Главные вкладки

    Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа
    проект (подготовительная группа)

    Тестова Ирина Валентиновна

    Проект

    по опытно – экспериментальной деятельности

    «Юные исследователи».

    Подготовительная группа

     

    Воспитатель: Тестова И.В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Февраль, 2020 г

     

    Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группе

    «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»  

                                                                                                      Л. С. Выготский

      «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

                                                                                                               Р. Эмерсон

     

    Вид проекта: групповой

    Сроки проекта: 17 февраля – 20 марта

    Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатель группы.

     

    Актуальность:

    На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым, и не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.

    Мотивы:

    познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». «Узнать – научиться - познать».

    Цель проекта:

    Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

     

    Задачи:

    1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

    2.Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.                                                                                                                     4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.                                  5. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

    Форма работы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

    Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Фронтальные занятия.

    КВН, развлечения.

    Наблюдения в природе.

    Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

    Беседы по теме эксперимента.

    Целевая прогулка.

    Структура проведения игры–экспериментирования:

    Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

    Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

    Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

    Подведение итогов, вывод;

    Фиксация результатов;

    Вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

    внешние стимулы (новизна, необычность объекта);тайна, сюрприз;помощи;

    познавательный мотив (почему так);ситуация выбора.

     

    Средства: поисковые действия

    Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

    Интеграция образовательных областей:

    • познавательное развитие;
    • социально-коммуникативное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • физическое развитие.

     

    Предполагаемые результаты:

    Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

    Создание единого инновационного пространства.

    Чёткое выполнение поставленной задачи.

    Повышение уровня мотивации к занятиям.

     

    Этапы реализации проекта:

    1этап – Подготовительный

    1. Анализ научной и методической    литературы.
    2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
    3. Подборка опытов с описанием проведения. 
    4. Организация предметно – развивающей среды. 

     

    2 этап – Основной
    Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

     

    3 этап - Заключительный

    Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

    Разработка рекомендаций «Берегите воду», «Что поможет сделать воздух чище?».

    Выставка рисунков «Берегите природу!».

    КВН с родителями «Мы – экспериментаторы»

     

    Модель трех вопросов по исследованию:

    Где мы можем узнать?                                                                                         Что мы знаем?                                                                                                       Что мы хотим узнать?


    Ожидаемый результат:
    1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
    2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
    3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
    4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
    5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
     

    1этап – Подготовительный

    1. Анализ научной и методической    литературы.
    2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
    3. Подборка опытов с описанием проведения. 
    4. Организация предметно – развивающей среды. 

     

    2 этап – Основной
    Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

     

    3 этап - Заключительный

    Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

    Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

     

    Перспективное планирование

     

    дата

    Содержание работы

     

    1.

     

            2.

            3.

     

     

     

    4.

             5.

     

     

     

                   6.

        7.

            8.

     

    ВОДА

    17.02.      20.02     25.02     27.02

    20.02       25.02

                        17.02               18.02         20.02     25.02          27.02

     

    17 - 28.02

     

     

     

     

     

     

     

                   27.02

     

                        25.02

    Беседы: «Кто такие учёные, что такое эксперимент»                                 «Волшебница вода»                                                                     « Кому нужна вода?»                                                                   « Удивительные свойства воды»                                                      

    Эксперименты: «Свойства воды»                                        «Какая бывает вода?»                                                

    Наблюдения в природе:                                                        «Вода в природных явлениях»,                                                                           « Свойства льда»                                                                          « Снег – снежок»                                                               «Рассматривание снежинки в лупу»                                 «Защитные свойства снега»

    Ознакомление с худ.литературой:                                       Чтение стихотворений о воде                                    Отгадывание загадок                                                        

    Произведения:                                                         М.Пришвина «Как Ромка переходил через ручей»                                                                     К. Паустовский «Поэзия дождя»                                      Н.А.Рыжова «Жила-была речка»                                               К. И.Чуковский «Федорино горе»                                    Н.Болтачёв «Сказка о круговороте воды»  

    Художественно – эстетическое развитие:                                 ИЗО «Жители водоёмов»

    Прослушивание фонограммы:                                             «Звуки воды в природе»

    Игра: «Четвёртый лишний»                                                    «Земля, вода, воздух»               

     

     

    ВОЗДУХ

    1.

     

     

    2.

     

     

     

    3.

    4.

    5.

            6.

                   03.03       04.03     11.03        12.03

                  02.03             04.03      06.03      10.03      11.03       13.03

    02.03

    10.03 

    06.03      11.03

    11.03 - 13.03

    Беседы:                                                                                    «Влияние свежего воздуха на организм»                                                          « Чистый воздух»                                                                         «Воздух и его свойства»                                                           «Воздух – невидимка»

    Эксперименты:                                                                                 « Воздух и его свойства»                                                  «Реактивный  шарик»                                                                     « Расширение воздуха»                                                                « Волшебный стакан»                                                    «Поймаем воздух»                                                                       « Как получить разные волны»

    Прогулка: «Почему дует ветер?» 

    ИЗО: «Передайте в рисунке ветер"

    Конструктивная деятельность: « Веер»                    «Кораблик»

    Игра: «Пускание корабликов по воде»                                  «Земля, вода, воздух»                  

     

    1.

    2.

            3.

     

    4.

     

     

    Что мы узнали?

    1.     17.03

    18.03

    16.03       19.03

                  20.03

    Беседа: «Сохраним Родную Планету!»                                    «Как экономить воду?»

    Викторина: « Хочу всё знать!»

    ИЗО  « Сделаем Планету чище»                                               « Попусту воду не лей, кран поскорее закрой!» (знаки для младших групп)

    КВН     с родителями «Мы экспериментаторы»   

     

     

     

     

    Перспективный план работы  с родителями


    Беседа дома с детьми: 
    Изготовить с детьми  водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
     

    «Как организовать игры с водой».
    Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
    Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.
     

    «Игра или   экспериментирование».
    Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
    Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

    Консультация для родителей
    «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
     

     «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  
     

    Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
    «Бумажная страна»
    Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 

     

    Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы». 
     

    Перспективы
    • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно - экспериментальной  деятельности с  детьми  старшего дошкольного возраста;
    • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности;
    • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
    • Пополнять предметно – развивающую среду.
     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     

    1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006. — 64 с.
    2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
    3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2010. – 124 с.
    4.Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

    6. 

    7. Все обо всем на свете. Развивающие игры, скороговорки, загадки/авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2010. –192 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»...

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

    Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)

    Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...

    Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа

    Проектпо опытно – экспериментальной деятельности«Юные исследователи».Подготовительная группа Воспитатель: Тестова И.В....