Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа
проект (подготовительная группа)

Тестова Ирина Валентиновна

Проект

по опытно – экспериментальной деятельности

«Юные исследователи».

Подготовительная группа

 

Воспитатель: Тестова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль, 2020 г

 

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группе

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»  

                                                                                                  Л. С. Выготский

  «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

                                                                                                           Р. Эмерсон

 

Вид проекта: групповой

Сроки проекта: 17 февраля – 20 марта

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатель группы.

 

Актуальность:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым, и не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.

Мотивы:

познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». «Узнать – научиться - познать».

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2.Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.                                                                                                                     4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.                                  5. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Форма работы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);тайна, сюрприз;помощи;

познавательный мотив (почему так);ситуация выбора.

 

Средства: поисковые действия

Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

Создание единого инновационного пространства.

Чёткое выполнение поставленной задачи.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

 

Этапы реализации проекта:

1этап – Подготовительный

1. Анализ научной и методической    литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения. 
4. Организация предметно – развивающей среды. 

 

2 этап – Основной
Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

 

3 этап - Заключительный

Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

Разработка рекомендаций «Берегите воду», «Что поможет сделать воздух чище?».

Выставка рисунков «Берегите природу!».

КВН с родителями «Мы – экспериментаторы»

 

Модель трех вопросов по исследованию:

Где мы можем узнать?                                                                                         Что мы знаем?                                                                                                       Что мы хотим узнать?


Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
 

1этап – Подготовительный

1. Анализ научной и методической    литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения. 
4. Организация предметно – развивающей среды. 

 

2 этап – Основной
Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

 

3 этап - Заключительный

Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

 

Перспективное планирование

 

дата

Содержание работы

 

1.

 

        2.

        3.

 

 

 

4.

         5.

 

 

 

               6.

    7.

        8.

 

ВОДА

17.02.      20.02     25.02     27.02

20.02       25.02

                    17.02               18.02         20.02     25.02          27.02

 

17 - 28.02

 

 

 

 

 

 

 

               27.02

 

                    25.02

Беседы: «Кто такие учёные, что такое эксперимент»                                 «Волшебница вода»                                                                     « Кому нужна вода?»                                                                   « Удивительные свойства воды»                                                      

Эксперименты: «Свойства воды»                                        «Какая бывает вода?»                                                

Наблюдения в природе:                                                        «Вода в природных явлениях»,                                                                           « Свойства льда»                                                                          « Снег – снежок»                                                               «Рассматривание снежинки в лупу»                                 «Защитные свойства снега»

Ознакомление с худ.литературой:                                       Чтение стихотворений о воде                                    Отгадывание загадок                                                        

Произведения:                                                         М.Пришвина «Как Ромка переходил через ручей»                                                                     К. Паустовский «Поэзия дождя»                                      Н.А.Рыжова «Жила-была речка»                                               К. И.Чуковский «Федорино горе»                                    Н.Болтачёв «Сказка о круговороте воды»  

Художественно – эстетическое развитие:                                 ИЗО «Жители водоёмов»

Прослушивание фонограммы:                                             «Звуки воды в природе»

Игра: «Четвёртый лишний»                                                    «Земля, вода, воздух»               

 

 

ВОЗДУХ

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

4.

5.

        6.

               03.03       04.03     11.03        12.03

              02.03             04.03      06.03      10.03      11.03       13.03

02.03

10.03 

06.03      11.03

11.03 - 13.03

Беседы:                                                                                    «Влияние свежего воздуха на организм»                                                          « Чистый воздух»                                                                         «Воздух и его свойства»                                                           «Воздух – невидимка»

Эксперименты:                                                                                 « Воздух и его свойства»                                                  «Реактивный  шарик»                                                                     « Расширение воздуха»                                                                « Волшебный стакан»                                                    «Поймаем воздух»                                                                       « Как получить разные волны»

Прогулка: «Почему дует ветер?» 

ИЗО: «Передайте в рисунке ветер"

Конструктивная деятельность: « Веер»                    «Кораблик»

Игра: «Пускание корабликов по воде»                                  «Земля, вода, воздух»                  

 

1.

2.

        3.

 

4.

 

 

Что мы узнали?

  1.     17.03

18.03

16.03       19.03

              20.03

Беседа: «Сохраним Родную Планету!»                                    «Как экономить воду?»

Викторина: « Хочу всё знать!»

ИЗО  « Сделаем Планету чище»                                               « Попусту воду не лей, кран поскорее закрой!» (знаки для младших групп)

КВН     с родителями «Мы экспериментаторы»   

 

 

 

 

Перспективный план работы  с родителями


Беседа дома с детьми: 
Изготовить с детьми  водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
 

«Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.
 

