Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 

      Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе.

Тема: «Письмо  от  Грамотея».

 Цель: помочь дошкольникам  освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

Образовательные: закрепить понятия: предложение, слово, слог, звук;

закрепить знания о различении гласных и согласных звуков, согласных твердых – мягких;

совершенствовать навык звукового анализа слова их четырех звуков при сочетании согласных с составлением звуковой схемы;

учить составлять предложения, продолжать учит  называть слова с заданными звуками;

продолжать  формировать  умение  воспринимать  словесную  информацию,  осмысленно  отвечать  на  вопросы.

 

Развивающие: развивать артикуляторную моторику с помощью гимнастики;

развивать  интеллектуальные  способности  детей;

развивать  познавательные  способности  детей:  мышление,  наблюдательность;

развивать общую моторику.

Воспитательные:

формировать  умение  излагать  свои  мысли  последовательно,  учиться  убеждать,  отстаивать  свою  точку  зрения;

воспитывать  умение  сотрудничать (учимся  слышать,  понимать,  подчиняться  правилам);  

воспитание взаимопомощи, взаимопонимания, активности,  самостоятельности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе.

             Тема: «Письмо  от  Грамотея».

 Цель: помочь дошкольникам  освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

Образовательные: закрепить понятия: предложение, слово, слог, звук;

закрепить знания о различении гласных и согласных звуков, согласных твердых – мягких;

совершенствовать навык звукового анализа слова их четырех звуков при сочетании согласных с составлением звуковой схемы;

учить составлять предложения, продолжать учит  называть слова с заданными звуками;

продолжать  формировать  умение  воспринимать  словесную  информацию,  осмысленно  отвечать  на  вопросы.

Развивающие: развивать артикуляторную моторику с помощью гимнастики;

развивать  интеллектуальные  способности  детей;

развивать  познавательные  способности  детей:  мышление,  наблюдательность;

развивать общую моторику.

Воспитательные:

формировать  умение  излагать  свои  мысли  последовательно,  учиться  убеждать,  отстаивать  свою  точку  зрения;

воспитывать  умение  сотрудничать (учимся  слышать,  понимать,  подчиняться  правилам);  

воспитание взаимопомощи, взаимопонимания, активности,  самостоятельности, ответственности.

Методические приёмы:

  • словесный (вопросы, объяснение);
  • наглядный (картинки, показ артикуляции);
  • игровой; 
  • практический (упражнения);

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Демонстрационный материал : конверт с письмом, картина с изображением розы, магниты красного, синего, зеленого цвета.

Раздаточный материал : картины-схемы слова роза,

красные, зеленые, синие, черные фишки на подносиках  на каждого ребенка; полоски с четырьмя клеточками, листочки  для рисования  схемы предложения; простые карандаши, сигнальные карты.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Может вы знаете откуда это письмо? Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас.

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:

«Здравствуйте, дорогие  дети! Я слышал, что в подготовительной  группе »Золотая рыбка»  очень любознательные ребята, любите заниматься и  уже готовы для поступления в школу. Поэтому я  посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями.

Если вы справитесь со всеми  заданиями, это значит,

что вы готовы к школе. Грамотей.

Воспитатель. Вот так сюрприз.

Грамотей прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А для того чтобы показать Грамотею, что мы все умеем нам нужно попасть в школу. Закрыли глазки  и посчитали до трех.

Вот мы с вами оказались в школе (звенит звонок).

Дети садятся за столы.

 

1.Повторение : из чего состоит  предложение?

(состоит из слов)

Из чего состоят слова (из звуков)

Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными).

Чем отличаются гласные звуки от согласных?(гласные звуки можно пропеть, во рту ничего не мешает, а согласные встречают преграду во рту.

Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным) .

2.Игра «Перекличка».

Воспитатель называет разные звуки - гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

3.Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"ЛИ"- лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут, линейка

"КУ"- курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница, кукушка.

4.Физ.минутка«Считалочка» (встали все)

Раз, два - выше голова!

Три, четыре - руки шире!

Пять, шесть - тихо сесть.

5. Работа с сигнальными  картами.

Поднимаем сиг. карты если услышем в слове звук     «с».

соль, сахар, хлеб, сыр, дерево, сок, сметана, ручка, капуста, свекла, масло, книга, колбаса, вода, стол.

6.Звуковой анализ слова роза

Воспитатель:Что нарисовано на листочках?

Дети: роза

Воспитатель: Сколько звуков в слове роза?

 Какой первый

звук?

Дети: р-р-р…

Воспитатель: Звук Р. Давайте попробуем пропеть этот звук. Р-р-р… Получается? А что нам мешает?

Дети: язык

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Каким цветом обозначим этот звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове роза?

Дети: Р-ооо-! Звук О

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о…

Воспитатель: звук О можно пропеть, ему ничего не мешает.

 Какой это звук?

Дети: Гласный. Каким цветом обозначим звук?

Воспитатель: Какой третий звук в слове? (з)

Можно пропеть?

Воспитатель: Какой последний звук?(а). Гласный или согласный?

А сейчас давайте составим предложение со словом роза.

Папа подарил маме розы (разбор предложения)

Сколько слов в предложении?

Давайте нарисуем наше предложение.

Нарисуем одну полоску - это слово «папа»,

потом нарисуем вторую полоску- это слово «подарил»,

нарисуем третью полоску -это слово маме,

еще нарисуем четвертую полоску  – это слово «розы».

Сколько слов в предложении(4).

Назовите первое слово, второе, третье, четвертое.

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).   Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). А ещё какие знаки ставятся в конце предложения?.

_______      ______   ______  ______.

7.Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

8.Воспитатель: Слушаем рассказ.

«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела  кругом – нет её подружек!

Зина стала  громко звать подруг:

 Ма – ша, Ма – ри – на, Та – ня, На – та - ша, Ва – ля!

Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?(по слогам)

Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно).

Как узнать сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

 Давайте посчитаем сколько слогов в именах девочек.

Итог : Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях Грамотею.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

 Встали, закрыли глазки и посчитали до трех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР "В поисках клада"

Показ непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте проводился для родителей в рамках "Недели открытых дверей"....

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...