Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья

Кайгородова Марина Анатольевна

Певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной культуры дошкольников. В процессе пения дети имеют возможность выразить свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса. Через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей - эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально- слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма.

Занимаясь музыкальным воспитанием детей, я поставила перед собой цель:

-воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке посредством использования инновационных технологий.

Определила следующие  задачи:

- разработать собственную систему по  формированию и развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста;

- развить музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма);

- организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам развития музыкально- певческих способностей детей.

- обобщить опыт по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

                             Обобщение опыта работы  

                        музыкального руководителя Кайгородовой  М.А. по теме:

  «Запоют дети- запоет народ» К.Д.Ушинский

В настоящее время всё более возрастают актуальность и значимость раннего выявления музыкальных способностей детей. Это обусловлено тем, что музыкальное развитие способствует общему развитию, здоровью ре6енка, становлению полноценной творческой личности. Психологами и учеными давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. «Начать использовать то, что даровано природой  необходимо как можно раньше, поскольку неиспользованное, невостребованное извне атрофируется» (В.М. Бехтерев). А музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе дошкольника. «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них» (В.Г.Белинский).

Певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной культуры дошкольников. В процессе пения дети имеют возможность выразить свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса. Через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей - эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально- слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма.

В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста я заметила, что в пении дети активно проявляют свое отношение к музыке, желание петь. Однако я столкнулась с тем,  что не все дети могут чисто и правильно воспроизвести заданную мелодию, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно. Не все  могут самостоятельно импровизировать мелодию на заданную тему по образцу и без него, слабо развиты музыкальные способности. Таким образом они не испытывают удовольствие от хорового пения,  многие дети стесняются петь индивидуально.  Поэтому развитие певческих навыков у детей  я считаю актуальной  темой и требующей решения уже с детства.

По результатам проведенной диагностики было выявлено, что 30% детей    имеют низкий уровень развития  вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп.

На основе анализа педагогической литературы, результатов проведенной диагностики я предположила, что через  систематическое развитие певческих  способностей детей, используя  оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий, я помогу детям

развить певческие навыки, сделать так, чтобы процесс пения был желанным, радостным и приятным.

Занимаясь музыкальным воспитанием детей, я поставила перед собой цель:

-воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке посредством использования инновационных технологий.

Определила следующие  задачи:

- разработать собственную систему по  формированию и развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста;

- развить музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма);

- организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам развития музыкально- певческих способностей детей.

- обобщить опыт по данной теме.

Эти задачи решались на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов, различных форм организаций музыкальной деятельности, с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей   детей, детского голоса. В  педагогической  деятельности  использовала:

   -авторскую методику Т.Боровик «Пути педагогического творчества», направленную на развитие чувства ритма, интонации, музыкальной памяти;

     -«Элементарное  музицирование» Т.Э.Тютюнниковой ,способствующей развитию творческой самостоятельности детей, желание  самовыражаться через пение с движениями, мимику, речь, интонацию, жесты;

   -  методику А.Евтодьевой  «Учимся петь, играя»;

    -элементы технологии В.Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»; упражнения и задания, предлагаемые в ней, я апробировала и адаптировала к дошкольному возрасту;

  - технологию здоровьесбережения  О. Арсеневской , элементы программы М.А. Лазарева «Здравствуй».

А так же изучила и использовала методические рекомендации Т.М.Орловой, С.М.Бекиной, Н.Ветлугиной, О.Радыновой, М.Картушиной.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, я выстроила собственную систему работы по  развитию певческих навыков, был составлен перспективный план,  построенный на основе содержания  современных программ и технологий перспективный план работы с родителями  и воспитателями . Создала  картотеки пальчиковых игр, артикуляционных упражнений, упражнений на дыхание, фонопедических упражнений, картотека игр с голосом, речевых игр,  музыкально- дидактические игры. Для достижения наибольшей эффективности, я опиралась на следующие педагогические принципы: принцип гуманизации, последовательности, доступности, наглядности, системности, принцип положительной оценки деятельности детей.

