Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
рабочая программа (подготовительная группа)

Курбанова Лилия Рашитовна

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад»

623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Нефтяников,10. Тел.: (834394)9-24-58, e –mail: madou52@mail.ru

СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом

МАДОУ ЦРР – детский сад

Протокол №__ от __________2020г.

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующим МАДОУ ЦРР –детский сад        

________________ Т.М. Медведева

Приказ №____ от_________ 2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

 программа естественно-научной направленности

«Юные исследователи»

Возраст обучающихся: 5 - 7лет

Срок реализации - 2 года

Составитель:

Курбанова Лилия  Рашитовна

воспитатель, ВКК

Красноуфимск

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»        

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи  реализации  программы

5

1.3.

Содержание программы

7

1.4

Планируемые результаты

14

2.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

15

2.1.

Календарный учебный график

15

2.2.

Условия реализации программы

21

2.3

Формы аттестации

21

2.4.

Оценочные материалы

21

2.5

Методические материалы

24

2.6

Список литературы

25

Аннотация

26

Сведения о разработчике

26

Раздел №1. «Комплекс основных характеристикПрограммы»

  1. Пояснительная записка

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи» (далее Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад» (далее МАДОУ ЦРР – детский сад).

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.  

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.  Исследовательская  деятельность  вызывает  огромный  интерес  у  детей, так как  предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?»

Н.Н Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать, и я пойму».

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования.

Актуальность Программы.На сегодняшний день особую популярность приобретает детскоеэкспериментирование. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Направленность–естественно-научная.

Педагогическая целесообразностьсостоит в том, что в процессе реализации Программы на основании предложенного материала, позволит детям, давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности –связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей,основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, организовать посильную, интересную и адекватную возрасту экспериментально-исследовательской деятельность для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Отличительные особенности. Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности  и постепенности.

Новизна Программы заключается в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;  в создании специально организованной развивающей предметно- пространственной среды.Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности  и постепенности.

Сроки освоения Программы.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7лет. Общее количество академических часов в год – 36. Срок реализации  два года - 72 часа.

Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 для учреждений дошкольного образования.

Образовательная деятельность

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная к школе группа

(дети 6-7 лет)

Длительность

25 мин.

30

Количество в неделю

1

1

Объем Программы

36часов

36часов

  1. Цель и задачи  Программы

Цель Программы:

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при  проведении физических экспериментов.

Развивающие:

  • развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие;
  • развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
  • развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

Воспитательные:

  • развивать  социальные  навыки:  умение работать  в  коллективе,  договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
  • Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  • Формировать познавательные действия, становление сознания.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать;
  • обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому( схематизация, символизация)
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
  • самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Программа основывается на следующих принципах:

принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);

  • принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
  • принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
  • принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат);
  • принципрефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;
  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.

  1. Содержание Программы

Учебно-тематический план 1 год обучения (5-6 лет)

Название темы

Количество часов

Формы организации занятия

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1 блок «Природа»

Вода, её свойства, значение в жизни человека, животных, растений.

1

«Что такое опыт?»

1

0,5

0,5

Беседа «Знакомство с понятием опыт»

Обсуждение этапов и правил проведения опытов.

Составление карты-схемы проведения опыта (эксперимента).

Знакомство детей с карточками –символами.

Знакомство детей с приборами.. Закрепление правил безопасности при работе с оборудованием.

Диалог по содержанию занятия.

2

«Вода и ее свойства»

1

0.5

0.5

Беседа

Знакомство со свойствами воды.  

Опыт

Оформление картотеки опытов

3

«Три состояния воды»

1

0.5

0.5

Беседа - рассуждение

Опыт

Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа.

Оформление картотеки опытов

4

Путешествие капельки

1

0.5

0.5

Рассматривание глобуса, наблюдение, психогимнастика, опыты с водой.

Выставка рисунков

Воздух – невидимка, свойства воздуха

5

«Воздух»

1

0.5

0.5

Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок

Оформление книги опытов

6

Опыт «Воздух всегда в движении»

1

0.5

0.5

Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа.

Оформление картотеки опытов

7

Опыт «Сколько весит воздух?»

1

0.5

0.5

Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками.

Оформление картотеки опытов

8

Опыт  «Сухой из воды»

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок.