«Игра или   экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
 

 «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  
 

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 

 

Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы». 
 

Перспективы
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно - экспериментальной  деятельности с  детьми  старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности;
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду.
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006. — 64 с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2010. – 124 с.
4.Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

6. 

7. Все обо всем на свете. Развивающие игры, скороговорки, загадки/авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2010. –192 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 3 «Рябинушка» филиал МКДОУ «Детский сад № 3 «Рябинушка» Детский сад «Ласточка»

Алтайский край

Поспелихинский район

П.им.Мамонтово

Проект

по опытно – экспериментальной деятельности

«Юные исследователи».

Подготовительная группа

Воспитатель: Тестова И.В.

Февраль, 2020 г

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группе

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»  

                                                                                                  Л. С. Выготский

  «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

                                                                                                           Р. Эмерсон

Вид проекта: групповой

Сроки проекта: 17 февраля – 20 марта

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатель группы.

Актуальность:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым, и не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.

Мотивы:

познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». «Узнать – научиться - познать».

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2.Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.                                                                                                                     4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.                                  5. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Форма работы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);тайна, сюрприз;помощи;

познавательный мотив (почему так);ситуация выбора.

Средства: поисковые действия

Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

Создание единого инновационного пространства.

Чёткое выполнение поставленной задачи.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Этапы реализации проекта: 

1этап – Подготовительный

1. Анализ научной и методической    литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения. 
4. Организация предметно – развивающей среды. 

2 этап – Основной
Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

3 этап - Заключительный

Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

Разработка рекомендаций «Берегите воду», «Что поможет сделать воздух чище?».

Выставка рисунков «Берегите природу!».

КВН с родителями «Мы – экспериментаторы»

Модель трех вопросов по исследованию:

Где мы можем узнать?                                                                                         Что мы знаем?                                                                                                       Что мы хотим узнать?


Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

1этап – Подготовительный

1. Анализ научной и методической    литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения. 
4. Организация предметно – развивающей среды. 

2 этап – Основной
Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

3 этап - Заключительный

Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Перспективное планирование

дата

Содержание работы

1.

        2.

        3.

4.

         5.

               6.

    7.

        8.

ВОДА

17.02.      20.02     25.02     27.02

20.02       25.02

                    17.02               18.02         20.02     25.02          27.02

17 - 28.02

               27.02

                    25.02

Беседы: «Кто такие учёные, что такое эксперимент»                                 «Волшебница вода»                                                                     « Кому нужна вода?»                                                                   « Удивительные свойства воды»                                                      

Эксперименты: «Свойства воды»                                        «Какая бывает вода?»                                                

Наблюдения в природе:                                                        «Вода в природных явлениях»,                                                                           « Свойства льда»                                                                          « Снег – снежок»                                                               «Рассматривание снежинки в лупу»                                 «Защитные свойства снега»

Ознакомление с худ.литературой:                                       Чтение стихотворений о воде                                    Отгадывание загадок                                                        

Произведения:                                                         М.Пришвина «Как Ромка переходил через ручей»                                                                     К. Паустовский «Поэзия дождя»                                      Н.А.Рыжова «Жила-была речка»                                               К. И.Чуковский «Федорино горе»                                    Н.Болтачёв «Сказка о круговороте воды»  

Художественно – эстетическое развитие:                                 ИЗО «Жители водоёмов»

Прослушивание фонограммы:                                             «Звуки воды в природе»

Игра: «Четвёртый лишний»                                                    «Земля, вода, воздух»               

ВОЗДУХ

1.

2.

3.

4.

5.

        6.

               03.03       04.03     11.03        12.03

              02.03             04.03      06.03      10.03      11.03       13.03

02.03

10.03  

06.03      11.03

11.03 - 13.03

Беседы:                                                                                    «Влияние свежего воздуха на организм»                                                          « Чистый воздух»                                                                         «Воздух и его свойства»                                                           «Воздух – невидимка»

Эксперименты:                                                                                 « Воздух и его свойства»                                                  «Реактивный  шарик»                                                                     « Расширение воздуха»                                                                « Волшебный стакан»                                                    «Поймаем воздух»                                                                       « Как получить разные волны»

Прогулка: «Почему дует ветер?»  

ИЗО: «Передайте в рисунке ветер"

Конструктивная деятельность: « Веер»                    «Кораблик»

Игра: «Пускание корабликов по воде»                                  «Земля, вода, воздух»                 

1.

2.

        3.

4.

Что мы узнали?

  1.     17.03

18.03

16.03       19.03

              20.03

Беседа: «Сохраним Родную Планету!»                                    «Как экономить воду?»

Викторина: « Хочу всё знать!» 

