Тема: «Ознакомление с трудом взрослого через использование модели трудового процесса»
методическая разработка

Биймурзаева Эльмира Алимсолтановна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд)   Тема: «Ознакомление с трудом взрослого через использование модели трудового процесса»

(Слайд)   Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

(Слайд)      Цель:  Воспитание ценностного отношения к труду взрослых

Мы готовим ребенка к тому, чтобы он мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

(Слайд)       Задачи:

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это основа жизни;

- уважал труд других людей;

- познакомился бы с работами  людей разных профессий;

- что бы был готов трудиться сам;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

(Слайд)   Известный педагог В.И. Логинова  считает «знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…".

Таким образом,  используя в своей деятельности разнообразные методы и приемы,  я хотела бы подробнее остановиться на модели трудового процесса.

При ознакомлении детей с профессиями взрослых мы с детьми вычленяли все компоненты труда:

Что нужно для работы…?

Какой результат труда?

Какая цель труда? И т.д.

Затем вместе с детьми мы создали

(Слайд)      Модель трудового процесса или  лесенку труда:

  1. Цель труда, профессии
  2. Материал, (с кем или с чем работает)
  3. Инструменты
  4. Трудовые действия
  5. Специальная одежда
  6. Результат труда

Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий  компонент трудового процесса в порядке их следования. Нижняя ступенька обозначает замысел, цель труда. Над ней выстраивается вся лесенка. Найденный образ чрезвычайно удачен, так как легко дает ребенку осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс, и результат не может быть достигнут.

Что бы доказать необходимость соблюдения последовательности всех компонентов труда, педагог моделирует образовательную ситуацию, например Рассказ Незнайки: «Я  взял молоток и гвозди и буду делать сам не знаю что…, наверное, пельмени». Получится ли результат труда у Незнайки, Почему, давайте поможем Незнайки выстроить правильно все его действия по лесенке труда.  

(Слайд)  Данная лесенка труда, используется детьми при организации собственной  разнообразной деятельности. При изготовлении поделок, в «Кафе у Поваренка» при изготовлении блюд.

Мною придумана игра. Составь рассказ о профессии по модели труда.

1 вариант игры: Расскажи о профессии и выложи последовательно модель труда  пилота

2 вариант игры: Найди ошибку и объясни почему.

(Слайд)   При ознакомлении с результатом труда мы с детьми знакомились с множеством профессий. С помощью морфологической таблицы мы выяснили, что  например,  в изготовлении хлеба участвуют 15 профессий.

В строительстве дома участвуют 97 профессий.

(Слайд)   Преимущества работы с данным алгоритмом:

  • Формирование системных знаний о трудовом процессе, как единице труда.
  • Дети с помощью данной модели осознают личностные качества, необходимые умелому, деловому человеку.
  • Ребенок осознает связь  и значимость всех компонентов труда, последовательности их включения в трудовой процесс в достижении итогового результата.
  • Модель труда позволяет детям раскрыть функциональные связи между компонентами труда. Например для приготовлении винегрета нужны варенные овощи, а для изготовления платья нужна ткань.
  • Отчетливые представления о труде взрослых побуждают детей к выполнению трудовых действий в сюжетных играх.

Для того чтобы способствовать накоплению ярких эмоциональных впечатлений, расширению знаний о труде взрослого, в своей работе использую видеоэкскурсии (включай).

Цель моей педагогической деятельности:  Воспитание ценностного отношения к труду взрослых.

Задачи: 

  1. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда.
  2. Сформировать у дошкольников системные знания  о трудовом процессе.
  3. Учить детей анализировать процесс труда взрослого с помощью модели трудового процесса.
  4. Учить детей отражать в ролевых играх трудовые действия, собирать информацию о незнакомых профессиях.

В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

- Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.

- Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

- Подвижная (сюжетная, несюжетная)

- Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.  Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

 При проведении образовательной деятельности с воспитанниками  стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

 Традиционные формы:

 - традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- различные виды игр;

- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

- чтение художественной литературы;

- трудовая деятельность;

- экспериментальная деятельность;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

различных ситуациях, имитационные упражнения);

- изобразительная деятельность.

 Нетрадиционные формы: 

- творческое моделирование и проектирование;

- разработка и составление алгоритмов;

- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

- виртуальные экскурсии.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д..

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями  проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

  Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору  и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронная  экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных  для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.
  4. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.
  5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;
  1. Используемые сайты интернета:
    www.Viki.rdf.ru
    http://pochemu4ka.ru/
    www.SkyClipArt.ru!
    http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: МАДОУ «Детский сад « Семицветик » г. Белоярский» Биймурзаева Эльмира Алимсолтановна «Ознакомление с трудом взрослого через использование модели трудового процесса»

Слайд 2

Актуальность: В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

Слайд 3

Воспитание ценностного отношения к труду взрослых. Цель:

Слайд 4

Задачи: сформировать представление ребенка о многообразии профессий, структуре труда учить детей анализировать процесс труда взрослого с помощью модели трудового процесса развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.

Слайд 5

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада … ", -- В.И. Логинова.

Слайд 6

Р Ц ? М С кем? С чем?

Слайд 7

«Поваренок»

Слайд 9

Формирование системных знаний о трудовом процессе, как единице труда. Дети с помощью данной модели осознают личностные качества, необходимые умелому, деловому человеку. Ребенок осознает связь и значимость всех компонентов труда, последовательности их включения в трудовой процесс в достижении итогового результата. Модель труда позволяет детям раскрыть функциональные связи между компонентами труда. Например для приготовлении винегрета нужны варенные овощи, а для изготовления платья нужна ткань. Отчетливые представления о труде взрослых побуждают детей к выполнению трудовых действий в сюжетных играх. Преимущества работы с данным алгоритмом:

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с трудом взрослых через развитие речи

Цель: ·        уточнить и расширить предметный и глагольный словарь по теме: «Профессии детского сада».Задачи: ·        Закрепить ...

Консультация для воспитателей Ознакомление с трудом взрослых через знакомство с профессиями

Консультация для воспитателей    Ознакомление с трудом взрослых через  знакомство с профессиями...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по развитию речи через ознакомление с трудом взрослых Тема: «Знакомство с профессией врача».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив средней группе по развитию речи через ознакомление с трудом взрослых Тема: «Знакомство с профессией врача»....

Примерное планирование по трудовому воспитанию, ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе

перспективное планирование трудовой деятельности и знакомление с трудом взрослых в подготовительной группе ....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе Тема: «Ознакомление с трудом взрослых через знакомство с профессиями».

Как познакомить детей с трудом взрослых? Конечно же , через знакомство с профессиями. Приглашаю вас отправиться в путешествие вместе с нами!...

Исследовательская работа на тему " Ознакомление с трудом взрослых"

Цель исследования:- Изучить и теоретически обосновать значение ознакомления дошкольников с трудом взрослых.- Экспериментально изучить особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с тру...