Оформление фотовыставки опытов

Растения -  живые организмы и их воздействие с окружающей средой

9

Опыт«Растения пьют воду»

1

0.5

0.5

Беседа, рассматривание картин, загадки, опыты,

Моделирование

Оформление книги опытов

10

Нужен ли корням воздух?

Опыт «Разноцветный сельдерей»

1

0.5

0.5

Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога.

Выставка рисунков

11

Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Оформление книги опытов

12

Опыт «Сделать радугу дома»

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение.

Моделирование

Оформление фотовыставки опытов

2 блок «Физика»

«Магнетизм»

13

«Испытание

Магнита»

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, составление схемы, обобщение.

Оформление картотеки опытов

14

Магнит и разные материалы

1

0.5

0.5

Беседа, опыт, игры на магнитной доске.

Оформление картотеки опытов

15

Компас – прибор для определения сторон света

1

0.5

0.5

Рассматривание фотографий, опыты, обобщение

опыты с компасом

Оформление картотеки опытов

16

Опыт «Магнит-проводник»

1

0.5

0.5

Дидактическая игра, экспериментирование, обобщающая беседа

Фотоотчет

«Волшебные превращения»

17

«Невидимые чернила»

1

0.5

0.5

Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками.

Выставка рисунков

18

Вырастить драгоценность

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Выставка кристаллов

19

Вырастить драгоценность

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Выставка кристаллов

20

Пизанская башня

1

0.5

0.5

Экспериментирование, работа со схемами-памятками

Оформление картотеки опытов

«Электричество»

21

«Помоги Золушке»

1

0.5

0.5

Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра.

Оформление картотеки опытов

22

«Волшебная расческа»

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение.

Моделирование

Оформление картотеки опытов

23

«Почему лампочка светит?»

1

0.5

0.5

Беседа

Просмотр обучающих презентаций

Эксперимент

Фотоотчет

24

«Как увидеть молнию?»

1

0.5

0.5

Решение проблемной ситуации

Опыт- эксперимент

Чтение энциклопедий

Оформление картотеки опытов

3 блок «Астрономия»

Космос

25

«В гостях у гнома астронома»

1

0.5

0.5

Рассматривание  карты звездного неба, беседа, опыты с компасом, подведение итога.

Оформление картотеки опытов

26

Опыт «Космос в стакане»

1

0.5

0.5

Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций

опыты

Оформление картотеки опытов

27

Реактивный воздушный шарик

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Оформление картотеки опытов

28

Опыт «Работа в космосе»

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога

Фотоотчет

«Неизведанная вселенная»

29

«Созвездия»

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  рассматривание карты звездного неба, беседа, опыты

Оформление картотеки опытов

30

Опыт «Делаем облако»

1

0.5

0.5

Экспериментирование, работа со схемами-памятками

Оформление картотеки опытов

31

Опыт «Дневные звезды»

1

0.5

0.5

Экспериментирование, работа со схемами-памятками

Оформление картотеки опытов

32

Космические загадки ученым

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.

Выставка рисунков

«Солнечная система»

33

«Как Солнце по небу путешествует».

1

0.5

0.5

Наблюдения

Решение проблемных   ситуаций;

Чтение книг

Оформление картотеки опытов

34

 «Солнце: хорошо-плохо»;

1

0.5

0.5

Опыт

Просмотр обучающих презентаций

Оформление картотеки опытов

35

Игровое задание «Что мы знаем о Солнце?»;

1

0.5

0.5

Малоподвижная игра;

Чтение энциклопедий,  Просмотр обучающих презентаций

, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.

Выставка рисунков

36

«Солнечная система»

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.

Оформление картотеки опытов

Итого часов

36

18

18

Учебно-тематический план 2 год обучения (6-7 лет)

Название темы

Количество часов

Формы организации занятия

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1 блок «Природа»

Вода, её свойства, значение в жизни человека, животных, растений.

1

«Что такое опыт?»

1

0,5

0,5

Беседа « Понятие опыт»

Обсуждение этапов и правил проведения опытов.

Составление карты-схемы проведения опыта (эксперимента).

Знакомство детей с приборами. Повторение правил безопасности при работе с оборудованием.

Диалог по содержанию занятия. Составление схем.

2

«Профессор Почемучкин»

1

0.5

0.5

Беседа

Знакомство со свойствами воды.  

Опыт  

Просмотр мультфильма. Составление рассказа по теме.

3

«Круговорот воды в природе»

1

0.5

0.5

Беседа - рассуждение

 Опыт

Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа.

Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе»

4

Опыт «Дождик»

«Размер капли»

1

0.5

0.5

Наблюдение, психогимнастика, опыты с водой.

Выставка рисунков

Научные открытия

5

Просмотр обучающего видео  «Зачем нужен воздух»

1

0.5

0.5

Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок

Пополнение и оформление групповой лаборатории.

6

Художественная литература «Непоседа ветерок»

1

0.5

0.5

Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа. «Дидактические сказки о безопасности» Лыкова И.А., Шипунова В.А.

Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию

7

Опыт «Парашют»

1

0.5

0.5

Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками.

Оформление картотеки опытов

8

Просмотр презентации «Научные достижения человечества».

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок.

Оформление фотовыставки

Растения -  живые организмы и их воздействие с окружающей средой

9

«Любознайка»- как растут растения в ускоренной сьемке

1

0.5

0.5

Беседа, просмотр познавательного фильма, загадки, опыты,  

Вставка продуктов детского творчества

10

Опыт «Испарение растений»

1

0.5

0.5

Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога.

Изготовление схем-карточек

11

Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка»

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Выставка работ

12

«Волшебные стеклышки»- работа с микроскопам

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение.

Расширить знания со строением микроскопа

Оформление результата исследования

2 блок «Физика»

«Магнетизм»

13

Просмотр презентации «Научные достижения человечества»

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, просмотр презентации, обобщение.

Беседа о науке

14

«Парящий самолет» опыт

1

0.5

0.5

Беседа, опыт, игры на магнитной доске.

Оформление результата работы

15

Компас – прибор для определения сторон света

1

0.5

0.5

Рассматривание фотографий, опыты, Работа с компасом на участке

Решение проблемной ситуации

16

Опыт «Магнит рисует»

0.5

0.5

Дидактическая игра, экспериментирование, обобщающая беседа

Фотоотчет

«Волшебные превращения»

17

«Пузырьки -спасатели»

1

0.5

0.5

Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками.

Рисование карточек- схем

18

«Шар – ракета»

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Ответы на вопросы

19

Профессор Почемучкин

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Выводы

20

«Как проткнуть шарик без вреда для него»

1

0.5

0.5

Экспериментирование, работа со схемами-памятками

Оформление результата работы

«Научные открытия»

21

«Мыльные пузыри»

1

0.5

0.5

Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра.

Решение проблемных ситуаций

22

«Извержение»

1

0.5

0.5

Беседа, опыты, дидактическое упражнение.

Моделирование

Выставка изделия

23

«Пена»

1

0.5

0.5

Беседа

Просмотр обучающих презентаций

Эксперимент

Фотоотчет

24

«Разноцветные ручейки с маслом»

1

0.5

0.5

Решение проблемной ситуации

Опыт- эксперимент

Чтение энциклопедий

Результат проделанной работы

3 блок «Астрономия»

Космос

25

«В гостях у гнома астронома»

1

0.5

0.5

Рассматривание  карты звездного неба, беседа, подведение итога.

Просмотр презентации

26

Опыт «Далеко-близко»

1

0.5

0.5

Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций

опыты

Оформление результата опыта

27

«Голубое небо»

1

0.5

0.5

Имитация научной лаборатории

Оформление картотеки опытов

28

Опыт «По кривой»

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога

Фотоотчет

«Неизведанная вселенная»

29

«За горизонтом»

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  рассматривание карты, беседа, опыты

Анализирует, делает умозаключение

30

Опыт «Разноцветные огоньки»

1

0.5

0.5

Экспериментирование, работа со схемами-памятками

Оформление рисунков

31

Опыт «Полярное сияние»

1

0.5

0.5

Экспериментирование, работа со схемами-памятками

Составляет план действий

32

Космические загадки ученым

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.

Выставка рисунков

«Солнечная система»

33

Профессор Почемучкин

1

0.5

0.5

Наблюдения

Решение проблемных   ситуаций;

Чтение книг

Просмотр познавательного мультфильма

34

«Полярное сияние»

1

0.5

0.5

Опыт

Просмотр обучающих презентаций

Оформление карты- схемы

35

«Сигнал со спутника»

1

0.5

0.5

Малоподвижная игра;

Чтение энциклопедий,  Просмотр обучающих презентаций

, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.

Выставка рисунков

36

«Солнечная» лаборатория»

1

0.5

0.5

Чтение энциклопедий,  беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.

