий)

Холл напротив музыкального зала

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать экспериментирование с доступными детям материала  (в том числе с песком и водой)

Центр песка и воды

Туалетная комната

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать двигательную активность в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях

Центр движений и здоровья

Приемная

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным  окружением

Центр уединения и размышления

Спальня

Центр обмена игрушек

Площадка между первым и вторым этажом двух лестничных пролетов

Индивидуальные шкафчики  для хранения личных вещей ребенка, игрушек

Приемные групповых комнат

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать возможность самовыражения детей

Выставки

Групповая комната, приемная, холлы

ФГОС ДО п. 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

…..консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

ФГОС ДО п. 3.2.8. Организация должна создавать возможности:

А) Для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а так же широкой общественности

Родительский уголок

Информационный стенд для родителей, событийный календарь, книга добрых дел группы, проект взаимодействия с семьями воспитанников

        

Принципы организации развивающего пространства в ДОУ:

Трансформируемость пространства – возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Мобильная трансформируемая среда, значительная часть которой может быть изменена самим ребенком

Использование в группах легкой игровой мебели для сюжетно-ролевых игр, легко переносимой детьми, подставок на колесах для конструирования (для передвижки своих построек в случае «режимной необходимости»), передвижение части мебели для центров детской активности (на колесах).

Полифункциональность материалов-

А)  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

 Б)  наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Предметы среды позволяют многофукциональное использование и могут быть включены в любую детскую деятельность, игру, проект.

Дидактические материалы хранятся в группах в центрах детской активности, однако, многие из них не имеют жесткого закрепленного способа использования и при интересе со стороны ребенка могут применяется им при различном назначении. Так же в группах существуют многофункциональные коробки, в  которых воспитанники хранят предметы-заместители, которые можно использовать в любой деятельности (обезличенный, бросовый материал). Эти коробки пополняются педагогом и детьми предметами из ближайшего окружения ребенка.

Вариативность среды –

А) наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Б) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

В групповых помещениях оборудованы центры активности,  в которых расположены дидактические материалы, которые соответствуют:

-тому культурному пласту, которые в этот момент является содержательным в построении образовательного процесса педагогами группы;

-технологиям (моделирование и символизации) являющихся приоритетными в развитии способностей детей;

-интересам, увлечениям воспитанников, как совместных, так и индивидуально значимых.

Доступность среды-

А) доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Б) свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

В) исправность и сохранность материалов и оборудования.

Доступность среды, позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого.

Все материалы в группах расположены на расстоянии «вытянутой руки» ребенка, полки открыты, контейнеры имеет маркировку, понятную детям, либо прозрачность стенок, показывает детям наличие там определенных дидактических материалов.

Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Технологии

Предметно-пространственная среда

Технология Time Choice

Материалы всех центров групповых помещений, часы, стенд в группе «Я выбираю», браслеты четырех цветов

Технологии Т.И. Осокиной «Обучение детей плаванию» 

И.К. Шилкова,А.С. Большев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. Москва, Владос,2001

Материалы Всероссийского совещания. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2001

Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. Обучение плаванию в детском саду. М., Просвещение, 1991

Материалы Московского городского конкурса. Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста. Москва, 2002

Э.Й. Адашкявичене. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., Просвещение, 1992

В.П. Праздников. Закаливание детей дошкольного возраста. М., Медицина, 1988

Е.Н. Вавилова. Укрепляйте здоровье детей. М., Просвещение, 1986

Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1987

В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. М., Просвещение, 1987

Музей «Мойдодыр»

Обруч

Мяч d –  15

         D – 7

         D - 4

Фитнес - мяч

Палка гимнастическая

Доска для плавания

Cкакалка

Кегли

Игрушки для ныряния

Игрушки для игр на воде

Игрушки резиновые

Сачок

Мяч надувной большой

Мяч надувной средний

Подголовник надувной

Надувная игрушка – гусь

Надувная игрушка – дельфин

Надувная игрушка – крокодил

Качели игровые

Кораблик

Скамейка

Дорожка «Симпа»

Коврик резиновый

Мольберт

Набор карточек «Учусь плавать»

Образовательный проект «Я живу в Сибири…»

-Центры воспитания основ патриотизма

«Моя семья», «Мой город», «Моя страна», Мой край родной…»

-Видео-материалы  - мультипликационные фильмы о Красноярском крае, России.

