Развитие связной речи детей подготовительной группы
материал (подготовительная группа)

Шестакова Наталья Юрьевна

Тема по самообразованию на целый год в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей – одна из главных образовательных задач в детском саду. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй речи. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Цель: развитие связной речи детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

  • Совершенствовать диалогическую форму речи
  • Развивать монологическую форму речи
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями
  • Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца. Цель – учить точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание художественного текста, добиваться яркости и выразительности речи.

Рассказ по картине. Цель – учить правильно понимать содержание картины, составлять по ней связный рассказ.

Рассказ об игрушке. Цель – учить описывать внешний вид игрушки и составлять сюжетный рассказ о ней.

Рассказ на темы из личного опыта. Цель – учить составлять рассказы без опоры на наглядный материал.

Творческие рассказы. Цель – учить самостоятельно придумывать содержание, логически выстраивать его и облекать в правильную словесную форму.

Виды творческих рассказов:

  • Придумывание детьми продолжения рассказа (сказки)
  • Придумывание рассказа (сказки) по плану, предложенному воспитателем
  • Придумывание рассказа (сказки) на заданную тему (без плана)
  • Придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно избранную тему.

План работы на 2015 – 2016 учебные года.

     Месяц

                                        Содержание работы

Сентябрь

  1. Подбор литературы по теме.
  2. Провести диагностику детей по речевому развитию с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
  3. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

- дидактические игры «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»;

- дидактические пособия («Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);

- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);

Октябрь - Ноябрь

  1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Составь рассказ по картинке», «Употребление предлогов»;

- сюжетные картинки «Осень», «Осень в лесу», «По грибы»;

- внести книжки самоделки на тему «Осень»

- дидактические пособия рассказы «Осень», «Лес осенью», «В лесу», «Грибы» И. Соколова – Микитова;

- загадки – складки о профессиях;

- артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Язычок», «Бегемотик», «Хоботок», «Иголочка», «Вкусное варенье».

2.   Беседы:

- «Что я знаю о себе»;

- «Речевой аппарат».

3.   Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

4.   Чтение и обсуждение, пересказ сказок В. Сутеев «Мешок яблок»,   «Война грибов», «Вершки и корешки».

5. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания: «Ветры», «Подуем на плечо», «Листики осенние», «Запасливые хомячки», «Пузыри», «Надуем шарик».

6. Театрализованная деятельность:

- настольный театр «Лиса и кувшин»

- настольный театр «Два жадных медвежонка»

- инсценировка по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет»

7. Консультации для родителей:

- «Каждый ребенок – индивидуальность!»

- «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка»

- «Детские игры – дело серьезное»

- «Рекомендации родителям» по теме.

8. Беседы с родителями:

- «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе»

- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей»

Декабрь - Январь

1.Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки «Зима», «Зимние забавы»;

- книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- дидактические пособия рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк;

- артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр»;

2. Пословицы и поговорки о зиме.

3. Разгадывание загадок об овощах и фруктах.

4. Чтение и беседы по рассказам.

5. Составление рассказов по сюжетным картинам «Зима», «Зимние забавы»

6. Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает»

- С. Есенин «Пороша»

- С. Есенин «Береза»

7. Чтение и обсуждение, пересказ сказок: «Зимовье зверей», «Снегурочка», В. Сутеев «Новогодняя елка»

8. Дыхательная гимнастика: «Надуем шарик», «Запасливые хомячки», «Снежинки».

9. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук: «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики», «Огоньки».

10. Театрализованная деятельность:

- новогодний утренник

- настольный театр «Зимовье зверей»

- драматизация «Театр теней»

11. Консультации для родителей:

- «Воспитание ответственности у детей»

- «Застенчивость»

- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»

- «Причины неготовности детей к школе»

12. Беседы с родителями:

- «Развитие речевого дыхания»

- «Готовность семьи к обучению ребенка в школе» - анкетирование

- «Здоровый образ жизни в семье»

13. Папка – передвижка:

- «Развитие речевого дыхания»

- «Связная речь»

Февраль - Март

1.Внести в речевую зону:

- дидактические игры «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»

- сюжетные картинки «Весна», «Птицы прилетели»

- книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»

- дидактическое пособие рассказы: «Играющие собаки» К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как  Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк

- артикуляционная гимнастика «Тесто», «Чистим зубки», «Расческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка»

2. Пословицы и поговорки о весне.

3.Разгадывание логических загадок.

4. Составление рассказов по сюжетным картинам «Весна», «Птицы прилетели»

5. Чтение и заучивание стихотворений:

- Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

- Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

6. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Журавль и цапля»

- «Серая шейка»

- «Пряничный домик»

7. Дыхательная гимнастика: «Надуем шарик», «Запасливые хомячки», «Пузыри»

8. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук: «Цветок», «Заморозим ладошку», «Трубач», «Свеча»

9. Консультации для родителей:

- «Речевая готовность ребенка к школе»

- «Адаптация детей к школе»

- «Портрет будущего первоклассника»

- «13 вредных советов для родителей будущих первоклассников»

10. Беседы с родителями:

- «Памятки для родителей по обучению связной речи»

- «Круг чтения детей семилетнего возраста»

11. Папка – передвижка:

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?»

- «Как избежать школьных неудач»

Апрель - Май

1.Анализ и оценка своей деятельности.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально – хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы с родителями.

2.Провести диагностику детей по окончании года.

3.Работа с литературой.

4.Составление картотеки игр по развитию связной речи.

Методическое обеспечение:

  •  Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ, 2011.
  •  Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
  •  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2005.
  •  Гербова В.В. Составление описательных рассказов. Дошкольное воспитание. – 2006 №9.
  • « Занятия по развитию речи в детском саду»  (под ред. О.С. Ушаковой)
  •  Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет»
  •  Вальчук Е.В. «Развитие связной речи детей 6-7 лет»
  • Граб Л.М. «Творческое рассказывание» Обучение детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Занятие по развитию связной речи детей подготовительной группы

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы. Тема: Рассказываем по моделям.

Цель: -Познакомить детей с методом составления рассказа через совмещение индивидуальной и общей схемы.-Учить пересказывать текст без повторного прочтения, опираясь на предложенные схемы.- Продолжать у...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....

План-конспект по развитию связной речи детей подготовительной группы «Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Дремучий медведь»

Аннотация: Конспект занятия содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у дет...