Фотоотчет

Итого часов

36

18

18

  1. Планируемые результатыосвоения Программы

Ожидаемый результат реализации Программы: у  детей 5-6 лет (1-й год обучения)

- сформированы  естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;

- сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;

-проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативук детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания;

- умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;

- планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата;

- соблюдает  правила техники безопасности  при выполнении экспериментов;

- сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат реализации Программы: у  детей 6-7лет (2-й год обучения)

- сформированы умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

- развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

- сформированы умения по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. видит несоответствие цели и действий и корректирует свою деятельность.

- развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Раздел №2.Комплекс организационно- педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

1 год обучения (5-6лет)

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

1 неделя

25

групповое

1

«Что такое опыт?»

Групповое помещение

Диалог по содержанию занятия.

2

2 неделя

25

групповое

1

«Вода и ее свойства»

Кабинет педагога-психолога

Оформление картотеки опытов

3

3 неделя

25

групповое

1

Три состояния воды.

Музыкально-спортивный зал

Оформление картотеки опытов

4

4 неделя

25

групповое

1

Путешествие капельки

Групповое помещение

Выставка рисунков

5

Октябрь

1 неделя

25

групповое

1

«Воздух»

Групповое помещение

Оформление книги опытов

6

2 неделя

25

групповое

1

Воздух всегда в движении

Групповое помещение

Оформление книги опытов

7

3 неделя

25

групповое

1

«Сколько весит воздух?»

Групповое помещение

Оформление книги опытов

8

4 неделя

25

групповое

1

«Сухой из воды»

Музыкально-спортивный зал

Оформление книги опытов

9

Ноябрь

1 неделя

25

групповое

1

Растения пьют воду

Групповое помещение

Оформление книги опытов

10

2 неделя

25

групповое

1

Нужен ли корням воздух?

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

11

3 неделя

25

групповое

1

Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

12

4неделя

25

групповое

1

Опыт «Сделать радугу дома»

Групповое помещение

Оформление фотовыставки опытов

13

Декабрь

1 неделя

25

групповое

1

«Испытание магнита»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

14

2 неделя

25

групповое

1

Магнит и разные материалы

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

15

3 неделя

25

групповое

1

Магнит и разные материалы

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

16

4 неделя

25

групповое

1

Компас – прибор для определения сторон света

Групповое помещение

Фотоотчет

17

Январь

1 неделя

25

групповое

1

«Невидимые чернила»

Групповое помещение

Выставка рисунков

18

2 неделя

25

групповое

1

Вырастить драгоценность

Групповое помещение

Выставка кристаллов

19

3 неделя

25

групповое

1

Вырастить драгоценность

Групповое помещение

Выставка кристаллов

20

4 неделя

25

групповое

1

«Пизанская башня»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

21

Февраль

1 неделя

25

групповое

1

«Помоги Золушке»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

22

2 неделя

25

групповое

1

«Волшебная расческа»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

23

3 неделя

25

групповое

1

«Почему лампочка светит?»

Групповое помещение

Фотоотчет

24

4 неделя

25

групповое

1

«Как увидеть молнию?»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

25

Март  

1 неделя

25

групповое

1

«В гостях у гнома астронома»

Кабинет педагога-психолога

Оформление картотеки опытов

26

2 неделя

25

групповое

1

Опыт «Космос в стакане»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

27

3 неделя

25

групповое

1

Реактивный воздушный шарик

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

28

4 неделя

25

групповое

1

Опыт «Работа в космосе»

Музыкально-спортивный зал

Фотоотчет

29

Апрель

1 неделя

25

групповое

1

«Созвездия»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

30

2 неделя

25

групповое

1

Опыт «Делаем облако».

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

31

3 неделя

25

групповое

1

Опыт  «Дневные звезды»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

32

4 неделя

25

групповое

1

Космические загадки ученым

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

33

Май

1 неделя

25

групповое

1

«Как Солнце по небу путешествует».

Музыкально-спортивный зал

Выставка рисунков

34

2 неделя

25

групповое

1

Опыт «День-ночь»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

35

3 неделя

25

групповое

1

«Что мы знаем о Солнце?»;

Групповое помещение

Выставка рисунков

36

4 неделя

25

групповое

1

Солнечная система»

Музыкально-спортивный зал

Оформление картотеки опытов

2 год обучения (6-7 лет)

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

1 неделя

30

групповое

1

«Что такое опыт?»

