КОНСПЕКТ КВЕСТА «КРАСКИ ОСЕНИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
материал (подготовительная группа)

Бизина Татьяна Александровна

материал по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_zolotaya_osen.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 города Ельца

КОНСПЕКТ КВЕСТА

«КРАСКИ ОСЕНИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Бизина Т. А.

Воспитатель 1 квалификационной категории

г. Елец, 2019 год

«Краски осени»

Цель: систематизация представлений об осенних изменениях в окружающем мире у обучающихся старшего дошкольного возраста

Задачи:

Обучающие –

  1. расширять представления о приспособлении животных к окружающей среде (медведи, ежи – впадают в спячку, белки запасают корм на зиму, перелетные птицы улетают в теплые края, зайцы летом серые, зимой белые и т.д.)
  2. подводить к умению делать выводы об условиях прорастания растений (вода, тепло)
  3. актуализировать знания о приметах осени
  4. совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей)
  5. способствовать обучению детей самостоятельности суждений

Развивающие –

  1. продолжать развивать познавательные процессы (внимание, воображение, мышление, память)
  2. продолжать развивать умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом
  3. продолжать развивать умения детей работать в группе сверстников, активно взаимодействовать друг с другом
  4. развивать психофизические качества (быстроту), координацию движений, ориентировку в пространстве

Воспитательные –

  1. Воспитывать организованность, дисциплинированность
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
  3. Воспитывать умения передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности
  4. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, радоваться результатам коллективного труда

Формы организации деятельности детей:

подгрупповая, фронтальная.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Беседа с детьми «Кто как готовится к зиме», чтение литературных произведений с персонажами (белка, волк, заяц, мышь).

Средства и оборудование:

технические –

  1. музыкальный центр
  2. аудиозаписи композиций

методические –

  1. Презентация «Золотая осень»
  2. Маршрутная карта
  3. Иллюстративно-методические материалы
  4. Иллюстративный материал для изготовления пассворда – иллюстрация каждой картины разрезается на 5 частей по количеству 5 этапов, на 6 этапе элементы собираются в единую картину осени (приложение 6, 7, 8)
  5. Изображение радуги на листе ватмана с белыми пропусками в форме капли на каждом цвете радуги
  6. Лист бумаги формата А3 (по количеству детских команд)
  7. Восковые мелки – 12 цветов
  8. Цветные карандаши – 12 цветов
  9. Фломастеры – 12 цветов
  10. Муляжи овощей и фруктов организационные –
  1. мольберт – 3 шт.
  2. стол -3 шт.
  3. корзина – 2 шт.

Действующие лица:

Знайка, Незнайка, ведущий (основной), ведущие (этапов).

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал и садятся на стулья. На экране слайд №1 (изображение «Ракета летит на Луну»), музыкальное сопровождение «Космос». С разных сторон зала крадутся Незнайка и Знайка, сталкиваются спинами.

Незнайка: Ой, Знайка, это ты?

Знайка: Ой, Незнайка, а это ты?

Незнайка: А где мы? Мы же летели на Луну. Не похоже, что это Луна. Где кратеры?

Знайка: А я не чувствую невесомости! Значит, мы сбились с курса.

Поворачиваются к детям.

Незнайка: Смотри, так здесь дети.

Знайка и Незнайка вместе: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

Знайка: Значит мы на планете Земля.

Незнайка: Так (задумчиво), на Земле есть много стран. Ребята, а вы в какой стране живёте?

Дети: В России.

Незнайка: А в каком городе?

Дети: В Озерске.

Незнайка: Вы такие большие! Наверное, уже в школе учитесь, как я.

Дети: Нет, мы еще в детском саду.

Незнайка: А мы со Знайкой живем в сказочном Цветочном городе. У нас круглый год лето.

Знайка: Ребята, а у вас сколько времен года? Как они называются?

Дети: Четыре – зима, весна, лето, осень.

В это время на экране демонстрируются времена года (слайд №2).

Знайка (удивленно, показывая на экран): Какие у вас разные времена года. И у каждого свои признаки.

