НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Дмитриева Людмила Геннадьевна

Компонент «отношения к информации» представляет в работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей - всё наоборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_var.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дмитриева Людмила Геннадьевна

Старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 36

Московский район, г. Санкт-Петербург

             

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Идея приобщения человека к природе и ее познание имеет глубокие корни, уходящие в историю. Ж.Ж. Руссо сторонник идеи свободного воспитания считал, что главное в работе воспитателя не передать ребенку готовые знания, а научить детей самостоятельно приобретать эти знания путем наблюдения в природе и самостоятельных рассуждений.

           Вопросы умственного воспитания и обучения, а также развития познавательного интереса нашли отражение в работах советских и российских педагогов и психологов.

            В работах А.В. Запорожца и Н.Н. Поддъякова подчеркивается, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать систему знаний. Разрабатывая данный вопрос, А.В. Запорожец указывал, что совершенствование возможно путем амплификации детской деятельности, то есть объединения знаний по разным разделам программы воспитания и обучения. Он считал, что ознакомление с любым явлением нужно начинать с познания исходной структуры этого явления. Идея амплификации (интегрирования) предполагает использование новых активных форм и методов обучения, а также усовершенствования раннее известных.

            На протяжении многих лет, как в теории, так и в практике дошкольного образования широкое распространение получили так называемые активные формы и методы обучения, ориентированные на самостоятельное добывание знаний, на активизацию познавательной деятельности детей, формирование их практических умений и навыков. Как отмечают исследователи, особенностью активных форм и методов является то, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

           Так, И.С. Фрейдкин, исследуя вопросы организации экспериментирования детей с объектами неживой природы (вода, воздух, песок), доказывал необходимость планомерной организации поисковой деятельности дошкольников для полноценного развития мыслительных процессов и познавательного интереса. При этом он отмечал, что в силу ограниченности личного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного характера  мышления, детям не всегда понятны объяснения, наблюдаемых явлений, которые делает взрослый. В процессе проведения самостоятельного или демонстрационного опыта, наблюдаемое явление может приближаться к ребенку, и суть раскрывается наглядно. У дошкольника формируется правильное миропонимание, исследовательский подход к изучению объектов и явлений, то есть в ходе организации элементарных опытов он сам активно действует, выделяя задачу, требующую решения, высказывая предположения о путях ее разрешения, проверяя их экспериментально, самостоятельно делая выводы.

           В своей работе Т.В. Земцова, предлагала использовать в обучении дошкольников различные проблемные ситуации. Ею предложены следующие типы ситуаций:

  1. перед ребенком ставится вопрос, на который у него нет готового ответа, для получения этого ответа необходимо мобилизовать свой жизненный опыт, имеющиеся знания, проявить сообразительность;
  2. обнаруживается несоответствие между научными знаниями и житейскими практическими представлениями;
  3. перед ребенком ставится задача применить, имеющиеся знания на практике или в новых, измененных условиях.

           Вопрос использования речевых логических задач изучала Н.Ф. Виноградова. Она отмечала, что решая речевые логические задачи, дети учатся выделять наиболее существенное в объекте (явлении), самостоятельно подходят к обобщениям, происходит развитие их логического мышления.

           Определенного уровня умственного развития ребенка, по мнению Е.И. Золотаревой, требует применение приема сравнения. Данный прием способствует более легкому и осмысленному усвоению знаний, установлению связи новых представлений с уже имеющимися.

          В исследованиях С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой и А.М. Федотовой доказывается необходимость использования игровых обучающих ситуаций. Они отмечают, что слияние игровой и образовательной деятельности значительно повышают мыслительную и речевую активность детей, побуждают их к действию.

           Аспектами развития умственной активности и познавательного интереса занималась Т.М. Бабунова, которая показала, что решение связано, прежде всего, глубиной, систематичностью, прочностью детских знаний  необходимой активизацией познавательной деятельности. Ей были выделены некоторые педагогические условия, способствующие этим процессам.

           Подводя итог краткому обзору психолого-педагогических исследований, необходимо отметить, что спектр активных  форм и методов  обучения, способствующих развитию умственной активности и познавательного интереса у дошкольников постоянно расширяется, а также систематически совершенствуется ранее разработанный.

           Актуальность темы объясняется тем, что обогащению мыслительных процессов, и мотивации познавательного интереса, явным преимуществом, пользуются активные формы и методы перед традиционными:

           -во-первых, это активность ребенка в процессе их применения;

           -во-вторых, при их использовании в практике наблюдается развитие самостоятельности у детей;

           -в-третьих, применение этих форм и методов влияет на развитие умственных качеств личности: любознательности, пытливости детского ума, умение мобилизовать свои знания и рационально использовать при решении задач.

           Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве основополагающего принципа дошкольного   образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, ориентирует на реализацию конкретного содержания образовательных областей, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными особенностями для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач; применение экспериментирования в работе с детьми; использование проектирования.

