К О Н С П Е К Т в кружке «Музей и дети» на тему: «Третье чудо света – египетские пирамиды, пирамида Хеопса и Сфинкс. Путешествуем на космическом корабле». Для воспитанников старшей группы
материал (старшая группа)

Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений об одном из Чудес Света.

Задачи:

1.               Актуализировать знакомые способы добывания информации.

2.               Совершенствовать умение получать информацию, задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации.

3.               Продолжать учить фиксировать информацию с помощью символических изображений.

4.               Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.

Использовать при изготовлении макета приобретенные ранее математические знания и конструктивные навыки.
Материал: сувениры из Египта, фотографии, путеводители, книги и журналы о Египте, «Дерево знаний» с символическими изображениями способов исследования, глобус, карта мира, видеофильм, компьютер , материал для изготовления макета пирамиды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yanvar_1.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска

К О Н С П Е К Т

в кружке «Музей и дети» на тему:

«Третье чудо света – египетские пирамиды, пирамида Хеопса и Сфинкс. Путешествуем на космическом корабле». Для воспитанников старшей группы № 2 «Здоровячки» (5-6 лет)

Воспитатель:

Матанцева Е.А.

1 кв. категория

г. Смоленск,

2020-2021 уч.год

Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений об одном из Чудес Света.

Задачи:

  1. Актуализировать знакомые способы добывания информации.
  2. Совершенствовать умение получать информацию, задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации.
  3. Продолжать учить фиксировать информацию с помощью символических изображений.
  4. Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.
  5. Использовать при изготовлении макета приобретенные ранее математические знания и конструктивные навыки.
    Материал: сувениры из Египта, фотографии, путеводители, книги и журналы о Египте, «Дерево знаний» с символическими изображениями способов исследования, глобус, карта мира, видеофильм, компьютер , материал для изготовления макета пирамиды.

    Ход образовательной ситуации:

    1. Выбор темы исследования

    Педагог обращает внимание детей на приготовленные сувениры и фотографии. Дети рассматривают выставку:

    - Как вы думаете, откуда привезли эти фотографии и предметы? Все
     эти сувениры и фотографии из Египта. Что вы знаете о Египте и Египетских пирамидах?

    Высказывания детей.

    - Я знаю о том, что Египетская пирамида – одно из семи чудес света. А вы знаете, почему она считается чудом света? Хотите узнать, что такое пирамиды? Где они расположены? Для чего и кто их строил? Из чего построены пирамиды?

    2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования.

    - Где и как можно найти информацию о пирамидах?

    Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются на Дерево знаний (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм)

    - Уточним: что нам надо узнать:

  • Что такое пирамиды?

  • Где они расположены?

  • Для чего и кто их строил?

  • Из чего построили пирамиды?
    - Поскольку вопросов для исследования много,
    предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию по своему вопросу, и фиксировать с помощью символов на бумаге. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое сообщение, его «доклад», которое вы сможете рассказать другим людям (родителям, друзьям, гостям).

    - Какие методы исследования будем использовать? (книги, взрослый человек, видеофильм, компьютер – Интернет)

    - Подумайте, каким способом можно объединиться в пары? Все согласны с этим способом? Тогда объединяйтесь.

    Каждая пара получает карточку с символическим изображением метода исследования и вопроса, по которому надо найти информацию.

    1-я пара идет искать информацию с помощью видеофильма.

    Что такое пирамиды?

    2-я пара идет искать информацию с помощью взрослого – гостя, который был в Египте и видел пирамиды.
    Где расположены пирамиды?                                                                                                                      

3 я пара идет искать информацию с помощью книг
Кто строил пирамиды?

Из чего построили пирамиды?
Что нужно уметь человеку, чтобы найти информацию в книге? (читать) Кто из вас сможет прочитать и найти ответ на вопросы?

4 я пара идет искать информацию с помощью компьютера.
Для чего строили пирамиды?


5-я пара остается с воспитателем, рассматривает изображение Египетской пирамиды в книге и изготовляет макет пирамиды из четырех равнобедренных треугольников.

3. Сбор информации

1 пара  детей вместе с учителем-логопедом смотрят видеофильм.