Незнайка: Наверное, у вас зимой можно купаться в озере и загорать на травке?

Дети: Нет.

Знайка: А когда это бывает?

Дети: Летом.

Незнайка (показывает на слайд): А как называется это красивое время года? Здесь листья разноцветные – желтые, красные, оранжевые. Наверное, это весна?

Дети: Нет, это осень.

Незнайка: Знайка, а в нашем Цветочном городе нет такого времени года. Но нам так хочется больше о нем узнать.

Ведущий (основной): Давайте поможем нашим гостям Незнайке и Знайке узнать про это прекрасное время года и составить картину осени.

Ведущий (основной): Ребята, посмотрите на ваши листочки. Чем они отличаются?

Дети: Цветом.

Ведущий (основной): С какого они дерева?

Дети: С клена.

Ведущий (основной): Разделитесь на три команды по цвету ваших листьев и подойдите к ведущему с таким же цветом листочка. Чтобы помочь нашим гостям, вы отправитесь выполнять задания, а Незнайка и Знайка пойдут вместе с вами и узнают всё про осень. У вас будут карты с маршрутом по станциям. На каждой станции после правильно выполненного задания вы получите фрагмент осенней картины.

Подгруппы детей с ведущими (этапа) расходятся по «станциям» (этапам). Персонажи «Знайка» и «Незнайка» поочередно следуют за подгруппами детей на этапах.

1 этап. Музыкальная радуга (признак осени – сбор урожая и условия прорастания растений).

Ведущий (этапа): Ребята, отгадайте загадку:

«Что за чудо красота,

Расписные ворота.

Показались на пути,

В них не въехать, не войти».

Дети: Радуга.

Ведущий (этапа): Давайте вспомним цвета радуги.

Дети называют цвета.

Ведущий (этапа): А после какого природного явления появляется радуга?

Дети: После дождя.

Ведущий (этапа): Ребята, посмотрите. На нашу радугу попали капельки дождя, которые смыли с неё цвета краски. Давайте найдем эти краски. И помогут нам в этом разноцветные картинки. А ещё нам помогут песни, в которых спрятались эти цвета радуги.

Ведущий (этапа): Ребята, как только вы услышите в песне название изображения на картинке, берите картинку и прикладывайте её к радуге в том месте, где дождик смыл этот цвет краски.

На мольберте размещен лист ватмана с изображением радуги с незакрашенными элементами в форме капель на каждом цвете. Звучат музыкальные фрагменты №№ 1-5. Дети подбирают изображения, соответствующие цветам радуги.

1. Оранжевый – «Там, на грядке вырастая…», музыка и исполнение авторское (изображение тыквы) 

2. Красный – «Калинка-малинка» (изображение ягоды калины) 

3. Зеленый – «В траве сидел кузнечик…» (изображение огурца) 

4. Фиолетовый – «Из далеких жарких стран….», музыка и исполнение авторское (изображение баклажана) 

5. Синий – «Ай да сливы – загляденье….», музыка и исполнение авторское (изображение сливы) 

6. Желтый – «Выглянуло солнышко из-за серых туч…» (изображение солнца) 

7. Голубой – «Виноватая тучка» (изображение тучи) 

Дети слушают 5 фрагментов и подбирают изображения.

Ведущий (этапа): Ребята, а как можно назвать все эти ягоды, овощи и фрукты, которые собирают осенью, одним словом?

Дети: Урожай.

Ведущий (этапа): А что нужно, чтобы урожай вырос?

Дети: Тепло (солнце) и вода (дождик).

Ведущий (этапа): Давайте послушаем дальше.

Звучат музыкальные фрагменты №№ 6, 7. Дети подбирают оставшиеся изображения, соответствующие цветам радуги.

Ведущий (этапа): Ребята, вы правильно выполнили задание. А по нашим правилам вы получаете пока только часть от общей картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, что такое урожай и что необходимо для его роста.

Ведущий этапа передает детям пассворд – фрагмент картины осени (у каждой подгруппы определенная тема картины осени, соответственно ей и фрагменты картины).

