«Ознакомление детей дошкольного возраста с Петербургом посредством ИКТ»
статья

Иванова Мария Валерьевна

У каждого педагога в работе есть свои приоритетные направления. Таким направлением для меня является Петербурговедение.

Санкт-Петербург –  великий город на Неве, представляет собой уникальный музей – собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным. Рожденный Петром I «из дикого болота», стройный, величественный город потрясает воображение, восхищает и навсегда остается в сердце.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       «Ознакомление детей дошкольного возраста с Петербургом посредством ИКТ»

У каждого педагога в работе есть свои приоритетные направления. Таким направлением для меня является Петербурговедение.

Санкт-Петербург –  великий город на Неве, представляет собой уникальный музей – собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным. Рожденный Петром I «из дикого болота», стройный, величественный город потрясает воображение, восхищает и навсегда остается в сердце.

Наш город по праву считается культурной столицей России. Все его жители с малых лет должны знать свой город,  его историю, чувствовать себя петербуржцами. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга безграничен и многогранен. История Санкт – Петербурга очень интересна и многообразна. Развитие ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город! Влияние культуры города на развитие личности ребенка происходит не само по себе, а тогда, когда личность начинает понимать язык города. Город имеет свои обычаи и традиции. Язык города – это язык образов, линий, цвета, символов. Значительную роль в процессе познания мира играет творческое воображение. В детском саду в целях общего и трудового воспитания детей реализуется идея планомерного расширения границ познаваемой действительности. Большое влияние на ребенка оказывают прогулки в сады и парки ближайшего окружения города, за его пределы – Летний, Александровский сады, экскурсии к Мойке и Неве. Прогулки сопровождаются беседами взрослого и ребенка.  В разговоре постоянно поддерживать интерес к познанию города, его истории.

Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь, городу, а затем и к своей Родине. Сложный материал, особенно связанный с историей города, архитектурой и скульптурой, надо давать доходчиво, эмоционально и наглядно, начиная с ближайшего окружения (дом, улица, район), то есть, с того места, где живет ребенок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с архитектурой, ее красотой и многообразием.

Задача педагога рассказать, показать и помочь увидеть красоту и необыкновенность нашего города. Также перед педагогом стоит задача воспитать детей, которые будут с любовью относиться к своему городу, знать и поддерживать его культурные и исторические ценности и традиции.

Начиная с младшего дошкольного  возраста знакомим с главной рекой – Невой, главной улицей – Невский проспект, главной площадью – Дворцовой, с разводными мостами (23 моста) и другими мостами и мостиками (всего их 300).

        Детей старшего дошкольного возраста знакомим с основателем Санкт – Петербурга-   императором Петром Первым. В Первую мировую войну (1914)  город был переименован в Петроград, а в 1924 ( после смерти В. И. Ленина) город был переименован в Ленинград. В наше время (1991) городу возвращено историческое название   - Санкт – Петербург. Доступно, с показом иллюстраций, рассказать о Великой Отечественной Войне, о блокаде города. 900 дней и ночей находился город во вражеском окружении. Познакомить с памятником героическим защитникам Ленинграда. Рассказать о разорванном кольце – памятнике прорыву блокады Ленинграда; о каменном цветке -  памятнике детям, погибшим во время войны; о Пискаревском кладбище, где похоронены погибшие в блокаду ленинградцы. Говоря об истории города, формировать такие нравственные черты личности, как гордость за свой город, любовь к великим согражданам, к труду создателей Санкт – Петербурга.  Так же в старшем дошкольном возрасте знакомим уже со знаменитыми зданиями и Храмами Санкт – Петербурга – Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец, и другими знаменитыми зданиями города. Воспитываем у детей интерес и любовь к театрам города – Мариинский, Александрийский, Большой театр кукол, Цирк на Фонтанке. Особая роль в Петербурге отводилась храмам. Многие храмы Петербурга являются образцами мирового зодчества. Знакомим детей с лучшими архитекторами города; Трезини, Растрелли, Монферран, Старов, Стасов. Знакомим детей с символами города. Это Петропавловская крепость, колокольня Петропавловского собора и ангел на его шпиле, кони Клодта на Аничковом мосту, кораблик на шпиле Адмиралтейства, решетка Летнего сада, Медный всадник.

