Педагогическая практика «Развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».
методическая разработка (подготовительная группа)

для воспитанников 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая практика «Развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».

 Красноярский край, г.Ачинск. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  комбинированного вида № 47».

Авторы: Русакова Евгения Николаевна – воспитатель, МБДОУ «Д/с № 47», Минаева Ольга Николаевна – воспитатель, МБДОУ «Д/с 47».

         Основная идея практики:

Актуальность: мы работаем в группе компенсирующей направленности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Чаще всего у таких детей наблюдаются проблемы в понимании и воспроизведении текста, его запоминании, неярко выраженной интонационной, эмоциональной, выразительной стороны речи, что вызывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Для преодоления трудностей в общении требуется постоянный поиск новых технологий. Изучив работы, посвященные развитию эмоционально-выразительной стороны речи через театрализованную деятельность О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста», мы пришли к выводу, что развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность, может быть   эффективной в коррекционной работе по устранению речевых затруднений в интонационной выразительности, запоминании и воспроизведении текста.

         Исходя из этого, нами был разработан педагогический творческий проект «Развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи у  детей с ТНР через театрализованную деятельность».

Цель проекта: развитие и совершенствование коммуникативных компетенций и интонационных компонентов речи у старших дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность.

Задачи:

- формировать у детей коммуникативную компетенцию; 

- формировать умения передавать эмоциональную выразительность произведений русского народного творчества через театрализованную деятельность (мимикой, позой, жестами, тембром голоса, движением);

-   способствовать  снятию психического и эмоционального напряжения,

предупреждению агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;

 -  создать условия для организации театральной деятельности, через пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

- вовлекать родителей в процесс формирования коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи через театрализованную деятельность.

Планируемые результаты обучения:

  •  у дошкольников старшего дошкольного возраста  коммуникативные компетенции соответствует возрастным нормам;
  • воспитанники  передают эмоциональную выразительность произведений русского народного творчества через театрализованную деятельность (мимикой, позой, жестами, тембром голоса, движением);
  • дети стали наиболее эмоциональными, раскрепощенными, дружелюбными,  - адекватно эмоционально реагируют в различных ситуациях.
  • педагоги и родители  поддерживают дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для развития эмоционально-выразительной стороны речи, активно принимают участие.
  • создана предметно-развивающая среда в группе для формирования и развития коммуникативных компетенций, эмоционально-выразительной стороны речи через театрализованную деятельность.

Практика реализуется с сентября 2019 года.

          Для организации работы по данной теме подобрали и изучили необходимую психолого-педагогическую литературу, передовой опыт работы по развитию интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

         Провели  первичную диагностику уровня развития интонационной и выразительной (область «Речевое развитие» педагогической диагностики образовательной программы). В результате выявили, что у 66.7% детей недостаточно сформирована коммуникативная компетенция интонационная и выразительная сторона речи, на основании этого разработали перспективный план работы по развитию интонационной выразительности у старших дошкольников.

В ходе реализации перспективного плана работы по развитию интонационной выразительности речи у детей с ТНР использовали разные методы и технологии:

-    дидактические игры и упражнения на развитие мимики, просодики ( интонация, ритм, тембр, пауза); такие игры как «Вьюга», «Передай соседу», на развитие  мимики: «Мимический куб», «Чистим лук», «Огородное пугало», «Потеряли игрушку», «Мышки» и др ,  

- игры-драматизации, чтение стихов по ролям, проигрывание и озвучивание разных героев-зверей,  пересказывание монологов из сказок.

-  применяли дистанционные образовательные технологии (видео и фотоотчеты, дидактические задания, консультации).

Все эти мероприятия  направлены на: развитие коммуникативных компетенций, снятие психического и эмоционального напряжения, развитие мимической стороны речи, интонационной выразительности,  чувства ритма, темпа, тембра голоса, на преодоление застенчивости и нерешительности, сплоченность в коллективе и дружелюбия в общении, профилактику  замкнутости, тревожности.

Совместно с нами сотрудничали родители (дистанционные задания, изготовление костюмов и атрибутов, участие в играх-драматизациях и т.д.), специалисты, педагоги других групп (акция «Взрослые-детям»).

Постепенно пополняли предметно-пространственную развивающую среду, создавая условия для развития интонационной выразительности речи, театрализованной деятельности. (дидактические игры, разные виды театров, ширмы, атрибуты к театрализованной деятельности).

Итогом  реализации нашего проекта стало театрализованное представление сказки «Колобок». Воспитанники активно выбирали себе роли,  интонационно правильно исполняли их, не испытывая при этом никакого эмоционального напряжения.

  В сентябре 2020 года мы провели промежуточную диагностику на выявление  уровня развития коммуникативных  компетенций и интонационно-выразительной стороны речи. И убедились, что в результате внедрения театрализованной деятельности в образовательный процесс, наблюдается положительная динамика развития с 66.7 %  детей с недостаточным уровнем  до 58.3%.

- у дошкольников старшего дошкольного возраста  коммуникативные компетенции соответствуют возрастным нормам;

-  воспитанники  передают эмоциональную выразительность произведений русского народного творчества через театрализованную деятельность (мимикой, позой, жестами, тембром голоса, движением);

 - дети стали наиболее эмоциональными, раскрепощенными, дружелюбными, адекватно эмоционально реагируют в различных ситуациях.

    Анкетирование родителей по итогам реализации проекта показало, что дети стали более общительными, речь интонационно-выразительная,  правильная. В результате этого мы решили продолжить развитие коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи и в 2020-2021 учебном году.

 Сейчас наша деятельность на этапе реализации перспективного плана работы, при планировании мероприятий мы опираемся на запросы родителей и предложения детей, используем разные методы и технологии.

 В январе 2021 года планируем начать реализацию проекта «Театральный мир», итоговым мероприятием этого проекта будет постановка сказки «Заюшкина избушка» с участием не только наших детей и родителей, но и всех педагогов ОО. Опыт таких обще садовых постановок у нас есть «Красная шапочка на новый лад». Но теперь писать сценарий  сказки, распределять роли будут воспитанники вместе с воспитателями нашей группы.

     При реализации проекта возникали некоторые трудности: специфика речи детей, отсутствие костюмов для всех персонажей сказок - нехватка материально-технического оснащения, разучивание роли не дома, а в детском саду, для сохранения правильности произношения и интонационной выразительности - посещаемость в группе.

По итогам реализации нашего проекта мы можем сделать вывод, что внедрение в практику театрализованной деятельности для развития коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи детей с ТНР, позволит им легче включиться в жизнь общества, получить  образование соответствующего уровня.

Для коллег мы можем показать мастер-класс по развитию коммуникативных компетенций и интонационной выразительности речи, поделиться методической копилкой, пригласить на театрализованное представление сказки.

Всю необходимую информацию по данной практике вы можете найти на сайте ДОО по адресу: detsad4761@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры»....

Развитие речи у детей средней группы через театрализованную деятельность

Благодаря театру ребёнок познаёт мир, не только не только умом , но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать теат...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.

В своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...

«Развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».

Охарактеризовать условия развития интонационной выразительности стороны речи дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность. ...