Наглядно -дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Лесные жители».
учебно-методическое пособие

Фаткулина Гозел Рифовна

 

 

Наглядно -дидактическое пособие

для детей младшего дошкольного возраста

 «Лесные жители».

 

   Фаткулина Гозел Рифовна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 12 "Буратино"»,

г.Нурлат

 

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природного мира и его многообразии. В повседневной жизни дети имеют возможность наблюдать за жизнедеятельностью людей, за объектами окружающего мира, природой родного края. Однако, наблюдение за жизнью диких животных в природе доступно только взрослым. А это значит, что необходимо создавать условия в ДОУ для того, чтобы не только сформировать у детей первичные представления о животном мире, но и расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках и среде обитания диких животных.

Наглядно-дидактическое пособие «Лесные жители» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми с 2 лет в детском саду. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку, экологическому воспитанию.

 

Описание

Дидактическое пособие представляет собой раскладную книгу, сшитую из ткани и фетра.  более 40 съёмных деталей. Пособие состоит из 4 листов прямоугольной формы,  форматом 30 *40 см. В развёрнутом виде – это панно, а в сложенном виде – большая книга, которая застегивается с помощью шнурков, имеется крепления для возможности повесить пособие на стену.  Пособие мобильно, можно использовать как все листы одновременно, так и все листы по отдельности, этому помогает соединение «Липучка». Пособие можно использовать вертикально – повесив за петли на стену с учетом роста детей, чтобы они могли играть стоя. Так же пособие  можно использовать горизонтально, где оно при использовании превращается в игровую поверхность. В середине каждого листа имеются плоскостные игрушки (зверюшки), изготовленные из фетра, которые крепятся к основному полю по принципу «липучки» Каждая зверюшка имеет импровизированный рот с разными видами крепления – липучка, молния, магнитная кнопка, пуговица. В нижней части находятся прозрачные карманы для хранения раздаточного и демонстрационного материала. Обложка выполнена из яркой ткани с аппликацией из фетра слов названия пособия «Лесные жители» Оборотная страница — это вместительный карман на петельной застежке, который может служить для хранения стихов, загадок, информационного материала, картотеки игр, предметных картинок и т. д.    

 

Цель:
Учить различать и называть характерные особенности диких животных.

Основные задачи пособия:

  • Формировать знания детей об окружающем мире.
  • Увеличивать и обогащать словарных запас детей.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.
  • Воспитывать познавательную активность.

 

Целесообразность реализации пособия

  • -Развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • -Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
  • - Развитие речи, обогащение активного словаря.
  • - Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы.

Рекомендации по использованию

Дидактическое пособие «Лесные жители» рекомендуется использовать в обучающей, развивающей и игровой деятельности.

Благодаря этой форме работы дети многое узнают о животных, узнают и с удовольствием прочитают наизусть стихи о, отгадают загадки, узнают правила поведения в лесу. Работа с пособием позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей.

 

Методы и приёмы работы с пособием

 

  • Практические: игры: «Помоги зверятам», «Угостим зайку», «Кто что любит?», «Кто где живёт», «Ловкий мишка», «Мишка спрятался», «Поможем зайке».
  • Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением лесных зверей и их жизни в лесу, муляжи овощей, фруктов и др. продуктов питания.
  • Словесные: беседы, прослушивание, чтение сказок, стихов загадок. 

 

  Ожидаемые результаты

  • У детей будут сформированы знания о лесных зверях (зайце, лисе, медведе, белке), их повадках и среде обитания.
  • Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда.
  • Повысится активность детей в совместной творческой деятельности.

 

Актуальность

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно.  Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность.

При этом дети действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

 

Новизна

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Благодаря возможности накапливать познавательный материал, который будет меняться по возрастам, пособие можно использовать до 7 лет

Вывод

Особенностью пособия является красочность, доступность, что позволяет значительно расширить объем содержания: познакомить детей с лесными жителями, с увлекательными сведениями из жизни животных, помогут пробудить интерес к живой природе, воспитать бережное отношение к лесным обитателям. Пособие многофункционально: дети знакомятся с базовыми экологическими понятиями,  с цветом, величиной, формой предмета, ориентировкой на плоскости.

 

Литература

1. А. Ануфриева, О. Митюкова. Игры и занятия для малышей» горьковское книжное изд. ,1962

2. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 3-4 лет. Сценарии для ДОУ. -М. :ТЦ Сфера,2008

3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. -2-е изд. -М. :ТЦ Сфера, 2010

4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа/авт. сост. О. П. Власенко (и др.).-Волгоград:Учитель,2011

6. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. Игры – занятия для детей раннего возраста. Минск,2011

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядно -дидактическое пособие

для детей младшего дошкольного возраста

 «Лесные жители».

   Фаткулина Гозел Рифовна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 12 "Буратино"»,

г.Нурлат

Пояснительная записка 

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природного мира и его многообразии. В повседневной жизни дети имеют возможность наблюдать за жизнедеятельностью людей, за объектами окружающего мира, природой родного края. Однако, наблюдение за жизнью диких животных в природе доступно только взрослым. А это значит, что необходимо создавать условия в ДОУ для того, чтобы не только сформировать у детей первичные представления о животном мире, но и расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках и среде обитания диких животных.

