Доклад "Использование современных технологий в работе с родителями"
методическая разработка

Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный  заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                      детский сад N 50 г. Ставрополя

Использование современных технологий в работе с родителями

Подготовила: Костина О.В., учитель – логопед

2020 г.

   Слайд 2  

      Современное образование претерпевает все новые и новые изменения. С введением Федерального  государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС ДО)  изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с родителями дошкольников. 

     Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Традиционные формы  организации совместной работы педагогов и родителей, при всех их положительных характеристиках, уже не могут отвечать современным требованиям.

     Как же повысить эффективность работы с родителями?                       

     Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений дошкольного образования. Появление и массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий коснулось и педагогов, и родителей.

     Рассмотрим несколько основных технологий и средств, используемых для повышения эффективности работы педагога с родителями.

Слайд 3

     1. Электронная почта. Использование электронной  почты позволяет педагогам группы оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого дошкольника, организуя при этом индивидуальный диалог.  Электронная почта может активно использоваться для отправки родителям различных электронных пособий, цифровых образовательных ресурсов, ссылок на тематические сайты по работе с детьми, имеющими нарушения речи. Если ребенок отсутствует по болезни или отпуску, высылаются задания для самостоятельной домашней работы, чтобы не потерять результат, достигнутый в ходе коррекционно-развивающей работы.

     Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения о результатах домашней учебной работы, проблемах, эмоциональном настрое, состоянии здоровья, необходимые для коррекции обучения каждого воспитанника. Обязательным условием для организации такой работы с родителями является наличие контактов с адресами электронной почты. Такой список в нашей группе создан, и электронная почта работает.

     Примерный план организации работы с электронной почтой:

  • анкетирование родителей, сбор электронных адресов;
  • создание в интернете электронного почтового ящика;
  • составление списков контактов в почтовом электронном ящике;
  • оформление почтового ящика;
  • пробная рассылка  письма всем родителям.

     При составлении писем необходимо помнить о структуре письма. Начинаться письмо всегда должно со слов «Уважаемые родители», иметь деловой стиль, корректное написание и завершаться словами «С уважением,…».

Слайд 4

      2.  Мессенджеры. В настоящее время развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются о ходе и результатах обучения индивидуально по каждому дошкольнику. С этой целью применяются короткие телефонные сообщения (SMS). 

     Также на сегодняшний день  доступно множество приложений для мобильных устройств (смартфоны, планшеты), которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио- и видео-звонками в приложениях: WhatsApp, Viber, Skype, ICQ (ай си кью), Telegram. Большинством этих приложений активно пользуются педагоги и родители воспитанников нашей группы для совместной работы.

     Плюсы использования данных сервисов - оперативные бесплатные сообщения, создание групповых чатов, быстрый обмен видео и фотографиями с моментами занятий с детьми. К минусам можно отнести то, что в чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет в детский сад, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с игрушками и детской одеждой и т.д. Чтобы этого не происходило, необходимо оговорить с ними правила общения в чате.     

Слайд 5

     Педагоги нашей группы активизировали работу в приложении WhatsApp. Здесь мы выкладываем свои видео с развивающими заданиями, мастер-классы на разные темы. Родители выкладывают фото и видео с моментами выполнения домашних заданий и их совместной деятельности с детьми дома или на прогулке.

Слайд 6

     Например, видеопоздравление к  Дню Победы прислали нам на WhatsApp  родители воспитанницы нашей группы.

Слайд 7

     К Дню матери в группе была подготовлена театрализация сказки «Муха Цокотуха». К сожалению, из-за пандемии коронавируса родители не смогли стать участниками представления, поэтому видео этого праздника было разослано родителям с помощью приложения  WhatsApp.

Слайд 8

     5. Онлайн – консультации. Они проводятся посредством программы Skype и веб-камеры. Звук и видеоизображение обеспечивают живое общение в режиме реального времени. Консультации проводятся с педагогами группы и другими специалистами ДОУ.

     Мною проведены несколько онлайн - консультаций. Одна из них посвящена постановке звуков «ш» и «р».

Слайды 9,10

     Такая форма интерактивного общения предоставляет родителям возможность задать интересующие вопросы по воспитанию и развитию ребенка в индивидуальном и комфортном формате. С технической стороны для онлайн-консультирования необходимо иметь компьютер, подключенный к сети интернет, микрофон, наушники или колонки, веб-камеру и установленную программу Skype.   

Слайд 11

    6. Сеть Инстаграм и её возможности:

  • Большинство родителей являются активными пользователями этой социальной сети. Используя функционал Инстаграма, педагог в доступной форме преподносит информацию. Возможности Инстаграм ограничены количеством знаков, максимум составляет 2200 символов, поэтому родители получат всю самую важную информацию в сжатой форме, следовательно, запомнится эта информация лучше. Родитель всегда может перечитать тот или иной пост и задать интересующие вопросы по конкретной теме.
  • Функция «Прямой эфир». На традиционные родительские собрания приходят  не все родители. У всех для этого свои причины. Проводя родительское собрание в формате «прямого эфира» в Инстаграм, педагог может привлечь большее количество родителей к этому собранию, осветить нужные позиции своего выступления, оперативно ответить на вопросы.  Во время прямого эфира все зрители могут писать комментарии в чат и задавать вопросы. В рамках «эфира» родители всегда могут пересмотреть его в записи и быть в курсе необходимой информации.
  • Возможности Инстаграм позволяют создавать истории (сторис), которые сохраняются 24 часа. В этих сторис педагог может показывать родителям краткие мастер-классы по созданию поделок, рисунков с детьми. Используя эту функцию, можно отвечать на возникающие вопросы родителей в формате видео-сообщения, что очень актуально в связи с текущей ситуацией в стране и в мире.
  • Такая страница в Инстаграм может быть как публичной, так и для определенного круга лиц (например, только для родителей группы).