           В дошкольном возрасте познавательное развитие выступает, как сложная  система, включающая в себя, развитие мыслительных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения), которые представляют собой разные способы ориентирования ребенка в окружающем мире и в себе самом, а также регулируют детскую деятельность и  активизируются познавательным интересом.

              В своей работе Н.Г. Морозова дала наиболее точное определение:

            «Познавательный интерес - есть эмоционально - познавательное отношение человека к интеллектуальной деятельности, возникающее из эмоционально-познавательного переживания и переходящее при благоприятных условиях в направленность личности, отношение, выражающееся в стремлении к всестороннему, глубокому изучению предметов и явлений, познанию их свойств».

             К особенностям познавательного интереса можно отнести:

- его избирательность,        

- осознанность, волевая направленность,

- интеллектуальный характер.

             Также можно выделить ступени развития познавательного интереса по Г.И. Щукиной:

1) Любопытство - самая элементарная стадия ориентировки без стремления к сущности;

2) Любознательность - характеризующаяся проникнуть за пределы простого, но познание неглубоко;

3) Познавательный интерес - стремление человека к разрешению проблемного вопроса, направленность интереса;

4) Теоретический, научный интерес - высшая ступень, характеризующаяся активным воздействием на мир, глубокими знаниями, стойкими убеждениями.

            Типичное возникновение познавательного интереса часто связывают с появлением у ребенка дошкольного возраста таких вопросов - «откуда?», «почему?», «что такое?». Вопросы ребенка  фиксируют такие состояния как любопытство и любознательность. Это можно считать лишь преддверием познавательного интереса. К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).

           В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры для старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие «любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности». Проведенный в процессе непосредственной образовательной деятельности эксперимент дает дошкольникам более полную информацию об изучаемом явлении, повышает наглядность и доступность материала, делает эффективным процесс ознакомления с объектом (явлением), удовлетворяет естественную любознательность ребенка. Они видят самые разнообразные свойства изучаемого явления.

            Компонент «отношения к информации» представляет в работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей - всё наоборот. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы  определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста.       Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов, участвующих в познании. Однако заметим, что этот процесс  у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. Поэтому родители и педагоги,  должны всегда помнить, что процесс формирования отношения ребенка к миру постоянен. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем он направит свои знания и способности. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в душе определенный эмоциональный след.

              Таким образом, процессу формирования умственной активности детей дошкольного возраста  и показателю познавательного интереса присуще единство интеллектуального и эмоционального. При этом очень часто эмоции, вызванные удивлением, новизной, сюрпризностью, игрой, переходят в эмоцию, связанную с радостью познания, удовлетворения от преодоления трудностей при решении умственной задачи.

                  Исходя из вышесказанного, сильнейшим побудителем развития познавательного интереса и умственной активности дошкольников является позитивное взаимодействие участников процесса при внешней привлекательности наглядного материала, а также использование в образовательном процессе: презентаций  дидактической игрушки, сказочного персонажа, разнообразных игровых атрибутов; коллективных форм решения проблемных ситуаций, занятий-путешествий,  конкурсов, игр-квестов, игр-соревнований, участий в проектной деятельности, экспериментах, опытах, тестовых заданиях и пр.,  при активном использовании ИКТ.

              Комплексный подход по развитию умственной активности и познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в условиях современной жизнедеятельности. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

Список литературы

  1. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - с. 107-110.
  2. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - с.3-65.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
  4. Запорожец, А.В. Психология действия  / А.В. Запорожец. - М.: МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 736 с
  5. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст]: диссертация / О.В. Киреева. - СПб., 2009. - 204 с.
  6. Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 86-93.
  7. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. 2012. - 80 с.
  8. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / А.А. Люблинская. - М., 2010. - 320 с
  9. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л.М. Маневцева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 11. - С. 26-29.
  10. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, - М., 2014. - 156 с.
  11. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М.: Российское психологическое общество, 2010. - 85 с.
  12. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Попова. - Барнаул, 2002. - 22 с.
  13. Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7 лет): Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., - 2006. - 23 с.
  14. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] / Ж.Н. Тельнова. - Омск, 2010. - 159 с.
  15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 2008. -352с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для музыкальных руководителей "Некоторые аспекты развития ритма у детей дошкольного возраста"

Работа по развитию метроритмического чувства в дошкольном воспитании - одна из приоритетных задач музыкального воспитания. Без развитого чувства ритма сложно продвигаться во всех видах музыкальной дея...

Из опыта работы "О некоторых аспектах развития познавательных интересов старших дошкольников"

Статья посвящена проблеме развития познавательных интересов старших дошкольников.Эта проблема действительно актуальна в связи с ее неразработанностью, малоизученностью. Развитие познавательных интерес...

Некоторые аспекты формирования речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коммуникативно-деятельностный подход как одно из направлений формирования речевой активности у старших дошкольников....

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки...

Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий.

Цель: развитие творческого мышления, воображения с помощью технологии ТРИЗ...

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....