              Работу проводила  поэтапно.

Первый этап – подготовительный (речевой)

Второй этап – основной, певческий.

На первом, подготовительном  этапе я через различные игры и упражнения подготавливала голоса детей к пению, разогревала мышцы речевого и дыхательного аппарата, подводила детей к воспроизведению музыкальных звуков . Использовала доступные детям упражнения на артикуляцию - элементы артикуляционной гимнастики В.В.Емельянова    и другие, с помощью которых происходило развитие музыкальной памяти, запоминание текста песен, совершенствование дикции, развитие чувства ритма. Артикуляционная гимнастика  помогла устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Для организации детей, создания «настроя»,  я начинала  с валеологических   песенок - приветствий - «Доброе утро»,  «Здравствуйте!», дающей  позитивный настрой детям на весь день. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимали  настроение, улучшали эмоциональный климат, подготавливали голос к пению. Большое внимание в своей работе уделяла певческому дыханию. Для выработки  правильного дыхания использовала  несложные упражнения  дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой - такие, как «Насос» («Накачиваем шины»), «Ладошки», - для активного вдоха, а так же «Греем руки», «Дуем на листики, снежинки» - для протяжного выдоха. «Сдуваем снег», «Зажигаем огоньки»- для резкого, короткого выдоха.  Объясняла детям, как правильно брать дыхание и протянуть звук, спеть небольшую фразу на одном дыхании, что является первым требованием к обучению детей пению. А игровые фонопедические упражнения   помогали активизировать фонационный выдох, т. е. связывали голос с дыханием. Например, в упражнении «Погреемся» сначала дети дышали на ладошки бесшумно, затем с голосом - «А-а-а!». Или, выполняя упражнение  «Капризка»  дети на выдохе  сначала кричали «А-а-а!», затем выли  «У-у-у!», а потом визжали: «И-и-и!».

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса  использовала развивающие игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира . Дети изображали голосом завывание вьюги, ветра, полет жука, пчелы, капли дождя, падающие звезды. Использование  такого  вида  деятельности, как рисование голосом, научил детей самостоятельно управлять линией движения голоса. С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Использовала карточки- схемы, дидактические  игры «Рисую голосом», «Пчела летит» и другие.

              Так как в развитии певческих навыков  огромную роль играет освоение ритма, в своей работе широко использовала речевые упражнения, которые способствуют  развитию плавности и выразительности речи.  Продолжала формировать чувство ритма с помощью такого приема, как ритмодекламация- под музыкальное сопровождение дети ритмично проговаривали текст, дополняя его жестами, пластикой, шумовыми инструментами . При помощи ритмодекламации  у детей улучшилась дикция, увеличилась сила голоса, укрепился голосовой и дыхательный аппарат.

 Большое внимание уделяла пальчиковым играм, регулярное включение которых стимулирует действие речевых зон головного мозга детей, совершенствуется внимание и память.

На втором, певческом этапе в первую очередь я напоминала детям  о правильном положении корпуса  и головы  во время певческой деятельности.

Правильное положение во время пения способствует и правильной осанке. Перед пением обязательно использовала  распевки, которые разогревают певческий аппарат, являются одним из средств охраны детского голоса. На них легче формировать певческие навыки, интонационный, звуковысотный слух.  Использовала как традиционные, так и игровые, сюжетные распевки  А. Евтодьевой с наглядными картинками, например,  распевка «Лиса и воробей». Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Благодаря игровому распеванию у детей развилось  образное воображение, чистое интонирование, дикция, артикуляция, дыхание.

Из наблюдений за детьми я заметила, что некоторые воспитанники легко запоминают словесно, устно, а другие, у которых лучше развита зрительная память запоминают при помощи наглядных моделей.