-Е.К. Ривина. Российская символика. М., Аркти, 2004

-Т. Чижикова. Народы мира. Челябинск, Фонд Галерея, 2004

Народы России и Ближнего Зарубежья. Киров, Весна Дизайн, 2005

Славянская семья: родство и занятия. Киров, Весна Дизайн, 2005

Народы мира. Киров, Весна Дизайн, 2005

Знаю все профессии. Киров. Весна Дизайн, 2004

-Дидактические материалы (наборы картин, наглядно-дидактические пособия, детские энциклопедии)

Глобусы, игрушки, куклы разных национальностей и рас;

Дополняются, взаимозаменяются атрибуты, игрушки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников, содержанием Программы, инициативой воспитанников. Все предметы доступны детям, шкафы с полками, превышающими доступность для ребенка, оборудованы специальными значками «Помощь взрослого», при необходимости ребенок обращается к взрослому.

Планомерные дополнения в центрах позволяют дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а педагогу дают возможность эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и события, проживаемого взрослыми и детьми группы.



Предварительный просмотр:

Карта самооценки  развивающей предметно-пространственной среды  помещений группового блока в соответствии с ФГОС ДО

Эксперты____________________________________________________________________Дата_____________________________________

Группа

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

 ИГРОВУЮ активность:

Центр сюжетно-ролевой (материалы для игры, ширмы, бросовый материал, крупные постройки для игры с возможностью трансформации и др.), режиссерской (стол, поле, набор игрушек, колокольчик и др.), образной (костюмы, различные атрибуты для образа, ткани, бросовые материалы) игр.

ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ активность

Центр строительства

Манипулятивный центр (настольные игры и игрушки)

Наличие детской документации (фиксация детских вопросов, детские проекты, следы исследовательской деятельности), наличие ленты времени, отражающей деятельность детей.

ТВОРЧЕСКУЮ активность

Центр искусства

Центр литературы

Наличие детских созданных собственноручно книг, атрибутов театра и т.д.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ с доступными детям материала  (в том числе с песком и водой)

Центр песка и воды.

 Наличие картотеки простейших опытов с водой и песком.

ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях

Центр движений и здоровья

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ детей во взаимодействии с предметно-пространственным  окружением

Центр уединения и размышления

Центр дней рождения

ВОЗМОЖНОСТЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ детей

Предоставлены места для выставок продуктов исследования и творчества

Личные индивидуальные пространства детей

Трансформируемость пространства – возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов-

А) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

Полифункциональность материалов-

 Б) наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

Вариативность среды –

А) наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Вариативность среды –

Б) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

Доступность среды-

А) доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Доступность среды-

Б) свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Доступность среды-

В) исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды- соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Среда приемной группы – как возможность выстраивать

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Среда приемной группы – как возможность:

А) Для предоставления информации о Программе семье

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НАБРАННЫХ БАЛЛОВ

Оценка:

0 - в развивающей предметно-пространственной среде группы отсутствует выставленный параметр;

1 - в развивающей предметно-пространственной среде группы есть материалы, но в целом требуется значительное дополнение выставленного параметра;

2 – в развивающей предметно-пространственной среде группы есть материалы, которые в целом соответствуют выставленному параметру;

3- точное соответствие развивающей предметно-пространственной среды выставленному параметру

4- незначительное превышение заданной нормы параметра;

5 – значительное превышение заданной нормы параметра.



Предварительный просмотр:

Смотр-конкурс развивающей предметно-пространственной среды помещений группового блокак началу 2019-2020 учебного года

Цель:соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО (п.3.3.4)

Группа:

Воспитатели:

Дата проведения:

Состав комиссии:

Определение % соответствия

№/№

Показатель соответствия (степень)

Единица измерения

1.

Полностью соответствует

100%

2.

Соответствует в значительной степени

Более 50%

3.

Соответствует в незначительной степени

Менее 50%

4.

