Информационно-коммуникационные технологии
компьютерная программа

Юдичева Ольга Олеговна

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, сохранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, сохранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др.

Особую актуальность приобретает умение педагогов дошкольных учреждений работать в новой информационной образовательной среде с применением информационно-коммуникационных средств. Прежде всего, это:

  •  освоение средств ИКТ и анализ их дидактических возможностей;
  •  проектирование образовательного пространства, включающего новые виды познавательной деятельности, направленные на достижение результатов на основе средств ИКТ;
  • готовность педагога самостоятельно создавать или обоснованно формулировать технологическое задание на разработку средств ИКТ.

Существующие информационно-коммуникационные технологии позволяют ставить перед ребёнком дошкольного возраста познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и помогать ему решать их.

Мультимедийные презентации наглядно дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.

Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.

Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров, оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуатируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах:

– СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

– санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Как отмечено в данных документах, непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, для детей шести-семи лет — 15 минут.

Педагогу-психологу необходимо соблюдать при проведении занятий с использованием компьютеров следующие требования:

- занятие должно быть четко организовано и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;

- на занятии дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);

- на занятии не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;

- перед занятием должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

Программное обеспечение, которое может использовать педагог на занятии, разделяется на четыре основных класса для организации и поддержки инновационных форм реализации учебно-воспитательного процесса.

Творческие среды.

1. «Играй и создавай». В этой виртуальной творческой мастерской ребята найдут все необходимое для того, чтобы осуществить свои самые смелые дизайнерские проекты. В специальном редакторе можно легко и быстро создать и раскрасить плакаты, закладки, открытки, календари, канцелярские принадлежности, аксессуары для праздника и многое другое с изображением не только популярного супергероя Человека-паука, но и его знаменитых противников. Разработчик – AlternativeSoftware.

2. «Рисуем мультики. Смешарики». Разработчик – Мастер фильм.

3. «Маленький искатель в кукольном театре». Игра основана на творческой деятельности и построена по принципу «Я ищу» – отгадывая картинки-загадки и мастерски сложенные головоломки. Разработчик – компания Scholastic

Электронные образовательные ресурсы

1. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – http://www.bookarchive.ru/detskaja/razvitie/155949-sjuzhetno-rolevye-igry-dlja-detejj-doshkolnogo.html

2. На радость детям – http://www.happy-kids.ru/

3. Для заботливых родителей – http://www.fun4child.ru/

4. Школа семи гномов – http://shkola7gnomov.ru/

Обучающие программные продукты

1. Проект серии «Лунтик. Подготовка к школе», в которую вошли пять обучающих игр для детей в возрасте 5-7 лет — дошкольников и первоклассников. Здесь, играя и общаясь с любознательным лунным гостем и его друзьями, малыши познакомятся с английским алфавитом, научатся правильно произносить и писать некоторые английские слова, а также выучат цифры и цвета, дни недели и месяцы. Игровая серия создана в тесном сотрудничестве с авторами мультипликационного сериала — кинокомпанией СТВ и студией «Мельница». Разработчик – PipeStudio.

2. «Учим стихи» Обучающая игра с героями, которые знакомы детям и родителям по компьютерной игре «Невероятные приключения кота Парфентия в деревне», превращает изучение стихов в веселое занятие. Знания, усвоенные во время игры, будут полезны ребенку на уроках чтения и литературы в будущем в школе. Разработчик – «Играющие кошки».

3. «Клепа – символические заклепки». Игра в занимательной форме знакомит детей с флагами, гербами и государственными наградами Российской Федерации. Юному игроку предстоит помочь солнечной девочке Клёпе и ее друзьям правильно выполнить увлекательные задания, а заодно узнать интересные факты о главных символах России. Разработчик – K-D Logic

Развивающие и игровые программные продукты

1. «Спокойной ночи, малыши. Веселая компания». Расширяющее кругозор путешествие с любимыми героями телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Десять уровней, которые позволят ребенку узнать новые сведения об истории и географии России. Множество разнообразных развивающих мини-игр: головоломки, аркады, логические задания. Разработчик – компания DiPInteractive

2. «Моя лошадка». Интересное путешествие по красочным картинкам. Разработчик – компания RadonLabsGmbH.

Необходимо отметить, что воспитателю при работе с данным программным продуктом приходиться самостоятельно дозировать материал игры, так как вся игра, как правило, занимает больше времени, чем позволяют нормы СанПИНа.

Информационно - коммуникативные технологии

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др. [65]

Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка — базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует дошкольное образование на развитие у детей умения рассуждать строго и логически, на развитие фантазии и творческого воображения. Такие умения можно сформировать у детей дошкольного возраста, правда не столько с помощью компьютера, сколько при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач.

Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в компьютерной игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Развитие этой способности происходит в процессе игровой деятельности детей, когда ребенок наделяет нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры (С. Л. Новоселова).

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» с 1986 г., показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овладевают чтением и письмом; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать (что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе). Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются такие важные операции мышления, как обобщение, классификация. Использование компьютерных игр развивает когнитивную гибкость — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений одной задачи. Использование компьютерных развивающих игр позволяет задействовать в одной компьютерной развивающей игре все психические процессы, мелкую моторику, познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка; предопределить высокий уровень мотивации ребенка при выполнении игровых заданий.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на:

- технологии, в которых используются мультимедийные презентации;

- технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы;

- технологии, в которых используются тестирующие программы.

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.

Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.

Физиологические (быстрая утомляемость, падение зрительных функций уже через 20 минут нагрузки на орган зрения) и морфологические (маленькая длина тела и конечностей, низкая выносливость костно-мышечного аппарата к длительным статическим нагрузкам) особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ. Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров, оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуатируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Как отмечено в данных документах, непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, для детей шести-семи лет — 15 минут.

Можно сформулировать основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении занятий с использованием компьютеров:

- занятие должно быть четко организовано и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;

- на занятии дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);

- на занятии не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;

- перед занятием должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

Имеется серьезный аргумент против информационно-коммуникативных технологий — возможное ухудшение процесса социализации ребенка. Поэтому необходима перестройка педагогического мышления от личностно-центрированной модели к средовой, в которой предполагается создание условий для развития ребенка (предметно-развивающая среда, содержание занятий, технологический уровень их проведения, новые формы организации взаимодействия между детьми и воспитателем и др.). К основным проблемам компьютеризации дошкольного детства, которые требуют достаточно внимания, можно отнести также следующие проблемы:

- выявление влияния технических средств на психику и здоровье детей;

- разработку методического и программного обеспечения учебного процесса, отвечающего специфике дошкольного детства;

- возможность использования новых компьютерных технологий в домашних условиях;

- подготовку специалистов для компьютерного обучения детей дошкольного возраста и постоянное повышение их квалификации в условиях быстро развивающихся возможностей современной техники;

- выявление наиболее благоприятных условий на занятиях с использованием компьютеров для целенаправленной, планомерной и результативной работы дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....