Обобщение опыта работы «Работа над развитием вокально-хоровых навыков у детей»
статья

Лукинова Наталья Михайловна
целью работы стало – развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений с использованием инновационных технологий, приступила к практическому воплощению своих идей по созданию для детей такой атмосферы, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka_opyt_raboty.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая находка»

тема выступления

«Работа над развитием вокально-хоровых навыков у детей»

«Запоют дети – запоет народ»

К.Д. Ушинский.

1.Введение.

2.Актуальность.

2.1. Гипотеза

2.2. Цель и задачи

2.3. Условия

3. Основная часть

3.1. Формы работы  с родителями

4. Заключение.

5. Список литературы

1.Введение.  

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыхания, кровообращения, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Кроме того, планомерное  вокальное пение  доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, следовательно,  укрепляет своё здоровье.

2.Актуальность  

Хоровое пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности в детском саду. Оно является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию коммуникативных качеств ребенка. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Именно хоровое пение помогает ребенку справиться с робостью и застенчивостью, и является мощным механизмом в воспитании уверенности ребенка в себе.

Исследования ведущих педагогов-музыкантов (Д. Е. Огороднова, Г.А.Струве, В.Емельянова, К.В.Тарасовой) показали, что формирование вокально-хоровых навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Проведённый мною мониторинг уровня развития вокально-певческих навыков детей, показал острую необходимость поиска инновационных технологии – методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата.

2.1. Гипотеза.  Принимая во внимание психофизиологические особенности детей, главным образом ведущий вид деятельности дошкольников – игровой, я сделала предположение, что использование игровых упражнений в процессе вокально – хоровой работы с детьми поможет заинтересовать их, приобщить к пению, в конечном счёте, повысить уровень вокально-певческой культуры.

Противоречия

Данный опыт работы позволяет разрешить следующие противоречие: в литературе на сегодняшний день освещено достаточно много разнообразных методик развития вокально-певческих данных детей, но уровень сложности не всегда отвечает возрастным особенностям и реальным возможностям певческого аппарата ребёнка, а также его эмоциональной восприимчивости. Я попыталась сделать процесс развития певческих навыков детей более интересным, наглядным и менее трудоёмким за счет опоры на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, то есть посредством игровых упражнений.

2.2. Исходя, из актуальности темы целью работы стало – развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений с использованием инновационных технологий, приступила к практическому воплощению своих идей по созданию для детей такой атмосферы, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.

Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач:

1.Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Выявить особенности развития голосового аппарата детей дошкольного возраста.

3. Развить  музыкальный  слух, выработать  чистоту интонирования.

4.Подобрать наиболее эффективные инновационные технологии, упражнения для развития вокально-певческих навыков воспитанников.

5.Проверить эффективность работы, направленной на развитие вокально-хоровых  навыков детей посредством игровых упражнений.

6.Достичь искренности исполнения дошкольниками песен, их умение раскрыть художественный образ песни, формировать  у детей музыкально – эстетические эмоции.

7.Усвоить навыки  хорового пения.

Данный опыт позволяет развивать помимо вокально-хоровых  навыков фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. сформировать универсальные способности, важные для любых сфер деятельности ребёнка.

2.3.Реализация  эти задач возможна лишь при условии: 

- учета в процессе занятий возрастных физиологических особенностей детского голоса;

- включение в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата;

- использование на занятиях новых методических разработок  известных педагогов;

-систематическая, планомерная работа по совершенствованию навыков;

-создание предметно-развивающей среды для детей, нацеленной на выявление свободной инициативы и самостоятельности, потребности к самовыражению, на доверие к ребенку, уважение к процессу и результату его деятельности;

создание ситуации успеха;

-применение игровых упражнений, современных инновационных технологий, здоровье сберегающих технологий;

-взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, воспитателями, детьми и их родителями (сотворчество в подготовке к утренникам и праздникам, изготовлении наглядного материала, костюмов, атрибутов);

-внедрение элементов упражнений в другие области образовательной деятельности дошкольников в детском саду и в семье.

Практическая значимость заключается в повышении качества певческой культуры детей, приобщение их к музыке.

Данный опыт могут использовать музыкальные руководители, воспитатели детских садов, руководители детских вокально – хоровых кружков, объединений.

3.Основная часть. Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу.

Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней: пестушки, потешки, которые  пели мама и бабушка. Но изменился жизненный уклад, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

В дошкольном возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное,  поэтому голоса детей не сильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Лишь к 7 годам голосовой аппарат ребенка в целом формируется. Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов более легкое, естественное.

