Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
консультация

Пермякова Елена Андреевна

Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Каждый народ, где бы он ни жил  — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.

В. Чивилихин

В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех

духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.

Отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Дошкольный возраст является сензитивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо  связывают его с своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.

Основы русских национальных традиций условно можно разделить на несколько приоритетных направлений:

  1. Создание атмосферы национального быта. Именно окружение предметами национального быта, воспитывает в ребёнке чувство красоты, любознательность, пробуждают его душу, помогает с раннего возраста понять, что он – часть великого русского народа.
  2. Все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Именно в устном народном творчестве, как нигде сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о правде и лжи, храбрости и малодушии, трудолюбии и лени, любви и верности, добре и зле. Яркие эпитеты, текстовые повторы позволяют ребёнку познакомиться с историей русского народа. Стихи русского детского фольклора поются, читаются, забавляют ребят, звучат у постели засыпающих малышей, учат их животворной народной речи. Необходимо приблизить детей с самых ранних лет к постижению богатств русского слова. В русском фольклоре маленький ребёнок ощущает себя властелином природы и гордо повелевает стихиями. Русский народный фольклор со времён наших предков является школой воспитания доброго, человеческого отношения к окружающему.
  3. Народные праздники и традиции. Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы c детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, воспитывал церковную, православную, религиозную обрядность. В традиционных народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, и эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
  4. Русское народное искусство. Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.,  народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.

  1.  Русские народные игры.  Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания детей, так как радость движения сочетается с их духовным обогащением. Испокон веков  в народных играх,  ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.  Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Подготовила: воспитатель Пермякова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Русские народные сказки как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация  Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей....

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – и об этом знают все! Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжен...