Программа дополнительной образовательной деятельности по бумагопластике "Фантазии из бумаги"
учебно-методическое пособие

Уретя Татьяна Александровна

Кружок "Фантазии из бумаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_bumagoplastike.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное  учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки)

Программа дополнительной образовательной деятельности

по бумагопластике

«Фантазии из бумаги»

Подготовила:

Воспитатель:

Уретя Т.А.

г.Долгопрудный 2018

Пояснительная записка

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд».

Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя наокружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.

Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.

Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.

Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.

В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.

Актуальность программы

Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность вработе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.

Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.

Цель программы - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластике.

Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность. Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

Задачи программы

Задачи в обучении:

• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.

• Познакомить с различными техниками работы с бумагой.

• Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.

задачи в развитии:

• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.

• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.

• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.

• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Задачи в воспитании:

• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

Категория обучающихся по программе: возраст 5-7 лет.

Срок реализации программы: 1 год; 16 часов.

Форма обучения: групповая.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты реализации программы:

• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

• познакомятся с основами знаний в области композиции,

формообразования;

• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).

• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;

• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).

• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;

• научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективныхработ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.

Содержание программы

Учебно-тематический план кружка «Бумагопластика»

Октябрь. Различные виды бумаги и ее свойства.

1.Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги) и бабочкой (оригами) 

2.Натюрморт «Фрукты в вазе» из бумажной тарелки и салфеток (комкование) 

3.«Ежик» (гофрирование цветной бумаги)

4.«Золотая осень» -коллективная работа (рваная бумага, мятая бумага, витая спираль, торцевание)

Ноябрь.

 5.«Ветка с осенними листьями» (ветка- скручивание бумаги; листья—гофрирование) 

6«Лукошко с грибами» (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы - оригами; улитка- скручивание в жгутик)

7.«Аквариум с рыбками» из коробки из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание) 

8. Подарок ко Дню Матери «Рамка для портрета» из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание) 

9.Коллективная работа

«Жар-птица» (оригами,гофрирование, комкование, квилинг) 

Декабрь. Собака - символ года (оригами) 

10. Елочная игрушка-шар из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание) 

11. Открытка новогодняя (елочка - оригами из ажурной бум. салфетки) 

12. Коллективная работа

«Новый год в зимнем лесу» (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами) 

Январь. 

13. «Рождественский ангелок» (оригами и гофрирование) из ажурной бум. салфетки.

14.«Снеговик» (комкование, торцевание из белой салфетки) 

15.«Снегирь на ветке ели» (оригами и комкование) 

Февраль. 

16.«Зимний лес» (из мятых и рваных салфеток) 

17.«Валентинка» - открытка (складывание сердечка и цветка) 

18.«Танк» (оригами) 

19. «Корабль с матросом» - открытка для пап (оригами, волны-рваные полоски бумаги) 1 1

Март.

 20.«Тюльпаны в вазе» - открытка к 8 Марта (оригами) 

21.«Гиацинт в горшке» (торцевание) 

22.«Птица счастья» (оригами, гофрирование)

23. Коллективная работа «Грачи прилетели» (оригами) 

Апрель.

 24.«Ракета» (оригами)

25.«Космос» - коллективная работа (оригами, комкование салфеток)

26.«Пасхальное яйцо с цыпленком» (торцевание) 

27.«Цветок весенний» (квиллинг) 

Май.

28.Открытка к 9 Мая (звезда, гвоздики - оригами) 1 1

29.«Бабочки на лугу» (оригами) 1 1

30.«Ветка сирени» (торцевание) 1 1

31.«На пруду» (лебеди, лягушки, цветок лотоса, стрекоза-оригами; камыши-скручивание)

32.Коллективная работа

Методы применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);

- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);

- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);

- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.

Формы подведения итогов реализации программы

Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.

Список литературы:

1. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд» в детском саду».Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез Москва 2008 г.

2. Л. В КУцакова «Творим и мастерим».Серия: библотека программывоспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.

3. С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во«Литера» Санкт-Петербург 1998г.

4. Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.

5. И. И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.

6. Г. И. Долженко «100 оригами».Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2002 г.

7. Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги».Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2004 г.

8. И. Агапова и М. Давыдова «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ. ХХI век» Москва 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности Социально – педагогической направленности Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»

Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную  деятельность по направлению познавательное развитие личности.Возраст детей,  участвующих в реализации данной д...

Программа дополнительной образовательной деятельности. физкультурно-оздоровительной направленности. для детей 5-7 лет "Баскетбол"

программа развития двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол. тематический план к программе, презентация программы "Басектбол" для родителей....

программа дополнительного образовательной деятельности "Кружок самоцветы" (изобразительная деятельность)

Пояснительная запискаКружковая работа - это оригинальный способ организации деятельности дошкольников в составе малой группы (10) человек при участии педагога, инициирующего творческий характер деятел...

Программа дополнительно – образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к истокам русского народного творчества средствами театрализованной деятельности. «КУКЛЯНДИЯ»

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не толь...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...