        Чтение художественной литературы, рассматривание картин, знакомство с трудом взрослых, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, беседы, прогулки и экскурсии с родителями   - все это можно использовать в работе по Петербурговедению.

        Сейчас очень развиты ИКТ технологии. Они вызывают большой интерес у детей. Занятия становятся интерактивными. В своей работе я использую такое приложение, как LearningApps. Это приложение удобно тем, что можно обучаться готовыми интерактивными модулями или создавать  свои.  Удобен, как в индивидуальной работе, так и в коллективной. Мною был составлен кроссворд по Петербурговедению, который использовался как рефлексия на итоговом занятии. Он вызвал большой интерес и положительные эмоции у воспитанников. Приложение Google Планета Земля дает детям возможность перенестись в любую точку города или планеты, увидеть и рассмотреть интересующий их объект или достопримечательность. YouTube, канал «Петербурговедение»  дает возможность детям совершать виртуальные экскурсии.

        Работа по реализации направления Петербурговедение вызвала положительные отклики в родительском сообществе. Родители отмечают заинтересованность детей в изучении родного города, занятия с детьми побудили родителей пересмотреть организацию семейного отдыха в выходные и праздничные дни: семьи стали активнее участвовать в культурной жизни Петербурга, чаще посещать музеи, театры, совершать пешеходные экскурсии.

        Работа в выбранном направлении будет продолжаться, и я верю, что мои маленькие воспитанники  вырастут достойными гражданами Петербурга и России.



Предварительный просмотр:

       «Ознакомление детей дошкольного возраста с Петербургом посредством ИКТ»

У каждого педагога в работе есть свои приоритетные направления. Таким направлением для меня является Петербурговедение.

Санкт-Петербург –  великий город на Неве, представляет собой уникальный музей – собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным. Рожденный Петром I «из дикого болота», стройный, величественный город потрясает воображение, восхищает и навсегда остается в сердце.

Наш город по праву считается культурной столицей России. Все его жители с малых лет должны знать свой город,  его историю, чувствовать себя петербуржцами. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга безграничен и многогранен. История Санкт – Петербурга очень интересна и многообразна. Развитие ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город! Влияние культуры города на развитие личности ребенка происходит не само по себе, а тогда, когда личность начинает понимать язык города. Город имеет свои обычаи и традиции. Язык города – это язык образов, линий, цвета, символов. Значительную роль в процессе познания мира играет творческое воображение. В детском саду в целях общего и трудового воспитания детей реализуется идея планомерного расширения границ познаваемой действительности. Большое влияние на ребенка оказывают прогулки в сады и парки ближайшего окружения города, за его пределы – Летний, Александровский сады, экскурсии к Мойке и Неве. Прогулки сопровождаются беседами взрослого и ребенка.  В разговоре постоянно поддерживать интерес к познанию города, его истории.

Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь, городу, а затем и к своей Родине. Сложный материал, особенно связанный с историей города, архитектурой и скульптурой, надо давать доходчиво, эмоционально и наглядно, начиная с ближайшего окружения (дом, улица, район), то есть, с того места, где живет ребенок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с архитектурой, ее красотой и многообразием.

Задача педагога рассказать, показать и помочь увидеть красоту и необыкновенность нашего города. Также перед педагогом стоит задача воспитать детей, которые будут с любовью относиться к своему городу, знать и поддерживать его культурные и исторические ценности и традиции.

Начиная с младшего дошкольного  возраста знакомим с главной рекой – Невой, главной улицей – Невский проспект, главной площадью – Дворцовой, с разводными мостами (23 моста) и другими мостами и мостиками (всего их 300).