Содержание фильма: «Пирамида – это усыпальница фараона. Таких в Египте построено немало, но пирамида Хеопса самая высокая, самая могучая, самая известная. Египетские пирамиды – одно из Семи чудес света. Египетские строители, не имея никаких машин для строительства, строили огромные пирамиды руками только при помощи рычагов и веревок много лет. Пирамида – самое большое сооружение, воздвигнутое человеком в древние времена. Высота ее равна 50-ти этажному небоскребу. Сейчас к пирамиде приезжает очень много туристов, чтобы увидеть сооружение грандиозное, но бесполезное. В древние времена появилась арабская пословица «Все на свете боится времени, но время боится пирамид». После просмотренного фильма педагог беседует с детьми о содержании:

- Что запомнили? Как можно зарисовать эту информацию, какими символами обозначить? Как можно зарисовать слово «усыпальница»? Что тебе напоминает это слово?

2 пара обращается за помощью к гостю.

Рассказ гостя: «На земном шаре много разных континентов, один из них называется Африка (показ на карте). В Африке много разных стран. На побережье Красного моря расположена такая страна, как Египет (показ на карте). В этой стране всего одна река – Нил (показ на карте) и много-много пустынь (рассматривание фотоизображений реки и пустыни). На берегу реки Нил построен главный город Египта – его столица Каир. Это очень древний и большой город (рассматривание фотографий). Недалеко от Каира в долине реки Нил древние египтяне построили пирамиды. Люди со всего мира приезжают посмотреть на пирамиды, узнать, кто их строил, для чего и как».

Вопросы гостя:

- Вы узнали все, что хотели?

- Где расположены египетские пирамиды? На каком континенте? В какой стране? Возле какого города? Как все это можно записать?

3-я пара вместе со вторым воспитателем, Мариной Анатольевной, изучают содержание книг: Ганс Райхардт «Семь Чудес Света», Ч.А. Крылов «Чудеса света», Журнал «Чудеса и тайны».

Текст, предложенный для прочтения детям:

«Пирамиды строили из огромных каменных блоков. Строители переплывали на больших лодках реку Нил. Там они вырубали каменные глыбы, потом обтесывали и делали их прямоугольной формы. Каждый такой каменный блок был весом с автомобиль. Каменные блоки грузили на лодки и переправляли на берег, где строили пирамиду. Блоки тащили при помощи быков и людей, а потом поднимали рычагами наверх. Эта работа была очень опасной и тяжелой. Когда пирамида была построена, ее обложили белым камнем – известняком. От этого пирамида блестела на солнце, и ее было видно издалека. Строительство пирамиды продолжалось 20 лет».

«Египетские цари – фараоны звали крестьян для строительства пирамид. Огромная река Нил разливалась и оставляла на своих берегах плодородную землю, на которой крестьяне собирали урожай овощей и зерна. А после сбора урожая все мужчины становились строителями пирамиды. Работа была очень тяжелой, потому что в древние времена не было строительных машин.

После прочтения текста детьми, (дети прочитывают отдельные фразы) воспитатель уточняет через вопросы его содержание:

- О чем прочитали? Придумайте символы, которыми обозначите прочитанное. Далее педагог предлагает детям зафиксировать полученную информацию с помощью условных обозначений:
- С помощью какого символа можно обозначить слова «тяжелая и опасная работа», «грузили на лодки и переправляли на другой берег»? и т.д.
4 пара детей вместе с заместителем заведующей подходит к компьютеру. Взрослый объясняет и показывает, как с помощью Интернета можно найти нужную информацию. Главное правило Интернета – правильно сформулировать вопрос. Взрослый спрашивает у детей, какой вопрос их интересует, набирает его в строке поиска: «Для чего строили Египетские пирамиды». Информацию, найденную в Интернете взрослый зачитывает детям: «Египетские цари строили в пустыне гигантские каменные пирамиды, в которых их хоронили. Когда царь умирал, его тело обертывали полотном и бальзамировали, чтобы тело сохранилось – это называлось мумией. Потом, умершего царя везли в пирамиду и оставляли там вместе с его драгоценностями, одеждой, мебелью, оружием и даже продуктами, потому что древние египтяне думали, что все это понадобиться царю после смерти. Иногда грабители пытались проникнуть в пирамиду и похитить сокровища».
Вопросы к детям:

- Что вы запомнили? Что вы будете рассказывать детям? Зафиксируйте эту информацию символами. Какими символами можно обозначить слова «драгоценности», «одежда», «оружие», «мебель», «продукты»? Все запомнили?

5-я пара детей вместе с воспитателем создают макет пирамиды, используя знакомые способы конструирования и измерения с помощью условной мерки. Для изготовления равнобедренного треугольника готовят три условных мерки одинаковой длины. Дети складывают мерки в треугольник, отмечают карандашом вершины, соединяют с помощью линейки и вырезают треугольник – одну сторону пирамиды. При этом дети используют сформированные навыки сотрудничества. Для завершения работы над макетом узнаем у ребенка, который просмотрел видеофильм, что Египетские пирамиды окружает пустыня, используем песок, коробку и ранее изготовленные детьми на занятии ручного труда фигурки верблюдов.
4. Обобщение полученных данных.
Дети, изучив информацию по своему вопросу в разных источниках и зафиксировав ее символами, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом для построения единого доклада.
5. Презентация доклада.
Среди детей определяется докладчик (по желанию детей или выбору воспитателя). Выбранный ребенок встает за трибуну и с помощью символических изображений рассказывает про Египетские пирамиды гостям. По окончании доклада присутствующим взрослым предлагается задать вопросы исследовательской группе.

6. Итог занятия.

- Что нового вы узнали?

- Как узнали? С помощью чего?

- Какие трудности испытывали?

- Как справились с трудностями?

- Кому расскажите о том, что вы узнали?

7. Побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.

- Я взяла в библиотеке книгу «Семь чудес света», которую вы можете рассмотреть и узнать, что еще называют «чудесами света» и почему.

Приложения

Игра – путешествие

«Чудеса света. Пирамида Хеопса».

Продолжительность НОД: 30 минут

Цель: познакомить детей с чудом света «Пирамида Хеопса».

Задачи:

  1. Создать условия для обогащения представлений о чудесах света, как примере рукотворной деятельности человека.
  2. Развивать речь детей, мелкую моторику, мышление.
  3. Поддерживать интерес к поисковой деятельности, желание работать в команде, добиваться результатов.

Оборудование:

  1. План – схема группы
  2. «Билет» в Египет
  3. Интерактивный глобус
  4. Проект «Египет»
  5. Разрезная картинка с изображением пирамид
  6. Средства для просмотра видео - презентации
  7. Незаконченные схемы пирамиды, карандаши или маркеры
  8. Конструктор
  9. Раскраски с изображением пирамид и сфинксов

Методы и приемы:

  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  4. Игровые

Предварительная работа: работа над проектом «Египет».

Сюрпризный момент. Поиск билета по плану группы.

Посмотрите, ребята, к нам пришел необычный гость.

-Здравствуйте, кто вы?

-Я - путешественник. Я путешествую по всему миру и ищу чудеса со всего света. Сегодня почтальон принес мне странное письмо. Давайте вместе посмотрим, что там написано. (Развернув свиток, мы обнаруживаем письмо и план группы с указанием, где спрятан билет на самолет в Египет).

-Ребята, давайте поможем путешественнику найти билет. (Дети, пользуясь планом группы, находят спрятанный билет).

-Спасибо, ребята. А вы хотите отправиться со мной в путешествие в Египет? (Да)

План-схема группы, билет в Египет

2мин

  1. Использование интерактивного глобуса. Поиск местоположения на карте мира(глобусе)государства Египет и ознакомление с краткой информацией о государстве.

-Прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо познакомиться со страной, в которую мы отправимся. В этом нам поможет наш волшебный глобус. Для начала нам нужно найти местоположение государства Египет на макете нашей Земли. (Дети ищут Египет на глобусе)

-Чтобы узнать необходимую информацию о Египте, нам опять на помощь придет волшебный глобус. (Дети прослушивают краткую информацию о стране).

-Мы узнали достаточно о Египте. Теперь можем отправляться в путь. Занимайте свои места в самолете.

Интерактивный глобус

3мин

  1. Физ. минутка

Игра «Самолеты»

1мин

  1. Ознакомление с проектом «Египет». Рассказ ребенка по теме проекта.