Групповое помещение

Диалог по содержанию занятия. Составление схем.

2

2 неделя

30

групповое

1

Профессор Почемучкин

Кабинет педагога-психолога

Просмотр мультфильма. Составление рассказа по теме.

3

3 неделя

30

групповое

1

Круговорот воды в природе

Музыкально-спортивный зал

Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе»

4

4 неделя

30

групповое

1

Опыт «Дождик»

«Размер капли»

Групповое помещение

Выставка рисунков

5

Октябрь

1 неделя

30

групповое

1

Просмотр обучающего видео «Зачем нужен воздух»

Групповое помещение

Пополнение и оформление групповой лаборатории.

6

2 неделя

30

групповое

1

Чтение художественной литературы «Непоседа ветерок»

Групповое помещение

Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию

7

3 неделя

30

групповое

1

Опыт «Парашют»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

8

4 неделя

30

групповое

1

Просмотр презентации «Научные достижения человека»

Музыкально-спортивный зал

Оформление фотовыставки

9

Ноябрь

1 неделя

30

групповое

1

«Любознайка» - как растут растения в ускоренной сьемке

Групповое помещение

Вставка продуктов детского творчества

10

2 неделя

30

групповое

1

«Испарение растений»

Групповое помещение

Изготовление схем-карточек

11

3 неделя

30

групповое

1

Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка»

Групповое помещение

Выставка Изготовление схем-карточек работ

12

4неделя

30

групповое

1

«Волшебные стекляшки» - работа с микроскопом

Групповое помещение

Оформление результатов исследований

13

Декабрь

1 неделя

30

групповое

1

Просмотр презентации «Научные достижения человечества»

Групповое помещение

Беседа о науке

14

2 неделя

30

групповое

1

«Парящий самолет» опыт

Групповое помещение

Оформление результата работы

15

3 неделя

30

групповое

1

Компас – прибор для определения сторон света

Групповое помещение

Решение проблемной ситуации

16

4 неделя

30

групповое

1

Опыт «Магнит рисует»

Групповое помещение

Фотоотчет

17

Январь

1 неделя

30

групповое

1

«Пузырьки-спасатели»

Групповое помещение

Рисование карточек- схем

18

2 неделя

30

групповое

1

«Ракета-шар»

Групповое помещение

Ответы на вопросы

19

3 неделя

30

групповое

1

Профессор Почемучкин

Групповое помещение

Выводы  

20

4 неделя

30

групповое

1

Как проткнуть шарик без вреда для него

Групповое помещение

Оформление результата работы

21

Февраль

1 неделя

30

групповое

1

«Мыльные пузыри»

Групповое помещение

Решение проблемной ситуации

22

2 неделя

30

групповое

1

«Извержение»

Групповое помещение

Выставка изделий

23

3 неделя

30

групповое

1

«Пена»

Групповое помещение

Фотоотчет

24

4 неделя

30

групповое

1

«Разноцветные ручейки с маслом»

Групповое помещение

Результат проделанной работы

25

Март  

1 неделя

30

групповое

1

«В гостях у гнома астронома»

Кабинет педагога-психолога

Просмотр презентации

26

2 неделя

30

групповое

1

Опыт «Далеко-близко»

Групповое помещение

Оформление результата опыта

27

3 неделя

30

групповое

1

«Голубое небо»

Групповое помещение

Оформление картотеки опытов

28

4 неделя

30

групповое

1

Опыт «По кривой»

Музыкально-спортивный зал

Фотоотчет

29

Апрель

1 неделя

30

групповое

1

«За горизонтом»

Групповое помещение

Анализирует, делает умозаключение

30

2 неделя

30

групповое

1

Опыт «Разноцветные огоньки».

Групповое помещение

Выставка рисунков

31

3 неделя

30

групповое

1

Опыт «Полярное сияние»

Групповое помещение

Составляет план действий

32

4 неделя

30

групповое

1

Космические загадки ученым

Групповое помещение

Выставка рисунков

33

Май

1 неделя

30

групповое

1

Профессор Почемучкин

Музыкально-спортивный зал

Просмотр познавательного мультфильма

34

2 неделя

30

групповое

1

Опыт «Полярное сияние»

Групповое помещение

Оформление карты-схемы

35

3 неделя

30

групповое

1

«Сигнал со спутника»

Групповое помещение

Выставка рисунков

36

4 неделя

30

групповое

1

«Солнечная лаборатория»

Музыкально-спортивный зал

Фотоотчет

2.2 Условия реализации Программы

В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение, музыкально спортивный зал, кабинет педагога-психолога.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач условия в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.

