Познавательное развитие дошкольников через экспериментальную деятельность
методическая разработка

Долгих Вера Ивановна

мастер класс для родителей с описанием опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7831_moy_master-_klass_dlya_roditeley.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАУДО «Детский сад №9»

Познавательное развитие дошкольников

 через экспериментальную деятельность

выполнила: воспитатель

Долгих Вера Ивановна

        

Г. Ялуторовск

Самое лучшее открытие - то,

которое ребёнок делает сам.

Ральф Уолдо Эмерсон

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой, бумагой, молоком.

Задачи:

1. Показать, как можно развивать познавательную активность детей с помощью экспериментов.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер класса: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Дословно в переводе с греческого – это опыт, проба.

Я хочу сегодня в форме сказки провести с вами эксперименты с  разными материалами, так как считаю, что это эффективный метод, ведь детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой клюв. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Утёнок так близко подошёл к воде и увидел что-то необычное.

Опыт №3   «Спичечные бега».                               

  Положить четыре спички (зубочистки) в тарелку с водой. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка, поэтому спички находятся неподвижно. Положить кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички. Если капнуть мыльный раствор – спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.

Но тут подул ветер, на небе появились  тучи,  и пошел дождь.

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного  времени,   и дождь закончился, снова появилось солнце. И тут утенок увидел радугу.

Опыт №5

Все что потребуется, это сахар, 5 стеклянных стаканов, пищевая краска разных цветов, шприц или простая стол.  ложка. Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4.

Поставьте их по порядку, и запомните, сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте.  Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды. В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Искупавшись,  утенок решил идти дальше и увидел  что-то необыкновенное.

Опыт №6.

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите,верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

-Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение. За счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение).

Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

 1. Почему же распускаются кувшинки?

 2. Почему плавают рыбки?

 3. - Что означает «выйти сухим из воды»?

4. Почему идет дождь?

 5. Почему остались следы на песке?

 6. Почему бабочки летят на цветы?

7. Как самому изготовить бумагу для поделок?

Вывод.

Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по- иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, родители, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился,  и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же  и другие экспериментирования

Рефлексия.

Закончить нашу встречу я хочу обменом мнениями с помощью цветов. На поляне растут цветы: красного цвета (было интересно, понравилось мероприятие), синего цвета (было интересно, но кое-что непонятно), жёлтого (было не интересно, многое осталось непонятным).