Проект «Волшебный кристалл»
проект (средняя группа)

Сиркич Оксана Анатольевна

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.

Актуальность проекта состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных открывателей. Объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.

Цель проекта: научиться выращивать кристаллы поваренной соли, и не только, в домашних условиях

Задачи проекта:

• узнать, что такое кристаллы

• какими бывают кристаллы

• подобрать доступное оборудование и сырье для производства кристаллов;

• познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;

• вырастить кристаллы;

• изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;

• проанализировать полученные результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Волшебный кристалл»325.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 39 Кировского района

Санкт-Петербурга

Проект

«Волшебный кристалл»

для детей средней группы

Воспитатель:

Сиркич Оксана Анатольевна

Санкт-Петербург

2019г.

Проект «Волшебный кристалл»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.

Актуальность проекта состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных открывателей. Объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.

Цель проекта: научиться выращивать кристаллы поваренной соли, и не только, в домашних условиях

Задачи проекта:

• узнать, что такое кристаллы

• какими бывают кристаллы

• подобрать доступное оборудование и сырье для производства кристаллов;

• познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;

• вырастить кристаллы;

• изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;

• проанализировать полученные результаты.

Работа с родителями:

  • Папка-передвижка «Кристаллы, которые нас окружают».
  • Изготовление кристаллов из соли в домашних условиях;
  • Рисунки кристаллов (совместная работа родители и дети);
  • Обсуждение с детьми «применение кристаллов в повседневной жизни»;

Проблема проекта: можно ли вырастить кристалл?

Гипотеза: предположим, что кристаллы образуются при создании определенных условий; значит, если изменять условия кристаллизации и растворять различные вещества, то можно получать кристаллы разной формы и цвета

Ожидаемые результаты:

  • объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание кристаллов
  • дать детям представление о кристаллах;
  • познакомить с кристаллом, его структурой;
  • рассказать в каких целях можно использовать кристаллы.

Что такое кристаллы?

Что же такое кристаллы? Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) лёд. По данным энциклопедии, кристалл - это твердое тело. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Кристаллы бывают естественного происхождения и искусственного, выращенные в специально-созданных условиях. И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно выполнять все действия.

Кристаллы хрустят у нас под ногами почти полгода (а в полярных областях земли круглый год) покрывая огромные пространства земли - это снег. 

А любимое многими развлечение кататься на коньках, лед - это тоже кристалл!

На кухне - едим кристаллы, например, соль или сахар.

Лечимся кристаллами – лучи от кварцевой лампы используются в медицине для дезинфекции.

Люди научились выращивать искусственные кристаллы рубины. Используют их для изготовления ювелирных украшений и в часовых механизмах.

Выращивают и самые твердые на свете кристаллы алмазы. Сегодня алмаз не камень-украшение, а в первую очередь камень-работник. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет огромную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни.

План реализации проекта

I Подготовительный этап.

  • Выбор темы исследования.
  • Изучение литературы, информации с сети Интернет по теме «Соль», «Кристалл»
  • Постановка проблемы, определение цели, задач
  • Провести беседы с детьми по темам «Откуда берётся соль?», «Зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?».
  • Чтение пословиц и поговорок про соль,
  • Собрать образцы соли.

II Исследовательский этап.

Были проведены опыты: «Где быстрее испаряется вода?», «Растёт ли лук в солёной воде?», «Что растворяется в воде?», «Что такое - насыщенный раствор соли?».

Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.

«Выращиваем кристалл из поваренной соли»

  • Наливаем в ёмкость тёплую воду, добавляем соль и помешиваем, пока соль не перестанет растворяться;
  • Раствор фильтруем, чтобы не осталось соринок;
  • Остужаем раствор;
  • Закрываем кружку листом бумагу, чтобы не попадал сор, и ставим в место, где нет сквозняков.

Через несколько дней (2-3) появятся кристаллики соли

«Выращиваем кристалл из специального химического вещества»

1. Кристаллы выращиваются так же как из поваренной соли.

  • Готовится насыщенный раствор (мы использовали магазинный);
  • Опускается маленький кристаллик (затравка);
  • Ёмкость поставить в затемнённое место, прикрыть.

Через неделю вырос кристалл длиной 5 см.  

2.Вырастить «затравку» самим.

  • Приготовить насыщенный раствор медного купороса, отфильтровать;
  • Налить небольшое количества раствора в блюдце;
  • Через некоторое время вода начнёт испаряться, дно тарелочки покроется мелкими кристалликами ромбовидной формы.

3. Будет ли расти кристалл на медной проволочке, опущенной в раствор медного купороса?

  • В приготовленный раствор медного купороса опустили кусочек медной проволоки,  привязанной ниткой к карандашу;

Через 7 дней достали проволочку и увидели, что кристалл не образовался.

Вывод: кристалл растёт только при соблюдении определённых условий.

III Заключительный этап.

1.Освоить способы выращивания кристаллов.

2.Сделать выводы:

  • При благоприятных условиях из солей можно вырастить кристаллы;
  • Кристаллы растут из растворов, когда испаряется вода;
  • Кристаллы различных веществ имеют разную форму.

3.Сделать выставку выращенных кристаллов.

Заключение:

Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост кристаллов в благоприятных условиях и неблагоприятных. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость.

   

Список использованной литературы

1. Камни Мира / ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, А. Ростоцкая и др. -М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,2010.

2. Минералы. Сокровища Земли: Еженедельное издание, выпуск № 85, № 96, 2011.

3. Джаспер Стоун. Всё о лечебных и магических минералах. - СПб.: ООО «СЗКЭО»,2011.

4. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.

5. Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика, 1990

6. Девяткин В. В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг,2000.

7. Савенков А. И. Я-исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Учебная литература,2004.

8. Леенсон И. А. Занимательная химия. М.: Дрофа, 1996.

Интернет-ресурсы

1. http://stranamasterov.ru/node/94632

2. http://s-s-s-p.blogspot.com/2012/02/blog-post_6039.html

3. http://livescience.ru/article_9/

4. http://about-crystall.ru/vyrashhivanie-kristallov-iz-saxara/

5. http://www.kristallikov.net/page6.html

6. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/22/1002276/1002276A.htm

7. http://lithotherapy.ru/papers/kristally/6_druza.html

8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/35544/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8B

9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/110398/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB

10. http://zagadkikamnej.ru/litoterapiya/isczelenie-kristallami/legendyi-indejczev-o-kristallov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебные кристаллы"

Творчески- исследовательский проект для детей 5-6 лет по выращиванию кристалов из соли и из наборов готовых криссталов в условиях детского сада....

Проект по экспериментальной деятельности "Волшебные кристаллы"

Проект по экспериментальной деятельности "Волшебные кристаллы"....

Познавательно - исследовательский проект "Волшебный мир кристаллов"

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы, одним из которых стал:«Почему дворник посыпает снег солью? и  «Почему он тает после этого?». Я...

Детско - взрослый проект "Волшебные кристаллы"

Проект по познавательно - исследовательной деятельности в подготовительной группе...

Познавательно - исследовательский проект «Волшебный кристалл»

Познавательно - исследовательский проект «Волшебный кристалл»...

Проект "Волшебные кристаллы"

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз любовался красотой кристаллов. Они удивляют своими формами и большим разнообразием цветов и отенков, и хочется узнать откуда они берутся. Ребята мои тоже заинт...

проект "Волшебные кристаллы"

проект "Волшебные кристаллы"...