Методы, используемые для реализации работы кружка: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие  прояснить  ситуацию,  выдвинуть  гипотезу  и  понять  смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые  методы:

экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

Практические методы:

действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей,

пересыпание  сыпучих  материалов  позволяют  самостоятельно  овладеть  способами

познавательной деятельности;

Наглядные методы: схемы  проведения  к  опытам,  таблицы,  иллюстрации  природных  и  физических  явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.

Программа состоит из 3 блоков:

1блок – «Природа»

2 блок «Физика»

3 блок – «Астрономия»

2.3. Формы аттестации

Аттестация проходит методом наблюдения. Применяются следующие формы: оформление книги опытов, где обучающиеся могут использовать ее для дальнейшего развития и рассматривая ее в свободной деятельности. Творческий отчет перед детьми других групп и родителями.

2.4. Оценочные материалы

          Мониторинг детского развития осуществляется два раза в год(декабрь. май). Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.

Критерии

Показатели

Практическая готовность  к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

0-низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Уровень

Количество баллов

Высокий

5-6

Средний

4-5

Низкий

0-3

2.5. Методические материалы

1

Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, разного объема и формы

2

Пластмассовые трубочки

3

Пипетки,воронки,резиновые груши

4

Пластиковые тарелки, пластиковые стаканы, мерные ложки, мерные стаканчики

5

Красители: пищевые и непищевые

6

Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т.д.

7

Воздушные шары, соль, сахар

8

Увеличительное стекло (лупа), весы, песочные часы

9

Компас, магниты

10

Микроскоп

11

Фонарь, зеркало

12

Детские халаты,фартуки, салфетки, полотенца

13

Карточки - схемы проведения экспериментов

Условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.

Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников»

Энциклопедия «Занимательные опыты и эксперименты»

14

Батарейки, электрическая лампочка, кусочек меха, расческа

15

Глобус

Технические средства обучения

1

Мультимедийная система  

2

Ноутбук

3

Монитор

4

Флешка

2.6. Список литературы

  1. Веракса Н. Е., Галимов., О. Р. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников,., изд. «Мозаика Синтез», М.: 2012.
  2. Дженис Ван Клив., 200 экспериментов.-М.: изд. «АСТ-ПРЕСС»,1995.
  3. Деркунская В.А., Ошкина А.А., Игры- эксперименты с дошкольниками.,-М,: Центр педагогического образования, 2013.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: изд.Сфера, 2019.
  5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  6. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2013 .
  8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
  9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005.
  10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.

Интернет-ресурс

  1. http://luntiki.ru/blog/umnica/912.html
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/kvn-my-yeksperimentatory-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
  3. http://www.youtube.com/watch?v=4sAx6-WXSc8
  4. http://www.youtube.com/watch?t=24&v=sobQjdW0Jbw

Аннотация Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования естественно-научной направленности «Юные исследователи» реализуется в МАДОУ ЦРР – детский сад для воспитанников 5-7 лет, срок реализации – 2года.

Цель Программы:

Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Программа разработана с учетом специфики развития детей дошкольного возраста, определены целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка, содержание Программы направлено на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Сведения о разработчике

ФИО

Курбанова Лилия Рашитовна

Место работы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад»

Занимаемая должность

Воспитатель

Педагогический стаж

22 года

Стаж работы в данной ОО

22 года

Наличие квалификационной категории

Высшая квалификационная категория

Сведения об образовании (какое ОУ окончил (а) и когда специальность, квалификация, ученая степень (звание) и т. п.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимский педагогический колледж» город Красноуфимск  Свердловской области, 2017г. Воспитатель детей дошкольного возраста

Повышение квалификации

«Речевая деятельность детей раннего и дошкольного возраста: инновационные практики», ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», (16ч.), 2017.

«Современные педагогические технологии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ГАОУ ДПО СО «ИРО», 24 ч., 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

Пояснительная записка Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых ...

Аналитический отчёт о работе с воспитанниками по дополнительной общеобразовательной программе социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

20 мая 2017 годПодготовила:Давыденко Альбина Диасовна,воспитатель, МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» С 2014 года на основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» №225 от 02.09.2014г ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно - научной направленности "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию познавательной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...