ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ.
статья

Гришина Татьяна Петровна
ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ. Первая задача национального проекта « Образование»— обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В частности — вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Но становление личности ребенка во многом зависит от семейного воспитания. Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_s_r_o.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ.

        Первая задача национального проекта « Образование»— обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В частности — вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.  Но  становление личности ребенка во многом зависит от семейного воспитания.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Ученые-психологи выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обуславливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (И. Лангмейер, З. Матейчек, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.).

Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (A.B. Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович). И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы).

Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания.

Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой содержится обоснование еще двух факторов:

- постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Являясь малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев).

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. В народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой собран исторический опыт домашне-семейного воспитания (Г.Н.Волков и др.) .

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к Х-ХIV вв., отечественных сборников ХIV-ХIХ вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.И.Пирогова (1810-1881), Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д.Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (18591939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Ученые (П.Ф.Каптерев, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Современные родители осуществляют сегодня воспитательную функцию в условиях возрастания социально-психологической неуверенности людей в своем будущем. Ситуация экономического давления расшатывает институт семьи. В современных условиях происходят процессы трансформации семьи, отмечаемые социологическими, экономическими, психологическими и другими научными данными, что приводит к формированию иной ее структуры (система внутрисемейных отношений, состав семьи). Эти процессы проявляются в тенденциях нуклеаризации современной семьи (отделение молодой семьи от старшего поколения), сокращении числа детей (малодетности), эгалитаризации (равенства) внутрисемейных отношений. Ряд авторов говорят об отмирании института главы семьи в прежнем смысле, некоторые вкладывают в это понятие новое содержание, отдавая главенство не одному, а всем членам семьи.

Характерной особенностью современного семейного института является чрезвычайная его нестабильность. По мнению доктора психологических наук А.Б. Орлова, современная семья становится своеобразной экспериментальной лабораторией человеческих отношений, где люди экспериментируют на своих собственных жизнях и жизнях других людей. Проведение опросов родителей в дошкольных учреждениях, где в числе других вопросов был: «Удовлетворены ли вы своей семейной жизнью?», до 35-40% отвечающих не дают утвердительного ответа на него. Это значит, что риск эмоционального напряжения в межличностных семейных отношениях достаточно высок .

Как показывают социально-психологические и социально- педагогические исследования, отмечаемые тенденции в развитии семейного института приводят к уменьшению его педагогического потенциала и сокращению его адаптационных резервов. Это в свою очередь, вызывает нарушения в детско-родительских отношениях, ведет к увеличению числа дисфункциональных семей (Л.Ф. Безлепкина, Н.Я. Соловьев, А.Б. Орлов, Н.М. Римашевская, Н.В. Самоукина и др.).

Таким образом, семья – это уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» (3. Матейчек), поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека. Не случайно среди специалистов в области семейного воспитания считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.

Ценность личности как раз и состоит в том, что личность потому и личность, что утверждает нравственные начала, независимо от условий, проявляет себя по-граждански в любой среде. Ребенок сам творит себя. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему в полную меру развить свои способности. Процесс становления детской души тонок и требует определенной гибкости со стороны воспитателей. Особенно если дело касается чувств ребенка, его личных привязанностей. В воспитании нельзя пренебрегать никакими малостями. «Мелочей в воспитательной работе не бывает и быть не может, - отметил К.Д. Ушинский. - Ведь здесь речь идет об одном из самых сложных и ответственных дел - о формировании человеческих душ и характеров, о закалке сердец и умов строителей будущего!»

Сила любви к человеку особым светом освещает подлинно счастливое воспитание, мы имеем в виду и любовь к детям, и непременно ответное их чувство. Их способность сделать нас счастливыми. Их готовность получить наслаждение от принесения радости другим; родным, близким, товарищам, обществу. Труд, нравственно-гражданский поступок во имя Родины, коллектива, семьи, товарищей. Чем ярче жизнь воспитанника, чем больше позитивных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Детство является особым психическим состоянием, в котором чувства и разум слиты: постоянные открытия, неуемная энергия, готовность переносить трудности. Решения приходят мгновенно, открытия совершаются на каждом шагу. Становление личности напоминает в чем-то полет птицы в весеннюю пору: вроде знает куда летит, а вроде бы и нет - то, набрав высоту, камнем падает вниз, то стремительно уносится под облака. Удивительная концентрация радости, нескованной силы, энергии!

Если мы хотим приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, нужно сбросить с себя «взрослость», чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.

Порой мы забываем свое детство, свою юность и потому не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте. Надо быть интересным для своих детей. И пусть наша помощь детям и советы не будут навязчивы.

Всю жизнь мы воспитываем наших детей, а они воспитывают нас. Вернее, мы сами себя воспитываем под влиянием наших детей. Чтобы оставаться им нужными всегда: когда они, став взрослыми, будут находить у нас понимание, мудрость, духовную близость.


Список используемых источников.

1. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г.

2. М. Хонекер «Семья как фактор формирования личности подростка». М., 1979 г.

3. Ю.П. Азаров «Семейная педагогика». Политиздат 1985 г.

4. Абульханова - Славская К.А. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005.

6.Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие.— М.: Академия, 2005.

7. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М.: Педагогика, 1998.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

9. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.— М.: Педагогика, 1989.

10. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.         - М.: Педагогика, 1989.

11.Воспитание детей в неполной семье / [З. Марова, З. Матейчек, С. Радванова и др.]; Общ. ред. и послесл. Ершовой Н.М. - М.: Прогресс, 1980.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008.

13. Макаренко: альманах / Под ред.: С.С. Невской; гл. ред.: А. Кушнир. - Москва: Народное образование, 2008.

14. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Соч.: В 5 т.— Киев, 1980. — Т. V.

15. Семейный кодекс Российской Федерации и федеральные законы «Об опеке и попечительстве», «Об актах гражданского состояния». / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

«Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»

Эссе на тему «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию кар...

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей»

Президент РФ Владимир Владимирович Путин  7мая 2018 года подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024года». В этом доку...

"ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА"

quot;ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НА...

Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно - нравственных ценностей и культурных традиций в МДОУ "Березка " р.п. Новые Бурасы

Воспитание и развитие  личности дошкольника   на основе  духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций  ...