Деловая игра для педагогов ДОУ "Логопедическая радуга"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шлепнина Елена Валериевна

Деловая игра для воспитателей ДОУ "Логопедическая радуга" предназначена для оказания помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Логопедическая радуга»

Цель деловой игры: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие

Структура проведения деловой игры

1. Организационный момент
Вступление, правила игры, представление жюри

2. Речевые игры на обогащение словаря, активизации речи и мышления, развитие связной речи, слухового внимания и фонематических процессов.

  • Разминка
  • игра «Объявление» (для активизации речи, мышления);
  • игра «Угадай по описанию» (развитие связной речи);
  • игра «Загадай-ка» (активизация словаря, развитие речи, мышления;
  • игра «Говорим  образно» (на знание поговорок, понимание переносного значения слов);
  • игра «Скороговорки» (развитие дыхания, голоса, произношения,  интонации);
  •  игры на развитие фонематических процессов.

3. Заключительная часть. Итог

Ход игры

Сл. 1    Вступление, правила игры, представление жюри.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на повестке дня
гениальная идея одна.
Предлагаем деловую игру -
«Логопедическую радугу».

Командам предлагаю  не молчать,
а активное участие в игре принять!
С коллегами опытом поделиться,
В работе это пригодится!

За игрой жюри наблюдает,
Оценки командам выставляет.
В конце итоги жюри подведет
И слово веское произнесет.

Семь у радуги цветов,
Семь заданий для участников.
Если правильно выполняете,
То три балла получаете.

 Сл. 2   Первый цвет радуги – красный.
Задание № 1. «Коробка чудес» 
Как обычный  предмет превратить в «чудесный»? Не секрет, что педагоги могут в своей работе интересно использовать любой подручный материал. Попробуйте предложить варианты полезных игр для развития речи с предложенными предметами.
     Педагоги достают из «коробки чудес»  предметы  (По-очереди 1 и 2 команды).  2 минуты на подготовку и затем рассказывают о вариантах использования предметов в работе с детьми.)

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Сл. 3. Следующий цвет – оранжевый.
Задание № 2. «Объявление» 
(для активизации речи, мышления)

Составьте шутливое объявление для газеты о купле, продаже из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук. 
Пример
объявления на звук (о). Отдам одинокому ответственному овцеводу одну очаровательную овечку.

1 команда –  объявление о купле на звук (к).

2 команда  - объявление о продаже на звук (п).

Победит команда, у которой объявление длиннее.

Сл. 4.    Детям  можно предложить  составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Полина подарила Павлику панамку.

Сл. 5.  Цвет желтый.
Задание № 3  Живопись. Угадай по описанию.
 Педагоги развивают связную речь у  детей, используя разные  виды высказывания – описание, повествование, рассуждение. Красивое, образное описание детям дается трудно. Работа с произведениями изобразительного искусства воспитывает образность связной речи. Показать пример, связно и интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.

Предлагаем командам угадать по описанию известные произведения живописи.

Задание для 1 команды. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.
 
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_1068408a66d05a3e3531e71021afe76c.jpg.jpg


Задание для 2 команды. Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.
 Алексей  Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_9b26fc9fb1898c60bc64337bfda2d106.jpg.jpg

Можно предложить составить описание картины.  Обе команды предлагают свое описание одной картины. Например,
Виктор Михайлович Васнецов «Аленушка», или
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

1.   Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

2.  Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Солнечные блики играют на стакане с чаем, на яйцах, на фонарике, на вазе. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов: голубые, как бы склонившиеся перед нами в поклоне, колокольчики и желтые ромашки, похожие на маленькие солнца. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.


 https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_c193ab00fe01a4ee161af14148686338.jpg.jpg                https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_9e7d1780d99cec708ced54adc9a06755.jpg.jpg

Сл. 10  Зеленый цвет

Задание № 4. «Загадай-ка»  (Речевые игры для активизации речи и мышления.)

Сл. 11   Задание для 1 команды.   
Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Сл. 12   Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая

Сл. 13   Задание для 2 команды

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон….

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Сл. 14     Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

                Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Подобные игры можно предложить детям
Слова можно подбирать любые:
 сладкие, пушистые, холодные и т.п. А подбирать  глаголы и прилагательные  можно по каждой лексической теме.

Сл. 15.  Цвет – голубой.

Задание № 5. «Говорим образно».