     Инстаграм является новой, современной и достаточно востребованной формой взаимодействия педагога с родителями, ведущей к обновлению форм и методов работы, повышению компетентности воспитателей и родителей.

Слайд 12

     В Инстаграм создана закрытая группа «Восьмая группа», в которой я выкладываю фотографии с моментами занятий с детьми, фото с утренников, выставок поделок, фото родителей с детьми в процессе их театральной деятельности дома (с их разрешения) и многое другое. В комментариях к фото ведется обсуждение этих моментов.

Слайд 13

     7. Создание закрытых групп в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Большинство родителей  пользуются этими сайтами. Закрытая группа —  это сообщества, доступ к материалам которых ограничен для сохранения конфиденциальных данных и доступен только участникам этой группы.

     Администратор группы размещает необходимую информацию, консультации, рекомендации педагогов в вопросах воспитания и обучения детей, фото и видеоматериалы досуговых мероприятий, утренников, режимных моментов.

     Родители получают возможность комментировать размещаемые в сети материалы, обсуждать те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

Слайд 14

          На своей личной странице в Одноклассниках я выкладываю фотографии с моментами своего участия в календарных праздниках в группе (Праздник осени, День матери, Новый год и т.д.), а также выступлений на МО и других мероприятиях. Родители, которые добавляются в друзья,  оставляют комментарии, и ведется обсуждение этих моментов.

Слайд 15

     8. Сайт детского сада. Создание такого сайта дает родителям возможность оперативно получать информацию о специфике работы ДОУ, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. На сайте нашего детского сада родители могут узнать полную информацию о детском саде, коллективе, посмотреть фотогалерею, наше видео. Кроме того, родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, рекомендации по профилактики коронавируса и ознакомиться с рубрикой «Сидим дома».  Также на сайте размещена информация о правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, необходимая информация по обеспечению условий для обучения  инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ.

     Конечно, в процессе использования web-сайта дошкольной образовательной организации  существует ряд проблем, основные                  из  которых - отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, публичности и открытости педагога группы и дошкольной образовательной организации в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников, https://stavsad50.ru/ .

     Несомненно, в работе педагога с родителями важно использовать социальные сети – ВКонтакте, Одноклассники или Инстаграм; различные мессенджеры – Viber, WhatsApp или Skype. Но у них у всех есть свои ограничения.

  Слайд 16

     Наиболее эффективной из существующих форм дистанционного общения педагогов с родителями является работа на образовательной платформе Zoom.

     Zoom - это облачная платформа для проведения видеоконференций, позволяющая общаться с родителями воспитанников, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей и родителей в режиме реального времени. Используется педагогами для проведения онлайн - встреч, для проведения индивидуальных и групповых тренингов или консультаций, проведения мастер-классов, родительских собраний и просто для общения педагогов с воспитанниками и их родителями.

Слайд 17

     Сегодня я хочу рассказать, как организовать дистанционное родительское собрание с использованием платформы ZOOM за 5 шагов.

     Во-первых, нам нужно скачать и установить данную платформу,  зарегистрироваться.

     Во-вторых, готовим текст выступления (план) и презентацию запланированной темы. Планируем конференцию на платформе на определенный день и время (если это нужно).

     В-третьих, извещаем родителей заранее, чтобы большинство смогли выделить на это время и установить платформу.

     В-четвертых, в назначенное время подключаемся к конференции, создаем допуск родителям.

     В-пятых, проводим собрание, отвечаем на интересующие родителей вопросы.

     Положительные стороны работы на платформе:

  • платформа с базовым пакетом бесплатна
  • вместимость в конференцию до 100 человек
  • можно включить демонстрацию презентации
  • можно включить вход в конференцию с подтверждения администратора
  • можно запланировать конференцию заранее на удобное время
  • можно провести собрание в удобное для большинства родителей время, при этом, не отпрашиваясь с работы.

  Слайд 18

   Отрицательные стороны: 

  • ограничение по времени - 30 мин. И если вам его не хватило – либо нужно снова заходить в конференцию, либо заранее взять платный пакет с большим лимитом времени.

     Риски в проведении такого собрания:

  • Проблемы с сетью Интернет (плохая связь может стать причиной зависания конференции).
  • Родители не захотят или не смогут установить платформу (при проблемах с установкой, на ваши плечи ложится и помощь родителям в настройке платформы).

Слайд 19

     9. Кроме традиционных форм, моя связь с родителями также  осуществляется посредством  персонального  сайта учителя – логопеда  в    «Социальной сети работников образования НС портал», https://nsportal.ru/kostina-olga-viktorovna.

     На сайте  размещены преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей с ОВЗ: возрастные особенности,  рекомендации учителя - логопеда,  логопедические домашние задания в виде презентаций, ссылки на образовательные Интернет – ресурсы  и другое.  Доступ к этим материалам на моём сайте всегда свободен.

     При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.

     Следует подчеркнуть, что при всех вышеописанных формах телекоммуникационного общения родителей и педагога, необходимо прививать всем участникам взаимодействия чувство этики общения, самоуважения и уважения к собеседнику.

     Режим самоизоляции, безусловно, изменил отношение дошкольных организаций к поиску новых форм взаимодействия с родителями воспитанников.  Педагогам приходится постоянно саморазвиваться, вводя в образовательный процесс что-то новое, шагающее в ногу со временем.       Необходимость продолжения работы по данному направлению педагогами дошкольной системы показала, что для того, чтобы «не выпадать» из образовательного процесса педагог должен иметь арсенал деятельности не только в режиме офлайн, но и онлайн.

     Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный  заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Слайд 20

Спасибо за внимание!