Познавательно - исследовательский проект «Волшебный кристалл»
проект (подготовительная группа)

Зыбарева Наталья Викторовна

Познавательно - исследовательский проект «Волшебный кристалл»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelno_issledovatelskiy_proekt_volshebnyy_kristall.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 "Сказка" комбинированного вида

г. Искитима Новосибирской области

Познавательно - исследовательский проект

«Волшебный кристалл»

Кураторы:

Воспитатель: Зыбарева Наталья Викторовна

Воспитатель: Колпакова Елена Сергеевна

2021 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1 …………………………………………….……………………………..4

1.1 Что такое кристалл?......................................................................................4

Глава 2. …………………………………………………………………………..5

2.1. Практическая часть......................................................................................5

Заключение……………………………………………………………………….6

Вывод ……………………………………………….……………………………7

Список литературы……………………………………...….….….....................7

Введение 

 

Глава 1. Теоретическая часть. 

 

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.

Работа по познавательной деятельности у нас ведётся в нетрадиционной форме – в форме проектов. Проектная деятельность помогает дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время прогулки в детском саду, дети спросили «Что такое снег? Из чего он состоит и откуда берется?» Придя в группу, мы решили найти ответы. И выяснили снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Просмотрели презентацию «Кристаллы», в которой были представлены фотографии кристаллов, пещеры с свисающими со стен кристаллами. Стало еще интересней, что такое кристаллы и как они образовываются? Так и родилась тема исследования: «Волшебный кристалл»

Объект исследования:

Процесс выращивания кристаллов

Предмет исследования:

Кристаллы соли.

Цель исследования:

Познакомить детей с понятием «кристалл».

Научить детей выращивать кристалл в условиях детского сада.

Задачи исследования:

1. Обогащать представление детей об объектах неживой природы,

встречающихся в ближайшем окружении.

2. Способствовать развитию познавательной активности детей,

обогащать их представления об объектах неживой природы, учить выделять

особенности предметов на основе способов сенсорного исследования, сравнения и элементарного анализа.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний

детей в процессе общения с природой.

4. Узнать факты о кристаллах.

5. Вырастить кристаллы в условиях детского сада.

Гипотеза:

Мы предположили, что можно вырастить кристалл в условиях детского сада, если соблюдать технологию приготовления, используя соответствующие ингредиенты.

Участники проекта:

- воспитатели;

- дети подготовительной к школе группы;

- родители;

Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой.

Масштаб проекта: краткосрочный,

Сотрудничество с родителями:

1. Знакомство с проектом через папку – передвижку.

2. Создание коллекций камней «Малахитовая шкатулка»

3. «Выставки украшений».

Предполагаемый результат:

Приобретение новых знаний и впечатлений об объектах неживой природы.

Выращивание кристаллов из соли.

Реализация проектов:

Реализация задач проекта осуществляется по направлениям ;

познавательно - речевое развитие;

социально-личностное развитие ребенка;

художественно-эстетическое развитие ребенка.

Методы исследования:

Изучение литературы по теме проекта.

Беседа «Загадочный мир минералов»

НОД  на тему: «Интересное о камнях и кристаллах»

НОД «Каждому знаку Зодиака свой камень».

Чтение литературы  «Серебряное копытце» П.Бажова и И.Н.Рыжова «О чём шептались камни».

Викторина: «Что вокруг нас сделано из камней»

Выращивание кристалла:  кристаллизация соли.

ГЛАВА 1.

Теоретическая часть.

1.1 Что такое кристаллы?

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выяснили следующее: кристаллы - это твёрдые тела, имеющие естественную форму правильных многогранников.

Слово «кристаллос» в переводе с греческого первоначально означало «лёд», а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже очень давно. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков.

Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы.

Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.  Если посмотреть на сахар, соль или чистый песок в увеличительное стекло или микроскоп, то можно увидеть формы их кристаллов.

В природе существует много веществ, образующих кристаллы:

-    каждая частица соли и сахара – тоже кристалл;

-    снег – это вода, замерзшая в виде мельчайших, очень красивых кристаллов. Все они расположены так, что образуют пушистую рыхлую массу, в которой не могут лечь плотно друг к другу.

Все кристаллы делятся на две большие группы: идеальные и реальные.

Идеальные кристаллы – математическая модель, которой пользуются ученые, чтобы описать свойства настоящих кристаллов.

Реальные кристаллы – те, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Они имеют различные примеси, шероховатые поверхности, могут иметь неправильную форму.

Так же кристаллы делят на группы по их происхождению: природные (естественные) и искусственные (выращенные человеком).

Природные кристаллы вырастают в недрах планеты в естественных для роста условиях.

В природе кристаллы образуются тремя путями: из расплава, из раствора и из паров.

Примером кристаллизации из расплава является образование льда из воды.

Примером образования кристаллов из растворов, могут служить сотни миллионов тонн соли, выпавшей из морской воды.

Примером образования кристаллов из пара и газа являются снежинки, иней.

Искусственные кристаллы выращиваются в лабораториях или домашних условиях. Например, кристаллы поваренной соли можно вырастить дома. Кристаллы рубина могут быть выращены как самой природой, так и в лаборатории людьми.

