Финансовая грамотность в ДОУ
консультация (старшая группа)

Головицкая Татьяна Ивановна

Актуальность включения основ  экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti_v_dou.docx109.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

 Финансовая грамотность в ДОУ

Актуальность         включения         основ        экономического         воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования

https://www.aubervilliers.fr/IMG/arton982.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\arton982.jpg

https://www.aubervilliers.fr/IMG/arton982.jpg

          Актуальность         включения         основ         экономического         воспитания  

в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.

 

 Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

 Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.  

 Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят  и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение  в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.  

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).  

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения  в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. На основе данных методических рекомендаций ДОО получат ориентиры  по включению в образовательную деятельность основ экономического воспитания  в соответствии со стоящими перед ними задачами и имеющимися ресурсами.

Цели и задачи экономического воспитания дошкольников 

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.  

На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО.

1.«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений  с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

 Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т.д.  

2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

 Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». 

 4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных  уровней – дошкольного и начального общего образования».

5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

 Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

 На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;  

 -обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-

экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

 -способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

  -стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;  положить начало формированию финансово-экономического мышления;

 -способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

 -сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

 -содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.  

Среди основных воспитательных задач можно выделить:  

побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;

воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

 воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации; воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;

побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать,  

в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

 

        ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Принципы экономического воспитания дошкольников 

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных  в пункте 1.4 ФГОС ДО:

1.«Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития». В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип  «не навреди».

2.«Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение  с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей  и действий ребенка в будущем.   Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален  и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.  

3. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.  

4. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения.  

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

5.  Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации  с семьей» означает, что при включении основ экономического воспитания  в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться  очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий  и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи

6. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». 

Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная  в образовательную деятельность ДОО, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и,  в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения  к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения,  на предприятия малого бизнеса и пр.  

7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

 8.«Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

 Это один из основных принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей.

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.  

         Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.

 

Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.

При использовании различных программ по основам финансовой грамотности воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены  в данных рекомендациях, а также из возрастных и индивидуальных особенностей детей.  

Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать  с понятия «труд».

Все предлагаемые на сегодня программы формирования финансовой грамотности для дошкольников имеют много общего в отношении содержательного аспекта. С детьми предлагается говорить прежде всего о том, с чем они уже сталкиваются в реальной жизни: о покупке товаров, о магазинах. Практически все программы отличает стремление увязать финансовые вопросы с моральноэтическими аспектами.  

Предпочтительны программы, которые уделяют большое внимание труду как основе раскрытия сущности денег, отличительным особенностям желаний и потребностей, так как эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории, как деньги. Научить дошкольника более ответственно относиться к деньгам имеют шанс авторы, уделяющие внимание таким тесно связанным с деньгами понятиям, как богатство, экономность, щедрость, жадность.

К сожалению, системность подхода отличает далеко не все программы.  

В данном случае под системностью в первую очередь понимается включение  в программу в качестве обязательного компонента пособия (или хотя бы комплекта папок-передвижек) для родителей. Ибо финансовая грамотность – вопрос не столько детский, сколько семейный.  

И, наконец, если с содержательным аспектом программ все более-менее ясно, то с методами развития такого важного навыка, как финансовая грамотность,  дело обстоит иначе. Большинство программ в качестве основного предлагают игровой подход.  Однако много важного и полезного материала о приоритетах правильного финансового поведения можно найти как в классической, так и современной детской литературе. Предпочтительными, безусловно, можно считать программы, предлагающие разнообразные методы формирования финансовой грамотности.  

 

 

Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС ДО

 

Любая образовательная программа дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность  в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей  в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области:  

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных  с ведением домохозяйства.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок  к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения  в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.  

Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).

Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.

В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила  (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Следует учитывать, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.  

ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему, выступает  в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.

Образовательные программы, направленные на изучение основ финансовой грамотности, должны учитывать образовательные потребности, интересы и мотивацию детей, а также членов их семей, должны ориентироваться на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста по освоению основ финансовой грамотности, должны обладать необходимыми знаниями, умениями  в области поведенческой экономики и методикой преподавания базовых знаний  в сфере управления личными финансами.

 

Ш. ВКЛЮЧЕНИЕ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Технологии  экономического воспитания дошкольников

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).  Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.  

Краткая характеристика традиционных технологий

1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.          

3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам.

4. Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные

5. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

 

Краткая характеристика современных технологий

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно  с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.  С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления  о мире личных и семейных финансов.

- Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации.

- Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

- Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др.

- Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.  

- Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественноэстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.  

-Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.

- Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить  у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов.

- Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний  об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.  

- Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.  

Средства обучения при реализации экономического воспитания дошкольников

 Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.  

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми)  и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);  естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);  реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.  

 В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные  на развитие деятельности детей.

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.  

 

 Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников

 

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться  в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.  

Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей.  

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

 Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.  

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка  с финансовой стороной жизни семьи:  

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями Информационное Познавательное Досуговое Аналитическое

 

 Социально-нормативные возрастные характеристики возможных

достижений детей в части экономического воспитания

 При реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей (текущий мониторинг), а также оценка изменения поведения детей путем проведения обсуждений и анкетирования родителей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); корректировка форм и методов организации образовательной деятельности по

формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий, других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы воспитания и развития ребенка. Оно включает в себя наблюдение занятий, режимных моментов, анкетирование педагогов, родителей, анализ документации, изучение детских работ, диагностика детей по разделам программы. Результаты тематического контроля оформляются в справку или выступление на педагогическом совете по итогам проверки.

Таким образом, при формировании образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети-родители-педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....