Прием моделирования впервые выделил выдающийся психолог А.В.Запорожец. Он говорил, что для того чтобы правильнее понять художественное произведение, воспитанник должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений.

Я использовала  на занятиях  карты-схемы для работы с руками при извлечении звука музыкальные узоры, с помощью которых дети научились рисовать голосом. Для детей старшего возраста схемы создавала в основном в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

В своей работе  я также компьютерные технологии. Это и картинки- иллюстрации, которые помогли детям соблюдать правильную певческую позицию, музыкально-дидактические игры на развитие голоса, песенного диапазона, ритма («Лесенка», «Полет пчелы», «Куда летит птичка» и другие). Просматривали сюжетные презентации и видеоклипы  знакомых песен, которые я научилась делать сама. Таким образом, возможности информационных технологий стали весомым подспорьем в развитии певческих навыков детей

На певческом этапе  в развитии песенных навыков  большое внимание уделяла песенной импровизации. Предлагала детям поиграть в музыкальные вопросы и ответы, что способствовало активизации внутреннего слуха.  

В целях оптимизации педагогического процесса, повышения его эффективности создала кружок «Домисолька»,  целью которого было  формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного    возраста. Дети с удовольствием посещали кружок, принимали участие в концертах перед детьми младшего возраста, родителями.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя  с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах я рассказывала о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса. В родительские уголки помещала консультации: « Охрана детского голоса»,  «Любит ли ваш малыш петь?» и другие. Родители с удовольствием принимали участие в праздниках и развлечениях, в создании развивающей музыкальной среды; всегда прислушивались к моим советам и рекомендациям, поэтому многие наши выпускники,  став школьниками, поступают в музыкальную школу, школу искусств.

В работе с воспитателями использовала  консультации, беседы, семинары. Так же я  давала    рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

 Таким образом, использование системы  различных  игр и  специальных       упражнений, индивидуальной и кружковой работы с детьми,  позволило мне добиться положительных результатов в  развитии певческих навыков у детей  старшего дошкольного возраста. Обобщая результаты итоговой диагностики, сделала выводы: у детей  сформировался интерес к вокально-хоровому искусству, развилось чувство ритма, ладовое чувство, дети стали более эмоциональны, самостоятельны. Дети владеют певческими навыками, такими как дыхание, правильная дикция, певучесть и протяжность в голосе;  стали петь более слаженно, научились сосредотачивать свое внимание на начале пения, слушать друг друга, подстраивать свое пение под голос других детей. Расширился диапазон певческого голоса, заметно улучшилось качество интонирования мелодии;  дети могут петь самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальной деятельности, песенному творчеству. Воспитанники  стали получать удовольствие от пения, а песня прочно вошла в жизнь детей.

Свой опыт дети реализовали на праздниках и развлечениях, в театрализованной деятельности на базе МБДОУ:

-2015г.-  театральный конкурс « В мире много сказок»;

-2015г. Праздник классической музыки «И звуки хрустальные нежно польются»;

- 2016г. конкурс  песни  «Битва хоров»;

- 2017г. «Смотр песни и строя», посвященный дню Защитника Отечества;

-2018г, октябрь -  дети с ОНР участвовали с танцевальными номерами  в общем родительском собрании по теме «Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»;

-2018г.-  диплом за участие в фестивале «Танцевальный фейерверк»;

2019г  - конкурс «Задорная частушка»

 На районном уровне:

         2017 – районный детский конкурс вокального и хореографического искусства  «Весенняя капель»- 2 место в номинации « Вокал»;

2018г.- районный конкурс вокального и хореографического искусства  «Весенняя капель»- 2 место в номинации "Эстрадный  вокал»                                                                                                    

 Организуя работу в данном направлении, в перспективе планирую продолжать систему мероприятий, направленную на развитие певческих навыков детей согласно разработанному перспективному плану. Планирую больше внимания уделять упражнениям по развитию голоса и слуха, которые способствуют выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоте интонирования в пении, расширению диапазона детского голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

      Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...