Семинар "Роль воспитателя в режимных моментах"
методическая разработка

Савельева Елена Васильевна

Сценарий семинара для воспитателей и музыкальных руководитеей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_rezhimnyh_momentah.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

CЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бледна…

Любителями и затоками музыки не рождаются, а становятся».

Д.Шостакович.

По мнению известного психолога Б.М.Теплова музыку называют зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям».  

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят  не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей играми, песнями, танцами, игрой на музыкальных  инструментах. К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. В результате наблюдений отметила, что на практике педагоги многих  дошкольных учреждений редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Использование музыки в быту детского сада и во время организованно образовательной деятельности большая редкость.

 Как вы думаете,  в чем причина?

Воспитатели не владеют специальными исполнительскими умениями, практически не знакомы со спецификой детского музыкального репертуара, плохо ориентируются в мире музыкального искусства, существует проблема трудоемкость процесса подбора музыкальных произведений, отсутствие опыта и соответствующих умений.

В связи с этим возникла необходимость проведения совместного семинара –практикума музыкальных руководителей и воспитателей.

Цель семинара: Повышение профессиональной компетенции педагогов, через систему взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. 

                       Предполагаемые результаты  нашего семинара

  • повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности;
  • творческое использование музыки в разных видах детской деятельности;

И сегодня тема нашего семинара: Роль воспитателя в режимных моментах в развитии музыкальных способностей детей. Музыкальное воспитание детей в повседневной жизни.

ИТАК:  В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?

1.Утренний прием

2.-Утренняя гимнастика

3.Умывание

4.Подготовка к прогулке, прогулка

5. Подготовка ко сну (засыпание) Тихий час

Вовлечение детей в образовательную деятельность

-НОД      ООД(организационно- образовательная деятельность)

6. Пробуждение (подъем)

7. Игровая деятельность(сюжетно-ролевая игра)

-Закрепление песен, хороводов

-Музицирование в свободной деятельности

Релаксация

Повторение песен и хороводов

Одним из важных режимных моментов является организованная образовательная деятельность. И сейчас мы с вами посмотрим Организованную образовательную деятельность с использованием музыки, покажет нам  Коршунова Елена Станиславовна.

ПРОСМОТР ООД

САМОАНАЛИЗ.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, если он есть в детском саду,  а воспитателю отводится роль его помощника.

Французский композитор Шарль Лекок  сказал замечательные слова: “Никто не может насвистеть симфонию. Нужен весь оркестр, чтобы ее сыграть.”

 

2.О взаимодействии  музыкального руководителя и воспитателя, о роли воспитателя в развитии музыкальных способностей детей в режимных моментах расскажет Ольга Викторовна Колчина.

Мы с вами выяснили, что воспитателю, с помощью музыкального руководителя,  необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены.

И сейчас у нас с вами практическая часть: Музыки  в быту, в режимных моментах.

Я предлагаю разделиться на три команды ( осенние листочки с программой трех цветов: желтый, красный, оранжевый) и занять свои места.

  1. Задание.: Придумать девиз и название команды.(использовать муз. материал)
  2. Музыку можно использовать во многих режимных моментах. Один из них это прогулка.  

Задание: Вы должны составить план прогулки с использованием музыкального материала, но в разное время года.(выбрать карточки ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ)

                                        Как использовать музыку зимой?

  1. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельностью музыка также может найти широкое применение. Прослушанная в начале занятия музыкальная пьеса помогает детям каждому по своему изобразить определенный образ в рисунке, создает определенный настрой. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты.

    Задание: озвучить сказку при помощи музыкальных инструментов.(Сказка про Осень, Стихи, Заюшкина избушка,(Теремок))

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно. Что в своей практике используете вы?

  1. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.

Задание: Включение музыки в сюжетно-ролевые игры.(СЕМЬЯ, ПУТЕШЕСТВИЕ, ДЕТСКИЙ САД) Разработать рекомендации.
Можно использовать: Девочка укачивая куклу, поет колыбельную;
Семья смотрит музыкальную передачу; Дверной звонок – колокольчик;

 Гудок паровоза – дудочка; Можно учить играть детей дробью на барабане, маленьком пианино; и медленное движение поезда;
Папа включает магнитофон и др. Дети едут на игру «Угадай мелодию»; 

Семья пошла на музыкальный концерт;
Мама ведет детей в музыкальную школу

Дети едут на автобусе и поют песни;
Высадились на полянку и танцуют, водят хороводы;
Звукоимитация  движения самолета, поезда, автобуса

Песни о детском саде, потешка водичка, зарядка..

Какие сюжетно-ролевые игры с использованием музыки?

(Зоопарк, Оркестр, Концерт, Муз. Магазин…День рождение,)

  1. Задание: Танец 5 движений: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

  1. Задание: Музыка в свободной деятельности. Как можно использовать музыку в свободной деятельности? Рекомендации, показать отрывок.

Вывод: Влияние музыки на детский организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. В наших силах помочь детям, достичь состояние психологического комфорта. В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей.

Мне бы хотелось подвести итог нашего семинара, что только при умелом  руководстве воспитателя и  в совместной согласованной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно достигнуть поставленных целей программы музыкального развития ребёнка.

Рефлексия: Перед вами на листочках контуры лица. Нарисуйте или напишите вместо глаз что вы сегодня полезного для себя увидели, вместо ушей что полезного услышали , вместо …какие мысли возникли, на месте рта какое у вас настроение после нашего семинара.