ИЗО  « Сделаем Планету чище»                                               « Попусту воду не лей, кран поскорее закрой!» (знаки для младших групп)

КВН     с родителями «Мы экспериментаторы»   

Перспективный план работы  с родителями


Беседа дома с детьми: 
Изготовить с детьми  водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

«Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

«Игра или   экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 

Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы». 

Перспективы
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно - экспериментальной  деятельности с  детьми  старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности;
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006. — 64 с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2010. – 124 с.
4.Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

6. 

7. Все обо всем на свете. Развивающие игры, скороговорки, загадки/авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2010. –192 с.

Сценарий КВН «Мы – экспериментаторы»

Подготовительная группа

   

Воспитатель: Тестова И.В.

        

        

Март, 2020 г.

        

Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.

Задачи:

- формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата;

- развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь; способствовать развитию коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений с родителями;

Материалы и оборудование: костюм Золушка; шапочка огонька для игры «Волшебные превращения», 2 прозрачные пластиковые бутылки с водой (неполные, камушки, манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки; 3 воздушных шарика, гуашь, трубочки для коктейля, листы для рисования.

Предварительная работа: Экспериментирование с водой, воздухом, магнитом, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы.

под музыку входят в зал. Садятся на стульчики.

Ведущий:

Приветствуем сегодня всех,

Мы рады встрече с вами.

И не случайно в этот зал

Всех вместе мы собрали.

Детей и взрослых позвала

Весёлая и умная игра.

И, думаю, пройдёт она

Активно и не скучно.

Звучит песня «Ужасно интересно, всё то, что не известно» муз. В. Шаинского.

Ведущий: Представляю вам команды, участвующие в нашей игре.

Первая командаИсследователи.

Девиз:

Любим исследовать и проверять,

Чтобы о мире побольше узнать.

Вторая команда: Любознайки.

Девиз:

Магнит, и воздух, и вода –

Интересны нам всегда.

Ведущий: И так, мы начинаем КВН.

1.  конкурс – «Разминка».

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Отгадайте-ка загадки – Все вы станете умней.

Команды загадывают друг другу по три загадки.

1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

2. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

3. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(Роса.)

4. Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд.)

5. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

6. Он летает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег.)

Ведущий(обращается к болельщикам) Вы заметили, что участники игры загадали друг другу много загадок, но все они о воде. Ведь и снег, и роса, и иней – это всё вода, только в разных состояниях. Пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем в игру «Вода – не вода».

Игра «Вода – не вода».

Если ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин, дети топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, дети молчат и не выполняют никаких действий).

Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы много знаете о воде, и были очень внимательны. А сейчас послушаем жюри.

Жюри объявляет итоги конкурса «Разминка».

Ведущий: А мы переходим к следующему конкурсу «Напоите голубя». Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и голуби, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите голубям напиться.

Вопрос к болельщикам: Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)

Чья команда быстрее напоит свою голубя?

2. Проводится эстафета  «Напои голубя»

игроки каждой команды становятся в колонну. Первые номера берут по одному камушку, бегут к столикам, опускают камень в бутылку, возвращаются обратно, встают в конец колонны. Вторые номера берут по одному камешку и т. д., пока уровень воды не повысится до верха бутылки.

Жюри подводит итоги конкурса «Напои голубя».

Ведущий:

А теперь, дорогие зрители,

Фокусы увидеть не хотите ли?

Тогда не зевайте, не болтайте,

А за родителями наблюдайте.

3. Домашнее задание: конкурс «Фокусники». Родители – игроки команд – показывают опыты-фокусы.

Опыт первый «Яйцеглотатель». Положить в бутылку бумажку и поджечь её. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосёт внутрь. При горении воздух в бутылке разрежается и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

Опыт второй«Стакан – непроливайка». Положить открытку глянцевой стороной на стакан с водой. Придерживая открытку рукой, быстро перевернуть стакан и убрать руку: открытка будто приклеилась к стакану. Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.

Ведущий: Пора нам начинать следующий конкурс.

Входит девочка в костюме Золушки, плачет.

Ведущий: Золушка, почему ты плачешь?

Золушка: Злая мачеха сказала мне, что я смогу пойти посмотреть на бал в королевском дворце, если выполню все её задания. Но они такие трудные, что мне ни за что во время не справиться. А мне так хочется попасть во дворец.

Ведущий: Не переживай, Золушка, наши ребята обязательно помогут. Какие задания поручила тебе мачеха?

Золушка: Нужно отделить рис от манки, а пуговицы – от булавок и крючков.