        Детей старшего дошкольного возраста знакомим с основателем Санкт – Петербурга-   императором Петром Первым. В Первую мировую войну (1914)  город был переименован в Петроград, а в 1924 ( после смерти В. И. Ленина) город был переименован в Ленинград. В наше время (1991) городу возвращено историческое название   - Санкт – Петербург. Доступно, с показом иллюстраций, рассказать о Великой Отечественной Войне, о блокаде города. 900 дней и ночей находился город во вражеском окружении. Познакомить с памятником героическим защитникам Ленинграда. Рассказать о разорванном кольце – памятнике прорыву блокады Ленинграда; о каменном цветке -  памятнике детям, погибшим во время войны; о Пискаревском кладбище, где похоронены погибшие в блокаду ленинградцы. Говоря об истории города, формировать такие нравственные черты личности, как гордость за свой город, любовь к великим согражданам, к труду создателей Санкт – Петербурга.  Так же в старшем дошкольном возрасте знакомим уже со знаменитыми зданиями и Храмами Санкт – Петербурга – Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец, и другими знаменитыми зданиями города. Воспитываем у детей интерес и любовь к театрам города – Мариинский, Александрийский, Большой театр кукол, Цирк на Фонтанке. Особая роль в Петербурге отводилась храмам. Многие храмы Петербурга являются образцами мирового зодчества. Знакомим детей с лучшими архитекторами города; Трезини, Растрелли, Монферран, Старов, Стасов. Знакомим детей с символами города. Это Петропавловская крепость, колокольня Петропавловского собора и ангел на его шпиле, кони Клодта на Аничковом мосту, кораблик на шпиле Адмиралтейства, решетка Летнего сада, Медный всадник.

        Чтение художественной литературы, рассматривание картин, знакомство с трудом взрослых, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, беседы, прогулки и экскурсии с родителями   - все это можно использовать в работе по Петербурговедению.

        Сейчас очень развиты ИКТ технологии. Они вызывают большой интерес у детей. Занятия становятся интерактивными. В своей работе я использую такое приложение, как LearningApps. Это приложение удобно тем, что можно обучаться готовыми интерактивными модулями или создавать  свои.  Удобен, как в индивидуальной работе, так и в коллективной. Мною был составлен кроссворд по Петербурговедению, который использовался как рефлексия на итоговом занятии. Он вызвал большой интерес и положительные эмоции у воспитанников. Приложение Google Планета Земля дает детям возможность перенестись в любую точку города или планеты, увидеть и рассмотреть интересующий их объект или достопримечательность. YouTube, канал «Петербурговедение»  дает возможность детям совершать виртуальные экскурсии.

        Работа по реализации направления Петербурговедение вызвала положительные отклики в родительском сообществе. Родители отмечают заинтересованность детей в изучении родного города, занятия с детьми побудили родителей пересмотреть организацию семейного отдыха в выходные и праздничные дни: семьи стали активнее участвовать в культурной жизни Петербурга, чаще посещать музеи, театры, совершать пешеходные экскурсии.

        Работа в выбранном направлении будет продолжаться, и я верю, что мои маленькие воспитанники  вырастут достойными гражданами Петербурга и России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга

План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-ПетербургаЦель работы в средней группе по этой теме:подготовка детского сознания к формированию понятия «город, в котором мы ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.

В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....

Ознакомление детей дошкольного возраста c историей Санкт-Петербурга

В статье предлагается алгоритм ознакомления детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга....

Презентация: ознакомление детей дошкольного возраста с деревьями Санкт - Петербурга и Ленинградской области

Презентация посвящена актуальной в современном мире теме "экология". Освящен круг методов, позволяющих знакомить детей с деревьями родного края....

Ознакомление детей дошкольного возраста с деревьями Санкт - Петербурга и Ленинградской области

Презентация посвящена актуальной в современном мире теме "экология". Освящен круг методов, позволяющих знакомить детей с деревьями родного края....

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...