Искусственные кристаллы камней производят из расплавов, из растворов, из газа, но конечно, для каждого минерала существует свой способ получения, своя технологическая особенность.

Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.

Изучением кристаллов занимается специальная наука – кристаллография.

Рассматривая кристаллы, воспитанники решили узнать растворяются ли кристаллы в воде? Мы предложили проверить.

ГЛАВА 2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Мы провели опыт по растворимости соли:

Взяли  стакан с теплой водой и  стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее.

Мои воспитанники пришли к выводу: Все кристаллы растворяются по разному. Например, в холодной воде соль растворяется быстро.

Читая и изучая литературу для выяснения  нашего вопроса: «Что такое кристаллы?», мы решили попробовать вырастить это чудо у себя в детском саду. 

Опыт кристаллизация – выращивание кристаллов.

Опыты по кристаллизации:

Выращивание кристаллов - процесс очень интересный, но бывает достаточно длительным. Полезно знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества образуют кристаллы различной формы, а некоторые их вовсе не образуют; что надо сделать, чтобы они получились большими и красивыми.

Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, соль еще оказывает оздоровительное воздействие на человека для этого созданы солевые комнаты.                                                                 Попов Ваня – воспитанник  нашей группы  увлекся выращиванием кристаллов, и ему стало интересно, а возможно ли самому в домашних условиях  вырастить кристаллы.

Свою исследовательскую работу он начал с подбора дополнительной информации о кристаллах. Для этого он обратился за помощью к воспитателям, родителям, а также собирал информацию в интернете.

Выращивание кристаллов соли и сахара:

Для того, чтобы получить кристалл сахара и соли, мама с Ваней приготовили весь необходимый инвентарь:

сам исходный материал, то есть соль или сахар
стакан или подобная емкость, кастрюлька
дистиллированная или просто чистая вода
нитка или леска
карандаш или палочка для подвешивания кристалла
пищевой краситель, лак — любой прозрачный, подходит и лак для ногтей.

Из проделанных опытов Ваня с мамой пришли к выводу, что вырастить кристалл дома, возможно, что подтвердило их гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Таким образом, мы пришли к выводу, что вырастить кристалл в условиях детского сада и дома, возможно, что подтверждает нашу гипотезу.

Выращивание кристаллов интересное и увлекательное занятие, нашим ребятам очень понравилось.

Выращивать кристаллы из соли  безопасно.

Кристаллы капризны, требуют бережного к ним отношения, соблюдения рецепта и температуры раствора при погружении кристалла для дальнейшего роста. В противном случае, кристалл, который долго и терпеливо выращивали, может за несколько минут исчезнуть у нас на глазах! Но, зато, если уж всё выполнено верно, терпеливо и бережно, выращенный кристалл порадует своей красотой, необычной формой, цветом, размером!

ВЫВОД:

По итогам проведенного исследования мы пришли к выводу, что при благоприятных условиях некоторые твердые тела принимают форму кристаллов.

кристаллы окружают нас повсюду;

дети расширили свои знания о кристаллах;

на форму кристаллов оказывает влияние температура;

при благоприятных условиях  соль принимают форму

кристаллов;

дети приобрели умения и навыки исследовательской

деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.

Кристаллы растут из растворов, из которых испаряется вода.

кристаллы могут расти за счет добавления новых слоев, если есть нужное вещество (то есть, чтобы кристалл «рос» красивым за ним нужно ухаживать: убирать соринки, добавлять новый раствор, счищать некрасивые наросты);

Рост кристаллов зависит от температуры в помещении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гризик Т.И. «Познаю мир».
  2. Ковинько Л. В. «Секреты природы - это так интересно».
  3. Тугушева Г.П.
  4. Чистякова А.Е «Экспериментальная

деятельность детей старшего дошкольного

возраста»

     5.  Зенина Т.Н. «Ознакомление дошкольников с природными объектами».

     6.  Н.Рыжова, Л.Логинова «Мини-музей в детском саду».

     7.  Энциклопедия «Я познаю мир» (сокровища Земли).

     8.  Энциклопедия «Я познаю мир» (камни и минералы).

     9.  Природоведение «Камни и минералы».

    10.  http://www.o-detstve.ru/forchildren/research- project/9520.html

    11.  http://festival.1september.ru/articles/566447/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Волшебное мыло»

Развитие навыка организационного поведения  в детском саду. Формирование  доброжелательного отношения друг к другу...

Познавательно -исследовательский проект " Выращивание кристаллов"

В данном проекте мы с ребятами решили путем исследования выяснинь возможно ли выростить кристаллы в домашних условиях....

Познавательно - исследовательский проект "Волшебный мир кристаллов"

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы, одним из которых стал:«Почему дворник посыпает снег солью? и  «Почему он тает после этого?». Я...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебные семена подсолнуха".

Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности....

Познавательно – исследовательский проект «Волшебный камень магнит» старший дошкольный возраст

Магнит - доступный для ребйнка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них не достаточно знаний о магни...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебные пузыри"

Познавательно-исследовательский проект с дошкольниками  "Волшебные пузыри"...

Познавательно - исследовательский проект "Выращивание кристаллов из соли"

Проект поможет провести исследование по выращиванию  кристаллов поваренной соли в условиях детского сада....