Мой успешный проект "Маленький финансист"
проект (средняя группа)

Аблязова Роза Кямилевна

Дать детям первичные экономические понятия,  способствовать  формированию  основ  финансовой  грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_uspeshnyy_proekt_-_malenkiy_finansist.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад № 53»,  

расположенное по адресу: 446012, Самарская область, город Сызрань, улица Хвалынская, дом 85

 

Педагогический проект

«Маленький финансист»

Разработчик проекта: Аблязова Роза Кямилевна,

воспитатель СП «Детский сад № 53»

ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

г. Сызрань, 2020 г.

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость,

 а умело расходовать их — искусство»

Бертольд Авербах

Актуальность

В Распоряжении Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017-2023 г.г. говорится, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо организовать разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования, включая дошкольное.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Поэтому для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, он должен знать ответы на вопросы «Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?».

Также, нужно помнить, что ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решаются задачи всестороннего развития личности.

Таким образом, возникла проблема: как помочь детям сформировать первичные экономические понятия  в соответствии с их возрастными особенностями?

         Гипотеза: при специальной организации соответствующих условий и целенаправленной последовательной работы с детьми возможно осознание ими простейших экономических отношений.

     Возникла идея реализации информационно-практико-ориентированного проекта ««Маленький финансист».

      Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители, педагоги СП.

       Продолжительность проекта:  долгосрочный (октябрь 2020 г.- декабрь 2020 г.)

      Новизна и оригинальность: заключается  в использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению доступности и эффективности образования.

       Цель проекта:   дать детям первичные экономические понятия,  способствовать  формированию  основ  финансовой  грамотности.

      Цель достигается в процессе решения поставленных задач:

      Задачи проекта:

      - пополнить и активизировать словарь детей первичными экономическими понятиями: экономика, работа, доход, деньги, банк, товар, покупка, супермаркет, касса, кассир, расходы;

      - дать детям представление о том, что доход – это результат трудовой деятельности, а расход – растрачивание денег на покупку товаров и оплату услуг;

      -  познакомить детей с учреждениями: банком (в котором хранятся деньги), супермаркетом (в котором их можно потратить) и профессиями (кассир, консультант, охранник);

      - развивать умение детей объединяться в сюжетной игре «Супермаркет», распределять роли (покупатель, кассир, охранник), выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью;

     - развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;

       -  информировать родителей о важности финансового образования детей с дошкольного возраста.

     Основные формы реализации проекта:

     - мероприятия для воспитанников;

     - мероприятия для родителей;

    - виртуальные экскурсии (банк, супермакет), видеоролик «Экономические объяснялки», просмотр мультфильмов и презентаций по теме проекта;

     - игровая деятельность;

     - коллективная работа «Путешествие денежки».

     Ожидаемый  результат проектной деятельности:

     Для детей:

    - здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, «доход – расход»;

    -  знания о новых профессиях, умение рассказывать о них;

    - владеют знаниями о трудовых действиях кассира, охранника, консультанта;

    - представления о работе таких учреждениях как банк и супермаркет;

     - пополнение словарного запаса детей простейшими экономическими понятиями.

     Для родителей:

    - повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам;

    - активное участие родителей в образовательной деятельности группы.

     Для педагогов:

     - повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

Этапы реализации проекта

      1 этап – подготовительный

- определение темы и проблемы будущего проекта;

-  постановка цели и задач;        

- изучение компетентности родителей по теме проекта;

- составление плана работы;

- создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам;

- получение разрешения на видео и фотосъемку в городских учреждениях: банк, супермаркет.

      2 этап – основной

- организация деятельности по реализации проекта:

  • с детьми (игры, беседы, виртуальные экскурсии, просмотр обучающих мультфильмов и видеороликов по теме и т.д.);
  • с родителями (законными представителями) воспитанников (обмен опытом, участие в организации виртуальных экскурсиях, оказание помощи в изготовление видеоролика «Экономические объяснялки», коллективной работы «Путешествие денежки» т.д.);
  • с социальными партнерами (фото экскурсии в банк, видео экскурсия в супермаркет);

- пропаганда знаний о значении финансовой грамотности у детей дошкольного возраста среди родителей воспитанников.

Направления работы

Планируемые мероприятия

Октябрь

Организация работы с детьми

- беседы о деньгах: «Для чего нужны деньги?», «Доходы и расходы семьи»;

- познавательно-исследовательская деятельность НОД  «Экономика - это серьёзная наука»;

- знакомство с пословицами и поговорками о труде, о деньгах;

- рассматривание картинок и иллюстраций о профессиях;

- настольно-печатная игра «Миллионер» (упрощенный вариант);

- чтение русских народных сказок детям «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора»;

- дидактическая игра «Кто что делает?»;

- подвижная игра «Выбор профессии»

Организация работы с родителями

- анкетирование;

- консультация для родителей «Учите ребёнка выбирать и покупать товар»;

- подготовка виртуальной экскурсии по супермаркету

Организация совместной работы с детьми и родителями

- посещение супермаркета родителями совместно с детьми

Ноябрь

Организация работы с детьми

- интерактивное НОД «Азбука юного финансиста»;

- чтение сказки К. Чуковский «Федорино горе»;

