Главные вкладки

    Педагогические возможности использования «Даров Ф. Фребеля» в организации работы дошкольных учреждений и воспитании детей дошкольного возраста.
    консультация

    Кабанова Марина Владимировна

    Фридрих Фрёбель, известный немецкий педагог XIX века, инициатор создания первых массовых детских садов в Германии, считал игру ядром педагогики детского сада. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл frebel_i_ego_dary.docx294.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогические возможности использования «Даров Ф. Фребеля» в организации работы дошкольных учреждений и воспитании детей дошкольного возраста.

    Фридрих Фрёбель, известный немецкий педагог XIX века, инициатор создания первых массовых детских садов в Германии, считал игру ядром педагогики детского сада. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.

    Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фрёбель предложил шесть «даров» - ряд игр, с которыми мать, а затем и педагог должны последовательно знакомить ребенка, переходя от простых игр к более сложным. Эти «дары» представляли систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их составляющими. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских «построек».

    Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля" (рис.1)

    Рис.1

    Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

    Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей (первоначально было всего шесть видов образовательных материалов).

    Модуль 1 «Шерстяные мячики» (с 3месяцев до 4лет).

    Цель применения: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

    Вариант использования: игра «Маятник».

    Цель: учить ребенка ориентироваться в пространстве.  

    Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения.

    Модуль 2 «Основные тела» (2-4года).

    Цель применения: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

    Вариант использования: дидактическая игра «Колобок».

    Цель: познакомить с геометрическими фигурами и их свойствами

    Вспоминаем сказку «Колобок», затем выбираем подходящую фигуру на роль Колобка. Предложить детям скатить фигуры с возвышенности и определить, что подойдет на роль Колобка.

    Модуль 3 «Куб из кубиков» (3-4 года).

    Цель применения: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.

    Модуль 4 «Куб из брусков» (куб, разделенный на 8 плиток), (3-4 года).

    Цель применения: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

    Модуль 5 «Кубики и призмы» (от 4 лет).

    Цель применения: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.

    Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики» (от 5 лет).

    Цель применения: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения.

    Вариант использования (третий, четвертый, пятый и шестой дар): дидактическая игра «Разноцветные домики».

    Цель: закреплять умение употреблять уменьшительно – ласкательные формы существительных.

    Строительство дома для великана и домика для гномика, постройка мебели для них.

    Модуль 7 «Цветные фигуры» (от 4 лет).

    Цель применения: используется  для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

    Модуль 8 «Палочки» (от 4 лет).

    Цель применения: демонстрирует линию и вводит понятие длины, используется для введения идеи периметра.

    Вариант использования: дидактическая игра «Солдаты на параде».

    Цель: закрепление умения называть порядковые числительные.

    Построй солдат на парад, называй их по порядку: первый солдат, второй солдат и т. д.

    Модуль 9 «Кольца и полукольца» (от 5 лет).

    Цель применения: представляет идею кривой. Используется для введения идеи края цилиндра.

    Модуль 10 «Фишки» (от 5 лет).

    Цель применения: демонстрирует, что линия состоит из точек, используется для конструирования.

    Модуль 11 (J1) «Цветные тела»; Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

    Модуль 13 (5B) «Башенки; Модуль 14 (5Р) «Арки и цифр» (от 4 лет).

    Цель применения: социально-коммуникативное развитие (игра «Золушка», «Итальянское кафе», «Настроение» и т.д.) , познавательное развитие (игра "Космос", "Морские обитатели", "На лугу" и т.д.),  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие  (игра "В лес", "За окном", "Украшаем ёлку" и т.д.), физическое развитие ( игра «Волшебный мяч», «Ловец жемчуга», «Охрана зрения» и т.д.).

    Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован: в самостоятельной деятельности детей, в образовательной деятельности в режиме дня, в организованной образовательной деятельности, на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Может применяться при работе с одаренными детьми и детьми ОВЗ.

    Может использоваться в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физическому развитию, музыкального руководителя.

    Пример плана интегрированного образовательного процесса, в подготовительной к школе группе ДОУ,  на два дня,  с использованием игрового комплекта.

    Деятельность в ходе режимных моментов

    ООД

    Интеграция

    Образовательные области

    Интегриров-е формы                  образ -ной деятельности

    Понедельник

    Строительные игры. Индивидуальная работа по ознакомлению с пространственными отношениями-игра «Бусы рассыпались» (набор №J1).

    Познавательное развитие. Ознакомление с пространственными отношениями.  «Путешествие по городам» (набор № 3, 4, 5, 5в, 6).

    Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Игровые обучающие ситуации.

    Экскурсия по городу.

    Музыкальное развитие ( муз. игра «Карусели», набор№1).

    Подвижная игра «Ловишка» (набор №1, J1).

    Физическое развитие.

    Вторник

    Предварительная работа-игра на обогащение словаря «магазин» (набор№7).

    Обучение грамоте («Придумай слово», набор№7).

    Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Игровые обучающие ситуации.

    Творческая мастерская.

    Проектная мастерская.

    Коллективные строительные игры – «Построй теремок» (набор № 3, 4, 5, 5в, 6).

    Конструирование.

    Игра «настроение» (набор№9, 10).

    Познавательное развитие. Окружающий мир. (Игра «Семья», набор № 7, 8, 9, 10).

    Список использованной литературы.

    1. Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У - Фактория, 2005, 248с.
    2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

    Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

    Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

    Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...

    Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

    Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей та...

    Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

    Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

    доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

    laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...