статья "Особенности речевого развития детей 3-4 лет"
статья (младшая группа)

Иевлева Наталья Геннадьевна

особенности речевого развития детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «

«Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет»

Выполнила:

Воспитатель гр № 6

                       Иевлева Наталья Геннадьевна

Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 — 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю).

В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).

Воспитатель учит детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.

Звукопроизношение. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.

Согласные произносятся смягченно («лёзецька»— ложечка).

Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок),

ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).

Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук»—жук), ч — ц («оцки», «отьки» — очки), щ — с', т’ («сетка», «тётка» — щётка).

Звуки л и р пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' «лямпа» — лампа, «глюка» — рука), j («ямпа» — лампа, «кжа» — рука).

Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.

Обследование речи детей

При обследовании речи у детей четвертого года жизни в первую очередь следует смотреть, в каком состоянии находятся словарь и фразовая речь. Чем меньше запас слов, беднее фразовая речь, тем чаще встречаются всевозможные замены одних звуков другими. Это характерно для детей с задержкой развития речи и требует пристального внимания воспитателя. Только с развитием словаря и фразовой речи будет улучшаться и стабилизироваться произношение звуков.

Воспитатель, прислушиваясь к речи детей во время игр, занятий и в повседневной жизни, может выявить такие особенности, как недостаточность словаря, неумение правильно строить фразу, неустойчивое произношение звуков, заикание. После этих наблюдений общего порядка необходимо проверить речь каждого ребенка на специально подобранном материале, используя для этого сюжетные картинки для обследования фразовой речи, предметные картинки для обследования свистящих (с, с', з, з', ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, л', р, р'), звонких (в, б, д, г) звуков.

На основании данных индивидуального обследования, записанных в тетрадь, составляется сводная таблица состояния речи детей всей группы, в которой в дальнейшем будут отмечаться все ее изменения.

запас слов. Необходимо, чтобы ребенок сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет ни заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Воспитатель приучает детей быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова (электричество, аквариум, милиционер и др.).

Грамматический строй. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). Задача воспитателя — научить детей ясно выражать свои мысли; согласовывать слова в предложении; полно и правильно строить предложения при рассказывании и пересказе; правильно пользоваться союзами и союзными словами.

Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...