Ведущий: Трудные поручения, но я думаю, что наши команды с ними справятся. Итак, одна команда отделяет рис от манки, а другая – пуговицы от крючков и булавок. Подумайте, как быстрее выполнить задание, чем можно воспользоваться. А предметы, которые могут вам помочь, лежат вот на этом столике. (На небольшом столике лежат: сита разных размеров, магниты, пинцеты, миски, пустые коробочки для пуговиц и крючков.)

4. Конкурс «Золушка»

Игроки с помощью сита отделяют рис от манки, магнита (пуговицы от крючков). Затем отвечают на дополнительные вопросы ведущего.

Ведущий:

- Почему рис остался в сите, а манка сразу попадает в миску?

- Почему вы решили воспользоваться магнитом?

Ведущий: Вот, возьми, дорогая Золушка, крупу и швейные принадлежности. Всё разобрано.

Золушка: Большое вам спасибо. Теперь я успею на бал. До свидания, ребята!(Уходит.)

Жюри подводит итоги конкурса «Помогите Золушке».

Ведущий:

Все отлично потрудились,

Поиграть пришла пора.

И у шариков воздушных

Есть для вас одна игра.

Игра «Воздушный шарик». 

Участвуют и игроки и болельщики. Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.

Ведущий:

Прошу садиться детвора!

Конкурс продолжать пора.

Предлагаю я командам в этот конкурс поиграть.

На серьёзные вопросы вам придётся отвечать.

За одну минуту только вы должны свой дать ответ.

А жюри потом оценит – был он правильным иль нет.

5. Капитаны команд поочерёдно достают по три вопроса из бочонка. На обсуждение даётся 1 минута.

1. Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег?

2. Как называется явление, когда весной лёд плывёт по реке?

3. В каком приборе для измерения времени используют песок?

4. Какой прибор используют, чтобы не заблудиться в лесу?

5. Как называется куча снега?

6. Как называется явление, когда вода затапливает сушу?

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий:

Настроение прекрасно и не хочется скучать.

Я забавные картинки предлагаю рисовать.

И соломкой для коктейля прошу кляксы сделать вас,

Чтоб весёлая картинка по листочку расползлась.

Кляксы разные бывают. Что они изображают?

6. Конкурс художников.

Командам даются лист бумаги и соломинки для коктейля. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое-либо изображение. Затем игроки придумывают название картине. Время подготовки 3 минуты.

В это время с болельщиками проводится игра «Волшебные превращения».

Выбирается один ребёнок на роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные статуи, когда «огонь» далеко. Когда «огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Ведущий:

На КВН мы сегодня славно время провели.

А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.

Жюри подводит итоги конкурса и всей игры. Награждаются победители и участники.

Ведущий:

Вот и закончилась игра.

Но мы надеемся, что с ней

Мы стали чуточку умней.

Список литературы:

1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство«Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы«Детство»).

5. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО

Ведущий: Золушка, почему ты плачешь?

Золушка: Злая мачеха сказала мне, что я смогу пойти посмотреть на бал в королевском дворце, если выполню все её задания. Но они такие трудные, что мне ни за что во время не справиться. А мне так хочется попасть во дворец.

Ведущий: Не переживай, Золушка, наши ребята обязательно помогут. Какие задания поручила тебе мачеха?

Золушка: Нужно отделить рис от макарон, а пуговицы – от булавок и крючков.

Ведущий: Трудные поручения, но я думаю, что наши команды с ними справятся…

4. Конкурс «Золушка»

Игроки с помощью сита отделяют рис от манки, магнита (пуговицы от крючков). Затем отвечают на дополнительные вопросы ведущего.

…….

Ведущий: Вот, возьми, дорогая Золушка, крупу и швейные принадлежности. Всё разобрано.

Золушка: Большое вам спасибо. Теперь я успею на бал. До свидания, ребята!(Уходит.)

Первая командаИсследователи.

Девиз:

Любим исследовать и проверять,

Чтобы о мире побольше узнать.

Вторая команда: Любознайки.

Девиз:

Магнит, и воздух, и вода –

Интересны нам всегда.

1.  конкурс – «Разминка».

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Отгадайте-ка загадки – Все вы станете умней.

Команды загадывают друг другу по три загадки.

1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

2. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

3. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(Роса.)

4. Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд.)

5. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

6. Он летает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег.)

1. Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег?

2. Как называется явление, когда весной лёд плывёт по реке?

3. В каком приборе для измерения времени используют песок?

4. Какой прибор используют, чтобы не заблудиться в лесу?

5. Как называется куча снега?

6. Как называется явление, когда вода затапливает сушу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа

Проектпо опытно – экспериментальной деятельности«Юные исследователи».Подготовительная группа Воспитатель: Тестова И.В....