Использование игровой деятельности на занятиях английского языка у детей дошкольного возраста.
статья

Лященко Ирина Юрьевна

Игра в детском возрасте основной вид деятельности, в игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_deyatelnost.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровой деятельности на занятиях английского языка у детей дошкольного возраста.

Лященко И.Ю.

воспитатель cо знанием английского языка,

МДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида» Россия, г. Валуйки

Игра в детском возрасте основной вид деятельности, в игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.

Ключевые слова: ФГОС, игра, игровая деятельность, ролевые игры, театрализованные игры, компьютерные игры, подвижные игры.

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентируют воспитателей на построение образовательной деятельности, в которой сам дошкольник становится активным в выборе содержания своего образования, на признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также на поддержку инициативы детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. [1].

        В связи с этим основой деятельностью педагогов ДОУ сегодня является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, формирование предпосылок учебной деятельности. Все это обусловило необходимость поиска новых эффективных приемов и методов работы с детьми для повышения мотивации к организованной образовательной деятельности, которая занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий для объяснения движущих сил (активности) поведения и познавательной деятельности детей.  

Игра в детском возрасте основной вид деятельности, в игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. [2] Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. [3]

Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При планировании организованной образовательной деятельности учитываются следующие структурные элементы игры:

Планирование игровой деятельности представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны (последовательность действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере этот компонент проявляется к старшему дошкольному возрасту.

Для игры дети самостоятельно или с помощью взрослого отбирают игровые средства – игрушки, предметы, материалы, игровую обстановку.

Цель игры. Каждая игра имеет цель. Она конкретна, осмыслена ребенком (накорми животных, угадай кто сказал, разложи мячи по цвету и др.).

Игровые действия – действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, исполняются роли. Каждой из ролей присущ свой комплект основных игровых действий.

Результат игры выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка в активности, одобрении, защищенности, общении. При соответствующем возрасту уровне развития игровой деятельности она имеет воспитательный, обучающий, развивающий эффект и выполняет социальную, коммуникативную, психотерапевтическую, коррекционную, диагностическую, развлекательную функции. [4]

Игра требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым детям. Более того, слабый по языковой подготовке ребенок может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игра способствует выполнению важных методических задач:

• созданию психологической готовности детей к речевому общению;

• обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

• тренировке дошкольников в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая деятельность представляет собой алгоритм последовательного перехода от одной игры к другой.

Структура игровой деятельности:

- ролевые (ситуативные) игры – ситуации общения в зависимости от выбранной темы;

- ритмо – музыкальные игры – песни различной интонационной и мелодической направленности;

- соревновательные (подвижные) игры – соревнования индивидуального и группового характера;

- художественные (театрализованные) игры – театрализованные постановки, спектакли;

- компьютерные игры – работа с мультимедийными презентациями, демонстрация мультфильма.

 Ролевые игры, моделируют ситуацию общения по тому или иному поводу: продавец - покупатель, доктор – пациент, водитель – пассажир, в данном случае не важен сюжет, он необходим лишь для того, чтобы детям легче было вжиться в роль. Важно то, как ребенок ведет себя, характерна ли его речь для его роли. Целью ролевых игр является развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, следовательно, ролевые игры используются в структуре занятия как речевая разминка.

Ритмо-музыкальные игры – это песни и танцы, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению детей в языковую среду.

Целью музыкальных игр является оказание помощи ребенку в умении слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр, следовательно, в английском языке – развитие навыков аудирования, языковой догадки.

Особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания, что позволяет дошкольникам почувствовать себя «Артистом», «Звездой». Это не может не усиливать интерес дошкольников к изучению английского языка. [5]

Подвижные игры, игры с правилами, способствуют физическому, интеллектуальному развитию ребенка, формированию умения общаться со сверстниками, становиться лидером и уметь подчинять свои желания общим нуждам.  

Компьютерные игры способствуют развитию познавательной активности детей при изучении иностранного языка. Этот прием делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным процессом.

Итак, можно сделать вывод, что игры в организованной образовательной деятельности обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у детей умений и навыков творческой, мыслительной, познавательной деятельности и мотивации к изучению языка. Чем больше ребенок играет в детском саду, тем лучше в дальнейшем он учится в школе.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2014. – 31 с.
  2. Протасова Е.Ю., Родина, Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. – М.: Владос, 2010. – с 56 - 59 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ekaterina_yurevna_protasova/metodika_obucheniya_doshkolnikov_inostrannomu_yaziku_uchebnoe_posobie/read_3/
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,1996. – 95 с.
  4. Епанчинцева Н.Д. Учимся говорить по-английски в детском саду/ Н.Д.Епанчинцева-Белгород 2008г.
  5. Епанчинцева Н.Д., Моисеенко О. А. Театрализованная деятельность на английском языке в детском саду/ Белгород, 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...

Использование продуктивной деятельности на занятии по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал из опыта работы воспитателя детского сада. Здесь рассказывается об использовании продуктивной деятельности на занятиях по развитию речи детй младшего и среднего возраста....

Программа по английскому языку для детей дошкольного возраста " Веселый английский"

   Иностранный язык сегодня все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи  с развитием экономических связей, с инт...

Использование игровых технологий на занятиях английского языка

    Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её ...

Рабочая программа по английскому языку для детей дошкольного возраста 4-5 лет "Говорим по английски"

Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для изучения иностранных языков. С одной стороны, маленькие дети быстрее, чем взрослые, усваивают языковой материал, поскольку не боятся ...

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет"Говорим по-английски" 2019-2020

Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного...

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет "Говорим по английски" 2020-2021 г.

Пояснительная запискао реализации учебно-тематического планана 2020-2021 учебный год         Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой &laq...