Дорогой путешественник, расскажите нам, пожалуйста, что вы знаете о Египте. (Путешественник рассказывает детям о Египте, показывает картинки с изображением пирамид, сфинксов и т.д. так же сообщает, что в Египте находится одно из чудес света)

Проект «Египет»

4мин

  1. Собери картинку. Из разрезных частей собрать картинку с изображением пирамиды Хеопса.

А чтобы узнать какое чудо света находится в Египте, нам нужно собрать картинку. (Дети собирают картинку из частей, на картинке изображена пирамида Хеопса).

Картинка с изображением пирамиды, разрезанная на несколько частей

3 мин

  1. Презентация «История создания пирамиды Хеопса».

- Посмотрите, детки, на картинке изображены Пирамиды. Садитесь поудобнее и приготовьтесь. Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в прошлое, чтобы узнать историю этого чуда света. (Дети садятся на стульчики перед монитором и знакомятся с историей строительства пирамид).

Средства просмотра слайдов

3мин

  1. Мы – архитекторы. Дорисовывание изображения пирамиды.

-Знаете ли вы профессии людей, которые участвуют в открытии и создании чудесных сооружений?

(археолог, архитектор, скульптор, строитель)

- Ребята, а вы хотите построить пирамиду (Да)

- Представьте себе, что вы известные архитекторы и вам нужно нарисовать проект нашей пирамиды.

(Детям раздаются листочки, на которых с помощью точек изображены пирамиды).

-Нужно правильно соединить все точки, чтобы получилось изображение пирамиды.

Незаконченные схемы пирамиды, карандаши или маркеры

3 мин

  1. Мы - строители. Изготовление макета пирамиды из конструктора

- Молодцы. Теперь можно приступать к строительству пирамиды. Нам для этого потребуется строительный конструктор.

- Вы помните, что основание пирамиды имеет форму правильного квадрата. Это значит, что все стороны основания одинаковы по длине.

(Дети выкладывают основание пирамиды квадратной формы, затем начинают строить пирамиду в соответствии с нарисованной схемой. Воспитатель наблюдает и дает советы).

- Молодцы, ребята. Посмотрите, какая у нас получилась пирамида.

Конструктор

8 мин

  1. Заключение. Обобщение полученной детьми информации.

П.- Спасибо вам, ребята. Вы очень помогли мне в моем путешествии. Я узнал очень много об этом чуде света. Но, говорят, оно не единственное на свете. Буду очень рад, если вы поможете мне найти и остальные чудеса света. А сейчас мне пора. До свидания, ребята.(Путешественник благодарит детей и уходит).

В.- Детки, вам понравилось наше путешествие? (Да)

Что нового вы узнали?

(Пирамида – одно из чудес света. Ее построили в древней Греции. Раньше в Греции правили фараоны).

В.- На память о нашем путешествии вы получаете вот такой сюрприз (воспитатель раздает детям раскраски с изображением пирамид и сфинксов).

-А впереди у нас еще много новых путешествий и открытий. До новых встреч.

Раскраски с изображением пирамид и сфинксов.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы "Путешествие на космическом корабле"

Занятие дает детям представление о космосе, первых космонавтах, космических ракетах, что мы - жители планеты Земля....

конспект интегрированной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на космическом корабле" в подготовительной группе

знакомство детей с историей освоения космоса, расширение представлений о современных профессиях в космосе....

К О Н С П Е К Т в кружке «Музей и дети» на тему: «Волшебный мир сказок в картинах мировых художников: сказки Г. Х. Андерсена»

Цели:1.Продолжать знакомство детей с творчеством Г.Х.Андерсена. Повторить знакомые сказки (сюжет, главные герои) и познакомить со сказкой «Соловей». Учить детей понимать мораль сказки, выр...

НОД по плаванию для воспитанников старшей группы «Космическое путешествие»

Конспект НОД по плаванию для воспитанников старшей группы «Космическое путешествие»...

методическая разработка конспект ООД "Космические дали" для воспитанников старшей группы

Данное занятие разработано для воспитанников старшей группы. Цель: закрепить представления  детей о космосе, формировать  представления о  планетах солнечной системы.Задачи:-...

Спортивно-познавательная игра-занятие «Космические путешественники» (для воспитанников старшей группы)

Возрастная категория: старший дошкольный возраст 6 лет.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речев...