 2 этап. Зимовье (признак осени – как звери готовятся к зиме).

Ведущий (этапа): Ребята, посмотрите на картину. Что делают животные поздней осенью?

Дети: Готовятся к зиме.

Ведущий (этапа): Но ведь все животные готовятся по-разному. А наши животные так заигрались ранней осенью, что забыли, как нужно готовиться к зиме. Давайте им поможем. На мольберте – картинки с изображением предметов, в которых зашифрованы способы подготовки к зиме. Вам нужно расшифровать каждый способ и подобрать к нему по два животных.

Медведь, ёж – подушка, белка, заяц – шуба, мышь, крот – чашка, ласточки, утки – самолет, лиса, волк – шуба перечеркнута.

После выполнения задания – беседа об осенних изменениях в неживой природе.

Ведущий (этапа): Ребята, как вы думаете, почему звери и птицы стали готовится к зиме? Почему им стало трудно жить в это время года?

Дети: День короче. Стало холодно (первые заморозки, первый иней, холодные затяжные дожди). Густой туман. Мало пищи для животных.

Ведущий (этапа): Ребята, вы правильно выполнили задание и получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, как и почему звери готовятся к зиме.

3 этап. «Кто лишний (ТРИЗ) и из какой он сказки» (признак осени – как звери готовятся к зиме).

Ведущий (этапа): Ребята, однажды на одной лесной осенней полянке оказались заяц, волк, мышь и белка. И решили они поиграть все вместе перед долгим зимовьем. И придумали такую игру «Кто лишний и почему». Первым стал лишний заяц. Как вы, ребята, думаете, почему заяц может быть лишний, и чем он может отличаться от других зверей? Вторым стал лишний волк…..

Ведущий предлагает детям выделить отличительные признаки каждого последующего животного от остальных трёх по аналогии с первым.

Заяц – короткий хвост, смена шубки с серой на белую, длинные уши и лапы, самый трусливый, запутывает следы, грызёт кору.

Волк – хищник, собирается в стаи, чтобы легче прожить зимой, воет на Луну.

Белка – прыгает с ветки на ветку, живет в дупле, меняет шубку с рыжей на серую, любит орешки.

Мышь – любит семена, под землёй роет кладовые, чтобы спрятать запасы на зиму, температура тела мышей зимой может опуститься до температуры сосульки, но при этом они не погибают.

Ведущий (этапа): Вот в такую интересную игру поиграли наши звери. А потом решили поиграть в другую игру «Из какой я сказки». Давайте и мы с вами, ребята, вспомним в каких сказках эти звери являются героями.

Заяц – «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка» и т.д.

Волк – «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк» и т.д.

Белка – «Сказка о царе Салтане….»

Мышь – «Дюймовочка»

Дети перечисляют названия сказок, в которых встречаются в качестве персонажей эти животные.

Ведущий (этапа): Вот так звери перед долгим зимовьем интересно провели время. А вы правильно выполнили задание и получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, чем отличается подготовка к зиме у разных животных.

4 этап. Рисунок осени (признак осени – осенние изменения в живой природе).

Ведущий (этапа): Ребята, помните Незнайка и Знайка говорили, что в их городе не бывает осени. И они ничего не знают про это время года и не видели его. А ведь оно такое необычное, непохожее на другие времена. Можно нарисовать для Знайки и Незнайки как природа меняется в это время – растения, деревья, зверей, птиц, природные явления. Но рисовать мы будем все вместе, дружно на одном листе.

Ведущий (этапа): Ребята, а как называется профессия человека, который рисует картины?

Дети: Художник.

Ведущий (этапа): Тогда превращайтесь в художников и рисуйте картину осени.

Дети выполняют упражнение «Коллективный рисунок».

Ведущий (этапа): Каждый художник придумывает своей картине название. Придумайте и вы своей картине название.

Дети коллективно обсуждают и называют картину.

Ведущий (этапа): Какое интересное название вы придумали для своей картины и правильно выполнили задание. За это вы получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, как природа меняется в это время года.

5 этап. Собери урожай (признак осени – уборка урожая).

