Игры для "трудных" детей
картотека по физкультуре (старшая группа)

Щупакова Юлия Александровна

Игры для "трудных" детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_trudnyh_detey.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Игра как метод в коррекционной работе с трудными дошкольниками

D:\Мои документы\Кафедра\Курсы повышения квалификации\ПК Интерактивные технологии\1. Картинки для вставок\Подумай.jpg

 

 

         «Рычи, лев, рычи!»

Цель: Преодоление трудностей взаимоотношений с окружающими застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение: застенчивость/тревожность

Возраст: старший

Количество играющих: 7-10 детей

Описание игры: Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

Комментарий: взрослый не забывает словесно поощрить.

 

"Драка"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Нарушение: застенчивость/тревожность, агрессия, гиперактивность

Возраст: старший

Количество играющих: 10 детей

Описание игры:

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

 

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение

Нарушение: тревожность, замкнутость, агрессивность

Возраст: старший

Количество играющих:

Описание игры:

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.

“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Нарушение: гиперактивность

Возраст: старший

Количество играющих: 5-7 детей

Описание игры:

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.) 

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Нарушение: гиперактивность, тревожность, агрессивность

Количество: 1-2 ребенка

Описание:

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Нарушение: гиперактивность, агрессивность

Количество: 7-10 детей

Описание:

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

“Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь.

Нарушение: гиперактивность, агрессивность , замкнутость

Количество: 7-10 детей

Описание:

 Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Комментарий: Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Обзывалки»  (Кряжева Н.Л., 1997.)

Цель: снять вербальную агрессию помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Нарушение: гиперактивность, агрессивность , замкнутость

Количество: 7-10 детей

Описание:Скажите детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидчивыми словами (заранее обговариваются условия какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов:  «А ты, …, морковка!». Помните, что эта игра, поэтому обижаться друг на друга не будем».В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное: «А ты, …, солнышко!». Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Маленькое привидение»  (игра с правилами)

Цель: научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

Нарушение: гиперактивность, агрессивность , замкнутость

Количество: 7-10 детей

Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

«Рубка дров»  (игра с правилами)

Цель: снизить эмоциональное напряжение, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Нарушение: гиперактивность, агрессивность , замкнутость

Количество: 7-10 детей

Содержание: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Стаканчик для криков» (игровое упражнение)

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Нарушение: гиперактивность, агрессивность , замкнутость

Количество: 7-10 детей

Оборудование: стаканчик.

Содержание:  Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.

D:\Мои документы\Кафедра\Курсы повышения квалификации\ПК Интерактивные технологии\1. Картинки для вставок\Восклицательный знак.jpg

Литература

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-96с.
  2. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
  3. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок /Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл; пер. с англ. Е. Долинской. - М.: ACT Астрель, 2005. – 294.
  4. Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.
  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с.
  6. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред. А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга - М.: Прогресс, 1987. - 424 с: ил.
  7. Система работы педагога с трудными дошкольниками: учебное пособие /сост. И.Ю. Троицкая  – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. – 70 с.
  8. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...