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства, понимать переносное значение слов.

Предлагаем представителям команд выбрать карточки с заданиями
Сл.  16     Карточка №1, зад. 1

Сл.  17     Карточка №2, зад. 1

Сл.  18     Карточка №1, зад. 2

Сл.  19     Карточка №2, зад. 2

Карточка № 1
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду.

Сл. 20  Цвет – синий.
Задание № 6.
 Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.

Сл. 21 «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем (картинки эмоций на экране). (Команды поочерёдно проговаривают скороговорки с предложенными эмоциями.)

Сл. 22 – 24    1 команда. Три человека.

  • На реке поймали рака,
    из-за рака вышла драка!
     
    Это Ромка - забияка,
    Снова в реку  бросил рака. 
    (радостно).
  • Дядя Коля дочке
    Поле подарил щеночка колли,
    Но щенок породы колли
    убежал от Поли в поле. 
    (взволнованно).
  •  Говорил попугай попугаю:
    «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай:
    «Попугай, попугай, попугай!» 
    (спокойно) 

Сл. 25 – 27    2 команда. Три человека.

  • Вёз корабль карамель,
    наскочил корабль на мель.
    И матросы три недели
    карамель на мели ели. (п
    ечально).
  • Сидит Ваня на диване,
    под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани
    часто мылся Ванечка 
    (раздраженно).
  • Этой щеткой чищу зубы,
    Этой щеткой башмаки,
    Этой щеткой чищу брюки,
    Все три щетки мне нужны.
    (равнодушно)

Сл. 28      Детям можно предложить кубик с  изображением эмоций, с одной из которых надо рассказать скороговорку.

Сл. 29   Цвет – фиолетовый.
Задание № 7. Игры на развитие фонематических процессов. 

Игры рифмовки очень полезны для детей:

  • повышают настроение,
  • улучшают слуховое, речевое внимание,
  • тренируют мозг ребёнка
  • нравятся детям.

Сл. 30   1 команда

БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ 

Я тебе задачу дам.
Всё расставить по местам.

  • В кассе я куплю ...
  •  И отправлюсь на ...
  • У меня с собой ...
  • В нем лежит большой ...

Сл. 31   2 команда

БУТОН — БАТОН — ПИТОН — БЕТОН

Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.

  • В булочной куплю ...
  • В зоопарке жил ...
  • Распускается ...
  • Нужен для дорог …

Сл.32          Вариант для детей (вместе отвечают)

КАТОК — ПОТОК — МОТОК — ВЕНОК

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

Что стащил игривый кот? ...

Таня девочкам плетет? ...

С гор спускается, течет? ...

Что за скользкий, ровный лед? ...

Пока жюри подведет итоги, мы предложим еще  несколько игр для детей.

Сл. 33        Варианты игр для детей

Игра «Рифмовка-обманка» . Ребёнок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным» похожим по звуковому составу.

1. Мы скатаем снежный ком

   И построим куклам ТОМ. (ДОМ)

2. Говорит сосед — чудак:

    Вырос в поле красный РАК. (МАК).

1. Отругала мама зайку:

    Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)

2. Хулиганам не до шутки,

    Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)

Игра «Подбери рифму» похожа.  Ребёнок внимательно слушает незаконченную рифмовку и должен выбрать слово по смыслу.

В случае затруднения взрослый зачитывает двустишье во всех трёх вариантах.

заменить «неправильное» слово на «правильное», сложность в том, что слова схожи по звуковому составу.


Сл. 34    Игра «Подбери по смыслу». Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже

ПОЛЕНО — КОЛЕНО; ОТМЕТКА— КОНФЕТКА; БАТОН —ЛИМОН; УТКА — ДУДКА; БУКЕТ —ПАКЕТ.

Сл. 35      Игра «Выбери имя».  Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных.

ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА;

ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА;

ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА;

ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА;

ТАНЯ - ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ;

ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА;

КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ.

Сл. 36     Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для воспитателей «Логопедическая радуга»

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы,максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения т...

Деловая игра для педагогов "Логопедическая радуга"

Игра для педагогов  поможет систематизировать   знания в области образовательных технологий, повторить основные виды деятельности детей, постараться решить проблемные задачи....

Деловая игра для педагогов ДОУ «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»

     Наверняка вы не раз слышали от коллег и сами лично делали такие выводы, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и...