Педагогические возможности использования «Даров Ф. Фребеля» в организации работы дошкольных учреждений и воспитании детей дошкольного возраста.
консультация

Кабанова Марина Владимировна

Фридрих Фрёбель, известный немецкий педагог XIX века, инициатор создания первых массовых детских садов в Германии, считал игру ядром педагогики детского сада. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel_i_ego_dary.docx294.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические возможности использования «Даров Ф. Фребеля» в организации работы дошкольных учреждений и воспитании детей дошкольного возраста.

Фридрих Фрёбель, известный немецкий педагог XIX века, инициатор создания первых массовых детских садов в Германии, считал игру ядром педагогики детского сада. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фрёбель предложил шесть «даров» - ряд игр, с которыми мать, а затем и педагог должны последовательно знакомить ребенка, переходя от простых игр к более сложным. Эти «дары» представляли систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их составляющими. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских «построек».

Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля" (рис.1)

Рис.1

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей (первоначально было всего шесть видов образовательных материалов).

Модуль 1 «Шерстяные мячики» (с 3месяцев до 4лет).

Цель применения: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Вариант использования: игра «Маятник».

Цель: учить ребенка ориентироваться в пространстве.  

Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения.

Модуль 2 «Основные тела» (2-4года).

Цель применения: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Вариант использования: дидактическая игра «Колобок».

Цель: познакомить с геометрическими фигурами и их свойствами

Вспоминаем сказку «Колобок», затем выбираем подходящую фигуру на роль Колобка. Предложить детям скатить фигуры с возвышенности и определить, что подойдет на роль Колобка.

Модуль 3 «Куб из кубиков» (3-4 года).

Цель применения: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.

Модуль 4 «Куб из брусков» (куб, разделенный на 8 плиток), (3-4 года).

Цель применения: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

Модуль 5 «Кубики и призмы» (от 4 лет).

Цель применения: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики» (от 5 лет).

Цель применения: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения.

Вариант использования (третий, четвертый, пятый и шестой дар): дидактическая игра «Разноцветные домики».

Цель: закреплять умение употреблять уменьшительно – ласкательные формы существительных.

Строительство дома для великана и домика для гномика, постройка мебели для них.

Модуль 7 «Цветные фигуры» (от 4 лет).

Цель применения: используется  для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

Модуль 8 «Палочки» (от 4 лет).

Цель применения: демонстрирует линию и вводит понятие длины, используется для введения идеи периметра.

Вариант использования: дидактическая игра «Солдаты на параде».

Цель: закрепление умения называть порядковые числительные.

Построй солдат на парад, называй их по порядку: первый солдат, второй солдат и т. д.

Модуль 9 «Кольца и полукольца» (от 5 лет).

Цель применения: представляет идею кривой. Используется для введения идеи края цилиндра.

Модуль 10 «Фишки» (от 5 лет).

Цель применения: демонстрирует, что линия состоит из точек, используется для конструирования.

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»; Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

Модуль 13 (5B) «Башенки; Модуль 14 (5Р) «Арки и цифр» (от 4 лет).

Цель применения: социально-коммуникативное развитие (игра «Золушка», «Итальянское кафе», «Настроение» и т.д.) , познавательное развитие (игра "Космос", "Морские обитатели", "На лугу" и т.д.),  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие  (игра "В лес", "За окном", "Украшаем ёлку" и т.д.), физическое развитие ( игра «Волшебный мяч», «Ловец жемчуга», «Охрана зрения» и т.д.).

Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован: в самостоятельной деятельности детей, в образовательной деятельности в режиме дня, в организованной образовательной деятельности, на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Может применяться при работе с одаренными детьми и детьми ОВЗ.

Может использоваться в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физическому развитию, музыкального руководителя.

Пример плана интегрированного образовательного процесса, в подготовительной к школе группе ДОУ,  на два дня,  с использованием игрового комплекта.

Деятельность в ходе режимных моментов

ООД

Интеграция

Образовательные области

Интегриров-е формы                  образ -ной деятельности

Понедельник

Строительные игры. Индивидуальная работа по ознакомлению с пространственными отношениями-игра «Бусы рассыпались» (набор №J1).

Познавательное развитие. Ознакомление с пространственными отношениями.  «Путешествие по городам» (набор № 3, 4, 5, 5в, 6).

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Игровые обучающие ситуации.

Экскурсия по городу.

Музыкальное развитие ( муз. игра «Карусели», набор№1).

Подвижная игра «Ловишка» (набор №1, J1).

Физическое развитие.

Вторник

Предварительная работа-игра на обогащение словаря «магазин» (набор№7).

Обучение грамоте («Придумай слово», набор№7).

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Игровые обучающие ситуации.

Творческая мастерская.

Проектная мастерская.

Коллективные строительные игры – «Построй теремок» (набор № 3, 4, 5, 5в, 6).

Конструирование.

Игра «настроение» (набор№9, 10).

Познавательное развитие. Окружающий мир. (Игра «Семья», набор № 7, 8, 9, 10).

Список использованной литературы.

  1. Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У - Фактория, 2005, 248с.
  2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...

Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей та...

Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...

30 ноября в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитатели  Котыхова ...