Деловая игра "Логопедическая радуга"
план-конспект занятия по развитию речи

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_logopedicheskaya_raduga.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАДУГА»

учитель-логопед Паскаль М.Д.

Цель игры: активизация компетентных возможностей педагогов в организации коррекционно-воспитательной работы по речевому развитию детей.

Задачи:

1. Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения.

2. Создавать благоприятные условия для речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.

3. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.

4. Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, листы бумаги, фломастеры, простые и цветные карандаши, тканевый мешочек, шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка, столы и стулья по количеству участников.

Ход проведения семинара-практикума

Учитель - логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю вам принять активное участие в увлекательной игре «Логопедическая радуга»!

  1. Артикуляционная гимнастика.

С помощью стихотворной сказки и показом движений я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были, 
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку. 
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости: 
Толстые внуки приехали в гости
(надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости 
(втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы (
широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (
соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (
повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою, 
Чтоб свежим был ротик! (
втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (
широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (
подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (
покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем) 
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! (
кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед  для внучат приспособил качели (
широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (
щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! (
присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Предлагаю вам поиграть в интерактивные речевые игры, которые способствуют активизации речи и мышления.

Задание № 2. Игра «Что на что похоже?»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....

Уважаемые коллеги, подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов (Что делала? Что делает? Что будет делать?)  к слову «кошка» (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться и т.д.).

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая и т.д.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у детей.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем (Кубик эмоций):

На «Кубике эмоций» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку:

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! 

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю! 
Задание № 5. Физкультурная минутка «Поймай заданный звук»

Я буду называть различные речевые звуки, а вам предлагаю подпрыгнуть (хлопнуть в ладоши) в том случае, если вы услышите заданный звук.

Задание № 6. «Чудесный мешочек»

Я предлагаю каждому достать из «чудесного мешочка» предмет и рассказать о его использовании в работе с детьми.

Задание № 7. «Игры-перевёртыши»

Предлагаю вам угадать зашифрованную фразу из стихотворения, детской песни или сказки.

Строчки из стихотворений:

Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».

Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».

Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».

Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».

Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».

Бледненький кустик - «Аленький цветочек».

Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».

Квадратик - «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Предлагаю вам составить рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например, на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Подарю Павлику пирамидку.

и т.д.

Задание № 9. «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

Предлагаю вам придумать рифмы к словам:

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)

Мы собирали васильки
На головах у нас … (венки)

Задание № 10. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча!

Уважаемые коллеги, выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии на предложенных листочках. Я предлагаю вам подойти к стенду, на котором изображена радуга и прикрепить свой листочек к «цвету вашего настроения».

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»

План: 1.     Общая характеристика официально – делового стиля2.     Динамика нормы официально – деловой речи3.      Устная деловая...

Деловая игра для воспитателей «Логопедическая радуга»

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы,максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения т...

Деловая игра для педагогов "Логопедическая радуга"

Игра для педагогов  поможет систематизировать   знания в области образовательных технологий, повторить основные виды деятельности детей, постараться решить проблемные задачи....

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...

Деловая беседа - основной метод деловой коммуникации.

Профессиональная коммуникация в образовании...