Наглядно-дидактическое пособие «Лесные жители» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми с 2 лет в детском саду. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку, экологическому воспитанию.

Описание

Дидактическое пособие представляет собой раскладную книгу, сшитую из ткани и фетра.  более 40 съёмных деталей. Пособие состоит из 4 листов прямоугольной формы,  форматом 30 *40 см. В развёрнутом виде – это панно, а в сложенном виде – большая книга, которая застегивается с помощью шнурков, имеется крепления для возможности повесить пособие на стену.  Пособие мобильно, можно использовать как все листы одновременно, так и все листы по отдельности, этому помогает соединение «Липучка». Пособие можно использовать вертикально – повесив за петли на стену с учетом роста детей, чтобы они могли играть стоя. Так же пособие  можно использовать горизонтально, где оно при использовании превращается в игровую поверхность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В середине каждого листа имеются плоскостные игрушки (зверюшки), изготовленные из фетра, которые крепятся к основному полю по принципу «липучки» Каждая зверюшка имеет импровизированный рот с разными видами крепления – липучка, молния, магнитная кнопка, пуговица. В нижней части находятся прозрачные карманы для хранения раздаточного и демонстрационного материала. Обложка выполнена из яркой ткани с аппликацией из фетра слов названия пособия «Лесные жители» Оборотная страница — это вместительный карман на петельной застежке, который может служить для хранения стихов, загадок, информационного материала, картотеки игр, предметных картинок и т. д.   

Цель:
Учить различать и называть характерные особенности диких животных.

Основные задачи пособия:

  • Формировать знания детей об окружающем мире.
  • Увеличивать и обогащать словарных запас детей.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.
  • Воспитывать познавательную активность.

Целесообразность реализации пособия

  • -Развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • -Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
  • - Развитие речи, обогащение активного словаря.
  • - Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы.

Рекомендации по использованию

Дидактическое пособие «Лесные жители» рекомендуется использовать в обучающей, развивающей и игровой деятельности.

Благодаря этой форме работы дети многое узнают о животных, узнают и с удовольствием прочитают наизусть стихи о, отгадают загадки, узнают правила поведения в лесу. Работа с пособием позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей.

Методы и приёмы работы с пособием

  • Практические: игры: «Помоги зверятам», «Угостим зайку», «Кто что любит?», «Кто где живёт», «Ловкий мишка», «Мишка спрятался», «Поможем зайке».
  • Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением лесных зверей и их жизни в лесу, муляжи овощей, фруктов и др. продуктов питания.
  • Словесные: беседы, прослушивание, чтение сказок, стихов загадок. 

  Ожидаемые результаты

  • У детей будут сформированы знания о лесных зверях (зайце, лисе, медведе, белке), их повадках и среде обитания.
  • Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда.
  • Повысится активность детей в совместной творческой деятельности.

Актуальность 

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно.  Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность.

При этом дети действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Новизна

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Благодаря возможности накапливать познавательный материал, который будет меняться по возрастам, пособие можно использовать до 7 лет

Вывод

Особенностью пособия является красочность, доступность, что позволяет значительно расширить объем содержания: познакомить детей с лесными жителями, с увлекательными сведениями из жизни животных, помогут пробудить интерес к живой природе, воспитать бережное отношение к лесным обитателям. Пособие многофункционально: дети знакомятся с базовыми экологическими понятиями,  с цветом, величиной, формой предмета, ориентировкой на плоскости.

Литература

1. А. Ануфриева, О. Митюкова. Игры и занятия для малышей» горьковское книжное изд. ,1962

2. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 3-4 лет. Сценарии для ДОУ. -М. :ТЦ Сфера,2008

3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. -2-е изд. -М. :ТЦ Сфера, 2010

4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа/авт. сост. О. П. Власенко (и др.).-Волгоград:Учитель,2011

6. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. Игры – занятия для детей раннего возраста. Минск,2011

     

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста«Лесные жители»

Цели и задачи: - Расширение и обогащение знаний детей по теме «Дикие животные». - Воспитание любви к природе и желания бережно относиться к ней . - Развитие навыков коммуникации. - Развитие фантаз...

Презентация для детей младшего дошкольного возраста ,,Лесные обитатели зимой"З

Ознакомление детей с дикими животными наших лесов в зимний период....

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Лесная зверобика»

Под звуки музыки дети гуляют по залу. Взрослый не спеша произносит текст.Добрый лес, старый лес!Полон сказочных чудес!Мы идем гулять сейчасИ зовем с собою вас!Ждут нас на лесной опушкеПтички, бабочки,...

Конспект НОД по развитию речи. Для детей младшего дошкольного возраста «Лесные гости из веселого паровозика»

Цель: Воспитание любви к родному краю через обобщение систематизацию материала по теме «Мой поселок», «Семья», «Дикие животные»Задачи:Образовательные задачи:  ...

СЦЕНАРИЙ НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ».

Тема занятия: «Лесные обитатели».Возрастная группа: Вторая младшая группа.Цель занятия: Через эмоциональное отношение формировать у детей гуманное отношение к окружающей природе, обогащать...