Не соответствует

Показатель не представлен

ФГОС ДО п.3.3.4

Показатель

Индикатор

Единица измерения

Показатель соответствия (степень)

Принципы построения РППС

  1. Насыщенность:

организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

  1. Транспортируемость пространства:

предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  1. Полифункциональность материалов:

А) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Б) наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

  1. Вариативность среды:

А) наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Б)периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  1. Доступность среды:

А)доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Б)свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

В)исправность и сохранность материалов и оборудования.

  1. Безопасность предметно-пространственной среды:

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

  1. Организация пространства
  1. Наличие не менее пяти центров:
  • Центр игровой активности – в соответствии с ведущим видом игры дошкольника;

  • Центр познавательной активности – уголок конструирования, манипулятивной центр (настольные игры и игрушки по возрасту воспитанников);

  • Центр творческой активности – центр изоискусства, центр литературы; центр театра, центр музыки.

  • Центр экспериментирования – центр песка и воды;

  • Центр двигательной активности – центр движений;

  • Эмоциональное благополучие детей – центр уединений и размышлений;

  • Возможность самовыражения – различные выставки, индивидуальные места хранения «секретиков».

  • Имеются в среде элементы, пропагандирующие ЗОЖ (рисунки, схемы, алгоритмы, фотографии, отображающие как правильно мыть руки, одевать одежду и т.д.)

  1.  Мебель соответствует возрасту и разному росту детей.        

  1. Имеется пространство для индивидуальной деятельности.

  1.  Учтены потребности детей ОВЗ.

  1.  Мебель и планировка центров удобная и ребенок имеет возможность преобразовать пространство под собственный замысел.

  1. Продукты детской деятельности

  1. Наличие детской документации детские вопросы, гипотезы (записанные или зарисованные).

2.2. Наличие в среде разнообразных продуктов детской деятельности (трехмерных, двумерных, плоскостных).

  1.  Места для презентации детских продуктов доступны детям.

2.4. Детские работы не похожи друг на друга.

2.5. Есть возможности для презентации личной работы ребенка.

2.6.Наличие фотографий, отражающих процесс работы (типа: лента времени и т.д.).

2.7.Наличие атрибутов, созданных детьми для различных видов деятельности.

2.8.Наличие детских построек, сооружений.

2.9.Наличие правил в виде детских рисунков, схем, текстов, созданных детьми.

2.10. Детские работы используются в оформлении группы.

  1. Материалы в среде

3.1.Наличие материалов для ведущего вида игры воспитанников.

3.2.Наличие в группе разнообразных материалов (деревянных, тканевых и др.).

3.3.Наличие материалов для организации простейшего детского исследования.

3.4.Наличие бросового/неоформленного материала.

3.5.Наличие материалов для поддержки детской активности в различных центрах (краски, гуашь, карандаши, мелки, дощечки для лепки, стеки, бумага, материалы для творчества и т.д.).

3.6.Наличие книг, соответствующих возрасту детей разнообразной тематики энциклопедии, сказки и т.д.

3.7.Наличие кубиков для конструирования (не менее трех видов) (без возможности длительного ожидания другим ребенком).

 3.8.Наличие материала для развития мелкой моторики (соответствуют возрасту детей).

3.9. Безопасность материалов/их исправность.

Рекомендовано:

Член комиссии: _______________________/________________________/ ______________________

                                                                                                                                           подпись                                                 Ф.И.О.                                                    должность                                                                                                                  

_______________________/_______________________/ ______________________

                                                                                                                                                                                    подпись                                                       Ф.И.О.                                                             должность        

_______________________/________________________/ ______________________

                                                                                                                                                                                  подпись                                                        Ф.И.О.                                                               должность          

_______________________/________________________/ ______________________

                                                                                                                                                                                   подпись                                                       Ф.И.О.                                                                должность    

_______________________/________________________/ ______________________

                                                                                                                                                                                   подпись                                                        Ф.И.О.                                                              должность        

_______________________/________________________/ ______________________

                                                                                                                                                                                   подпись                                                      Ф.И.О.                                                               должность                

_______________________/________________________/ ______________________

                                                                                                                                                                                   подпись                                                        Ф.И.О.                                                              должность                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...