Steam-образование и музыка
статья

Качунина Анастасия Романовна

Место музыкального образования

в структуре Steam-образования дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steam-tehnologii_v_muzykalnom_razvitii_doshkolnikov.docx19.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Место музыкального образования

в структуре Steam-образования дошкольника.

Одним из основных трендов в мировом образовании является развитие STEAM – технологии. STEAM – технологии обеспечивают развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, инициативности, способности к принятию нестандартных решений, культуре и формирования у детей творческого мышления. Ведь «Art and math» - это искусство и математика.

Искусство не существует обособленно. Все виды искусства переплетаются между собой. Очень важно обратить внимание на музыкальное образование дошкольника. Главная задача занятий музыкой- вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Музыкальное образование имеет прикладное значение. Главной отличительной особенностью его организации является первичная роль процесса и вторичная – результата.

Практическая направленность музыкального образования заключается в том, что оно приводит ребёнка к познанию, поэтому основное внимание при обучении детей обращается на формирование навыков, ведущих к развитию творчества.

Навыки, ведущие к развитию творчества невозможно сформировать без прочной основы музыкального образования. В основу музыкального образования входят средства музыкальной выразительности. Для начала детей нужно с ними познакомить.

Музыкальное образование обладает широким спектром музыкальной выразительности. Что является средствами выразительности в музыке?

1.        Интонация, передаёт музыкальное состояние, настроение музыкального произведения.

2.        Тембр - окраска звука.

3.        Лад - упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).

4.        Темп - скорость исполнения музыки.

5.        Ритм - последовательность звуков одинаковой и различной длительности.

Интонация хорошо улавливается детским ухом.  Если  взять в пример «Мать и дитя». Грудной малыш не понимает слов, но он хорошо понимает интонацию, если маленькому ребёнку грубым голосом, что-нибудь сказать или напеть, то он естественно заплачет.  Так и в музыке интонация может сказать о доброте и широте произведения или же наоборот, несуразная музыка, может напугать ребёнка. Например, прослушав пьессу Д. Кабалевского «Три подружки» , дети ометили, как менялась интонация в произведении и даже попытались изобразить «Злюку», «Плаксу» и «Резвушку».

Затем знакомим детей с таким понятием, как тембр. Каждый человеческий голос имеет свой тембр, свою окраску, так же как и каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр. Дети очень любят игру на развитие тембрового слуха «Угадай, на чём играю?» Один ребёнок проигрывает мелодию на определённом инструменте за ширмой, остальные дети определяют звучание, какого инструмента было ими услышано. Благодаря тембру мы можем отличать голоса и музыкальные инструменты, не видя его, а только его слышав. Звучание разных тембров инструментов разносторонне влияет на психику, эмоциональное состояние и умственное развитие детей.

Ещё очень важное слово, которые должны усвоить обучающие в детском саду, что такое лад, но лад это не значит с кем-то дружить. В музыке, лад – это взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Обязательно  должны познакомить детей с таким понятием, как мажор и минор. Мажор это нечто проворное весёлое, а минор это грустное, спокойное.

Далее, объясняем дошкольникам, что такое темп. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Музыкальные-игры и упражнения на развитие чувства музыкального темпа «Ноги и ножки» В.Агафонникова. (Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.)

Ритм важнейший элемент в музыке. Окружающий нас мир полон ритмов. Оглядимся вокруг: ритмично наше дыхание, биение сердца, наши шаги, ритмичен стук колёс поездов, кукушка, колокол. Знакомив дошкольников с ритмом, мы объясняем ребёнку, что такое ритм и говорим, что это последовательность звуков одинаковой и различной длительности, один звук можно пропеть длинно, другой коротко, а всё вместе получается ритм. Когда объясняем детям что такое ноты, тут же их иллюстрируем ( проигрываем). Демонстрируя выполнения задания, простукиваем ритм кулачком по столу или на ксилофоне, это может быть самостоятельный способ детьми в музыкальной деятельности. (Упражнения на развитие у детей чувства ритма «Имена и ритмы», где каждый ребёнок прохлопывает в ладоши и пропевает своё имя, с дидактическими карточками)

Когда дети усваивают эти понятия, они могут считаться в некотором роде музыкально образованными.

Хорошо, когда ребёнка с первых дней воспитывают на хорошей музыке. На примере классических композиторов, поют колыбельные песни, тем самым дети с раннего возраста воспитываются на хорошем примере и  приучаются с ранних лет оценивать то, что предъявляется им  в средствах массовой информации, в компьютерах, они начинают эту музыкальную продукцию делить, что для них значимо, что не значимо, что представляется для них ценности, что ценности для них не имеет. Начинают оценивать по критериям музыкальные произведения по средствам музыкальной выразительности ( то есть, какая мелодия, ритм, тембр ). Эти понятия становятся для детей не только словами, они начинают их глубже понимать.

Как мы уже знаем, что «Art and math» - это искусство и математика, так вот на наш взгляд важной инновацией в Steam-технологии может стать музыкальное образование дошкольника согласно концепции «математика в музыке» в совокупности с новыми материалами для выполнения творческих работ, в результате чего возникает оригинальная интеграция, развивающая логическое мышление дошкольников. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов. Почти на каждом музыкальном занятии мы с детьми развиваем элементарные математические способности: Например, с помощью пени В.Шаинского «Дважды два четыре», можно легко и в игровой форме запомнить некоторую часть таблицы умножения. Разучивание танцев идёт под счёт. Дети знакомятся со звуками – длинными и короткими, т. е. дети узнают, что звуки делятся и каждая нота, имеет свой счёт (для целой ноты просчитывается ритм- 1и, 2и, 3и, 4и, половинной- 1и, 2и, четверти- 1и, восьмой-и). При знакомстве с формой музыкального произведения используем схемы из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние». Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.

Нужно учитывать разномаштабность транслируемого знания, так как дети разного уровня подготовки, значит и музыкальные знания должны быть тоже разномаштабными.

С помощью стим-технологии, которые одновременно воздействуют на все интеррорецепторы, мы можем передать опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощённой в музыке. Так же мы можем передать детям музыкальные знания, умения и навыки, а так же развивать у детей память, логические и математические навыки.

В стим-технологиях музыка используется как элемент проектной деятельности. Там, где  музыка, там всегда гармония, счастливое детство и радость. Поэтому дети тянутся к музыкальным занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

STEAM образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.65% современных детей в...

"STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ – НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ"

пояснение,что такое STEAM. И какое оно имеет отношение к детскому саду....

ЧТО ТАКОЕ STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ?

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S - science, T - technology, E - engineering, A - art и M - mathematics. В переводе с а...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

STEAM-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

STEAM-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ...

Заявка на участие в региональном конкурсе авторских методических разработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста «STEAM-педагог»

Приложение 1.ЗаявкаНа участие в региональном конкурсе авторских методическихразработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста«STEAM-педагог» ФамилияАлейниковаИмяЕленаОтчеств...