Ведущий (этапа): Ребята, а что собирают осенью?

Дети: Урожай.

Ведущий (этапа): Наш урожай состоит из овощей и фруктов. А чем они отличаются друг от друга?

Дети: Фрукты растут на дереве, а овощи на грядке.

Ведущий (этапа): Совершенно верно. Но их собрали в одну корзину и не успели разобрать. Помогите разложить их по разным корзинам – овощи в одну, а фрукты в другую корзину. Обратите внимание, что на корзинах есть изображение дерева и грядки.

Подвижная игра «Собери урожай».

Ведущий (этапа): Ребята, давайте проверим, как вы разложили урожай по корзинам.

Ведущий (этапа): Вы правильно разложили урожай по корзинам. За это вы получаете фрагмент картины осени. А нашим гостям Знайке и Незнайке вы помогли узнать, какой урожай собирают осенью.

Все подгруппы собираются в музыкально-спортивном зале с Незнайкой и Знайкой.

6 этап. Составление картины осени. Подведение итогов по осенним признакам.

Ведущий (основной): Ребята, вы прошли весь осенний маршрут. За каждое правильно выполненное задание вы получали фрагмент осенней картины. Давайте соберем эти фрагменты в целую картину.

Дети каждой подгруппы собирают свою картину за столом и садятся на стулья. Пока дети собирают Знайка и Незнайка ходят от одной подгруппы к другой и рассматривают картины.

Ведущий (основной): Каждая команда собрала картину осени.

Знайка: Да, Незнайка, какое это красивое время года. незнайка, вот что ты узнал про осень?

Незнайка (почесав затылок, тихонько обращаясь к детям): Ребята, поможете мне ответить.

Дети перечисляют (пересказывают) признаки осени по пройденным этапам – сбор урожая, как звери готовятся к зиме, осенние изменения в живой и неживой природе.

Незнайка Знайке: Как жаль, что в нашем сказочном Цветочном городе нет такого прекрасного времени года. И жители нашего города не знают о нем. Вот рассказать теперь мы им сможем, а показать нет.

Ведущий (основной) детям: Ребята, чем мы сможем помочь жителям Цветочного города?

Дети предлагают варианты. Если среди них нет необходимого ведущий направляет.

Ведущий (основной): Ребята, а мы можем эти картины осени подарить. И по картинам жители Цветочного города увидят осень.

Знайка и Незнайка забирают картины и благодарят детей.

Знайка: Можем мы не полетим на Луну, а поскорее вернемся домой в наш Цветочный город. Покажем всем картины и расскажем об осени.

Незнайка: Здорово! Летим скорее домой!

Ведущий (основной): А чтобы вы полетели с хорошим настроением, мы с ребятами приглашаем вас на наш дружный танец.

Знайка: А у нас в Цветочном городе есть любимый танец «Попрыгунчики». Можно мы станцуем с ребятами?

Ведущий (основной): Конечно, с удовольствием!

Флешмоб (под композицию из м/ф «Незнайка на Луне» в исполнении Валерия Меладзе) [Интернет-ресурсы, 1]

Незнайка и Знайка: Спасибо, ребята, за веселый танец! Нам пора! До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Слайд 3 (изображение улетающей ракеты).

Ведущий (основной): Ребята, и нам пора возвращаться в группу.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. - 5-е изд.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...

Конспект по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Осенние фантазии"

Конспект для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности (художественный труд) "Осенние фантазии" с учётом ФГОС...

Конспект НОД "Звуки осени" для детей подготовительной к школе группы

Методическая разработка НОД "Звуки осени" для детей подготовительной к школе группы....

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы ТЕМА: «Волшебница осень» для детей подготовительной к школе группы Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ  НОДОО «Познавательное развит...

Сценарий развивающего квеста "Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Цель:систематизация представлений об осенних изменениях в окружающем мире у обучающихся старшего дошкольного возрастаЗадачи:Обучающие –расширять представления о приспособлении животных к окружаю...

Игра – квест «Краски для осени» для детей подготовительной группы С ОВЗ

Интерес к квест – игре  связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детс...