В практике моей работы проблема развития вокально-хоровых  навыков детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно используют певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись  петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли  громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию.

Учитывая все возрастные физиологические особенности детского голоса я решила, что обучение пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка.

Для формирования устойчивого интереса детей к вокально-хоровой деятельности,  я познакомила  их с основными понятиями хорового и вокального исполнения, дала представление о строении голосового аппарата, о бережном отношении к своему голосу.

Комплекс  мероприятий был следующим:

- игровые беседы «Певческая установка», «Певческое дыхание», «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?»;

- подвести детей к пониманию причин возникновения звука, звуковой речи(«Почему все звучит?»);

- выявить причины возникновения высоких и низких звуков («Почему мишутка пищал?», «Как появляется песенка?»).

- посещение концертов в музыкальной школе и др.

В своей работе широко использую методы и приёмы ведущих специалистов:

  • Фонопедический метод В.В.Емельянова

Применение фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом основанных на общих закономерностях голосообразования. (Например , «Сказка о язычке» может быть различного содержания и включать в себя разнообразные сочетания упражнений, в зависимости от поставленных задач вокальной работы.)

  • Вокальные упражнения М.Ю. Картушиной

Работу над приобретением детьми вокально-хоровых навыков провожу с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии. Вокальных упражнений существует очень много. Каждое из них имеет конкретную педагогическую направленность:

- певческая установка (положение, которое должен принять вокалист перед началом пения);

-дыхание (навык правильного певческого дыхания, оздоровление всей дыхательной системы);

- звукообразование (извлечение певческого и речевого звука);

-работа над интонацией (точность воспроизведения мелодии при исполнении);

-развитие ладового чувства (ощущение тоники, умение находить ее самостоятельно);

-артикуляция и дикция (овладение навыками певческой дикции и артикуляции);

-расширение диапазона;

- работа над динамикой (первичные навыки владения силой звучания своего голоса);

- работа над ритмом (воспроизводить несложный ритмический рисунок).

  • Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

 Детище нашей страны. Создавалась она на рубеже 30-40х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н. Стрельникова была певицей и его потеряла. Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые и, прежде всего, дыхание. Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире,  где упражнения активно включают в работу все части тела  и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде, так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем.

  • «Методика комплексного музыкально – певческого воспитания»

Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков. Песня и выучивается гораздо скорее и помнится лучше, когда «при работе над вокальной стороной включаются в действие многие и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, не говоря уже о главном – правильной и полноценной работе голосового аппарата» .

  • Здоровье сберегающая система  О.Н. Арсеневской

Представлена система музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, раскрывающая виды здоровье сберегающих технологий (валеологические песни-распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, игровой массаж, речевые, пальчиковые игры и сказки, веселые профилактические упражнения), интерактивные формы взаимодействия детского сада и родителей по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни (конспекты интегрированных, комплексных занятий, музыкально-физкультурные досуги и развлечения, музыкотерапия).

При проведении упражнений я  учитываю следующие дидактические правила:

1.Всегда ставлю  перед детьми конкретную задачу- объясняю, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох, спеть попевку на звук «у», при этом вытянуть губы трубочкой, и др.).

2.Показываю способ выполнения действия, словесно пояснить, т.е. использовать принцип «Делай как я».

3.Неоднократно повторяю  упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз предлагается спеть громко).

4.Постоянно контролирую  выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения.

5.Включаю  вокально – хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.

На этапе формирования вокально – хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально – хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вначале – это работа над выработкой напевности звучания на основе задержки дыхания, выдоха. Учу детей певческому дыханию при помощи специальных дыхательных упражнений без звука, звуковых дыхательных упражнений. Это упражнения «Дыхательная зарядка», «Собачки», «Упражнение на сохранение вдоха», «Дирижер», «Дыхание под музыку», «Попеременное дыхание», «Свеча», «Силовое дыхание» , «Ветер».

Затем, работая над развитием тембровых качеств детских голосов, с первых занятий добиваюсь естественного, ненапряженного звучания.

Работу над дикцией начинаю с формирования округлых гласных и отчетливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем , и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Вокально – хоровые упражнения предлагаю детям в виде песенок – игр, когда я пою запев, а дети отвечают за персонажа. Когда с упражнением дети хорошо знакомы, запев поют солисты. Овладеть навыками произношения помогают упражнения: «Про филина»,пальчиковая игра «Неумеха», «Маленький зайчишка»; упр. на гласные «Это я», «Плач», «Подружки», «Зубы заболели», «Юла»; скороговорки «Скворцы и синицы», «Вагоны»; чистоговорки «Зимняя чистоговорка», «Шипящии звуки».

Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упр. «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и др.) Чтобы добиться чистоты интонирования, использую следующие приемы:

1. пение a capella

2. пение в сопровождении металлофона или флейты

3. пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у».

4 .пение с солистами

5 .выкладывание фрагментов мелодии

6 .показ направления движения мелодии на рисунке, схеме, музыкальной лесенке

7. использование наглядных пособий

8. показ движения мелодии рукой

9. игры - повторялки

Одновременно на простых упражнениях работаю над выстраиванием унисона. Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, стараюсь научить каждого ребенка слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы, для формирования навыков ансамбля и строя : пение «цепочкой», «песенки – эхо», «пение про себя».

Структура проведения занятия по вокальной работе:

1.Упражнения на формирование правильного дыхания:

(Понюхай цветок , сдуй с ладошки пушинку, задуй свечу, воздушный шар)

2. Разминка артикуляционного аппарата (фонопедические упражнения В. Емельянова): «Веселый язычок», «Комплекс для разминки артикуляционного аппарата(рта): языка, губ, щек, челюсти»,  артикуляция гласных без звука и со звуком, скольжение голосом.

Одновременно с упражнениями на артикуляцию гласных веду работу над различными способами звуковедения: пропевание гласных на 1 звуке, с контролем над вдохом, (nonleqato), собираем бусинки-гласные на одну ниточку, как будто собираем бусы для мамы (пение на одном дыхании всех гласных: 3 или 5, в зависимости от возраста), выработка напевности, легато; а теперь ниточка порвалась, бусинки рассыпались: поем отрывисто, на стаккато, активно работая мышцами диафрагмы.

3.Дикционно-ритмическая разминка:

Проговаривание согласных-четко, внятно, активными губами с жестикулированием. «Ворон»,«Про Филина», проговаривание скороговорок и потешек или речевое музицирование: «Три сороки», «Щенок», «Вагоны»

Логопедические распевки: «Карусели», «Заболели зубы»

3.Распевание.

Распевка для певца – что разминка для спортсмена. На занятиях я использую попевки в зависимости от задач по формированию интонационного навыка и возрастных особенностей.

Воспитание унисона, понятие и формирование фальцетного и грудного голосообразования: «Андрей-воробей», «Ежик», «Барашеньки-крутороженьки», и т.д. На этом этапе активно использую наглядные приемы: «Лесенка с птичкой», наглядные пособия музыкально-дидактического материала, возможности ИКТ - мультимедийные дидактические клипы.

Всегда напоминаю детям о правильности посадки во время пения:

«Чтобы красиво петь, надо правильно сидеть».

Эффективным приемом в работе над чистым интонированием является показ направления движения мелодии рукой.

Работа с руками - непременное условие при работе над звуком. На занятии обязательно создаются ситуации, когда ребенок начинает работать руками. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, разнообразно и выразительно. Низкий звук – руки внизу, высокий - вверху, плавный звук - мягкие движения, отрывистый - руки совершают отрывистые движения. Такой прием позволяет детям сознательно управлять своим процессом извлечения звука.

4.Слушание музыки 

Активно использую музыкальный материал для развития звуко-высотного слуха. Слушая музыкальные примеры или новые песни для разучивании, я обращаю внимание дошкольников на звучание мелодии, где звучит мелодия: высоко или низко, определяем регистровое звучание на инструменте, определяем, находим нужные слова для раскрытия общего характера звучания мелодии: легкая или твердая, упругая или напевная, высокая, тоненькая или тяжеловатая, глубокая, полнозвучная и т. д.

5. Пение. Разучивание.

При разучивании песни применяю методы показа, беседы, анализа и практики. Предварительно происходит показ и беседа о впечатлении, содержании, общем характере песни, о движении и характере самой мелодии.

Начинаю разучивание с работы над текстом. Проговаривание текста нараспев в фальцетном регистре с различной динамикой (шепотом, негромко), с активной артикуляцией гласных и четким проговариванием согласных.

Разучивание мелодии происходит по фразам с активным движением руки.

Если есть трудные места, стараюсь начинать именно с них, анализируя движение, подключая образные сравнения и ассоциативное мышление дошкольников. (привести пример песни «Солнечная капель», припев: «Динь – дон, динь – дон, динь – дон» будто капельки падают с крыши и осторожно, как эхо последнее: «динь дон, динь дон»). Именно на этом этапе работы над песней закрепляются навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонации.