- дидактическая игра «Закончи предложение»;

- отгадывание экономических загадок;

- настольно-печатная игра «Монополия» (упрощенный вариант);

- игра «Найди товар»;

- просмотр мультфильма «То, что надо» из серии «Смешарики (финансовая грамотность)»;

- игра - видеоролик «Экономические объяснялки»;

- виртуальная экскурсия в банк «Дом, где живут деньги»

Организация работы с родителями

- буклет для родителей: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Как объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются?»,

Организация совместной работы с детьми и родителями

- подготовка фрагментов к видеоролику «Экономические объяснялки»

Декабрь

Организация работы с детьми

- изобразительная деятельность: раскраски «Все профессии нужны! Все профессии важны!»;

- чтение сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал»;

- дидактическая игра: «Назови профессии»;

- виртуальная экскурсия «Супермаркет»;

- просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы»;

- подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»;

- сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Организация работы с родителями

- консультации «Учите детей видеть связь между трудом и деньгами», «Игровая деятельность по финансовой грамотности»;

- буклет для родителей: «Как объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются?»

Организация совместной работы с детьми и родителями

- коллективная работа «Путешествие денежки»

- организация центра «Маленький финансист» в группе

Организация работы с педагогами

- консультация «Игровая деятельность по финансовой грамотности»

      3 этап - заключительный

- подведение итогов проведенной работы;

- пополнение  развивающей предметно-пространственной среды в группе наглядными пособиями и иллюстрациями о профессиях, материалами  и оборудованием к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», подбор художественной литературы по теме проекта, организация центра «Маленький финансист» в группе, внесение моделей купюр и монет РФ, размещение информации о проекте на персональной странице в социальных сетях;

- презентация проекта «Маленький финансист».

- обновлена и пополнена развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

      В результате реализации проекта:

 дошкольники:

    - активно используют в игровой деятельности простейшие экономические понятия, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (экономика, работа, доход, деньги, банк, товар, покупка, супермаркет, касса, кассир, расходы);

    - проявляют интерес к деньгам,  понимают взаимосвязи «труд – деньги», «доход – расход» (доход – это результат трудовой деятельности, а расход – растрачивание денег на покупку товаров и оплату услуг);

     - применяют в сюжетно-ролевых играх знания о банке, супермаркете и профессиях (кассир, консультант, охранник, продавец), выполняют игровые действия в соответствии с выбранной ролью; 

     у родителей:    

     - активизировалось участие в образовательном процессе;

     - повысилась педагогическая компетентность в вопросах финансовой грамотности.

     В результате реализации проекта были разработаны следующие методические продукты:

- примерное перспективное планирование образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 4-5 лет,

- сценарий сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»,

- презентация «Банк» и видеоролик «Супермаркет», игра-видеоролик «Экономические объяснялки»;

- коллаж «Путешествие денежки»,

- информационные буклеты для родителей: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Как объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются?», консультация для родителей и педагогов: «Игровая деятельность по финансовой грамотности».

      Практическая значимость проекта:

- разработаны методические материалы по теме (примерное перспективное планирование образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 4-5 лет, конспекты НОД, сценарий сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»,  консультации для родителей и другое);

- изготовлен коллаж «Путешествие денежки»,

- оформлены презентация «Банк» и видеоролик «Супермаркет», игра-видеоролик «Экономические объяснялки».

Список используемой литературы:

1.     Липсиц И.В.  Удивительные  приключения  в  стране  Экономика.  М.:  Вита-пресс,  2016.  336  с.

2.    Люнфин О.Е.  Экономическое  воспитание  дошкольников  //  Молодой  ученый,  2017.  №  8.    С.  349–351.

3.    Хламова Н.А. Формирование  основ  экономического  воспитания  дошкольников  в  условиях  детского  сада  //  Теория  и  практика  образования  в  современном  мире:  материалы  VII  Междунар.  науч.  конф.  (г.  Санкт-Петербург,  2015).  СПб.:  Свое  издательство,  2015.  С.  39–41.

4.    Шатова А.Д. Тропинка  в  экономику.  Программа.  Методические  рекомендации.  Конспекты  занятий  с  детьми  5–7  лет.  М.:  «Вентана-Граф»,  2015.  176  с.

5.    Шатова А.Д.  Тропинка  в  экономику.  М.:  «Вентана-Граф»,  2015.  48 с.

6.    Шатова А.Д. Экономическое  воспитание  дошкольников.  М.:  Педагогическое  общество  России,  2005.  256  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему “Успешный папа – успешный ребенок”

Показать роль и значение отца в воспитании ребенка...

Социальная адаптивность - успешный ребенок- успешный гражданин!

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам при реализации  образовательной области «Социализация»...

Круглый стол Шаги к успешной деятельности: сопровождение успешности педагога дошкольного образования

Цель:  Представление позиции сопровождения профессиональной успешности как отдельного педагога дошкольного образования  так и педагогического коллектива в целом.Задачи:1.  Создать оптим...

статья "Успешный дошкольник-успешный ученик"

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к...

эссе «Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка»

Задача современного воспитателя заключается в том, чтобы воспитать творческую, креативную, коммуникабельную личность. В детском саду нужно создавать условия для реализации индивидуальных способностей ...