6.Исполнение.

Методы и приемы направлены на то, чтобы пробудить способности и желание петь, на стремлении ребенка познавать новое и экспериментировать с приобретенным опытом. Большое значение для приобщения детей к песенному исполнительству имеют игры с пением. Если петь, изображая то, о чем поется, двигаясь, а не сидя на одном месте, ребенку не будет скучно, а мелодия и текст запомнятся быстрей. Главное, чтобы приобщение к пению было процессом интересным и увлекательным .  Игра, фантазия, творчество, грамотные методы и приемы, правильный подбор музыкального материала, определенная система вокальной работы-все это позволит добиться положительных результатов в развитии вокальных навыков дошкольников.

С особо одаренными детьми веду работу в вокальном кружке «Колокольчики», где обучение вокальным навыкам проводится углубленно.

Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что певческие способности проявляются рано. Считаю, что своими методами и приемами могу добиться того, что мои воспитанники смогут понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально-хоровому искусству.

3.1.Формы работы с родителями.

В начале года проведено анкетирование родителей о пении ребенка дома, в семье.  К сожалению, анкетирование показало, что в семье, в повседневной жизни мало кто из малышей слышит «живое» пение.

С целью установления контакта с семьей для развития певческих способностей детей были подготовлены папки-передвижки, информационные стенды, индивидуальные консультации, родительские встречи. Подобраны наиболее оптимальные формы работы с семьёй и методические рекомендации для родителей. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пение - путь к здоровью», «Влияние колыбельной песни на развитие ребенка», «Досуг детей в семье».  Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители моих воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное  музицирование детей в группе.

Заключение

Основываясь на личном опыте,  могу сказать, что вокально-хоровые навыки детей улучшились: дети стали чище интонировать мелодию, прислушиваясь к своему исполнению и исполнению других детей, изменилось качество дикции, артикуляции, выразительного исполнения пения; навыков хорового пения; детского песенного творчества.

Таким образом, в результате проделанной работы были зафиксированы изменения в развитии певческой культуры дошкольников, использование игровых упражнений в процессе вокально – хоровой работы с детьми помогло заинтересовать их, приобщить к пению.

Работу над певческой  культурой  посредством игровых упражнений необходимо продолжать. Для дальнейшего достижения поставленной цели буду продолжать использовать инновационные технологии на музыкальных занятиях.

В целях обобщения опыта работы по формированию вокально-хоровых навыков  были выполнены и запланированы следующие мероприятия:

1.Выступление на педагогическом совете.

2.Проведение консультации для педагогов МБДОУ «Детский сад №30»

3.Выступление на районных методических объединениях.

4.Пополнить методическую копилку ДОУ проектами и презентациями к ним по опыту работы.

Список использованной литературы

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения. М.: Учитель, 2013г.

Алмазов Е. И. Развитие детского голоса. М.: Музыка, 1963.

Бандина А., Попов В. Школа хорового пения. - Музыка, 1981 г.

Баранова Г. А., Цветус Л.Б. Реализация игровых технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. - 72 с.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989г.

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. – Екатеринбург, 1999 г.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Картушина М.Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду. М.: Скрипторий 2003, 2013г.

Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». - М., 2004.

Левидов И. И. Детское пение и охрана голоса детей. - М.: Просвещение, 1976.

Морозова С. Н., Яворский Б. Из истории массового музыкального воспитания. // Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. - М.: Музыка, 1977.

Овчинникова Т. Н. Воспитание детского певческого голоса в хоре. - М.: Просвещение, 1970.

Огороднов Д. Е. Музыкально – певческое воспитание детей. - Киев: Музыкальная Украина, 1989.

Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет, - М., Просвещение, 1987 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет. - М., 1988 г.

Попов В. С. Русская народная песня в детском хоре. - М.: Музыка, 1979.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.:Академия, 2000.

Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. - М.:Рипол, 2007.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Издательство «Прометей», МГПУ им. В.И.Ленина, 1992 г.

Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. -М.: Музыка, 1982.

Тиличеева Е.Н Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. - М.: Музыка, 1978.

Тютюнникова Т. Э. Чтобы научиться петь, надо петь // Музыкальная палитра, №5 С. –Петербург: Музыкальная палитра, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребенка, активно формируются музы...

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы музыкального руководителя)...

Опыт работы по теме «Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений у детей дошкольного возраста».

Представляю свой опыт работы по теме  «Развитие вокально-хоровых навыков  посредством игр и упражнений  у детей дошкольного возраста». Видеооролик призентации вы можите...