Профилактика выгорания
материал

Тренинг по профилактике выгорания педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Приветствие.

Упражнение «Здравствуйте, я умею делать так!»

Участникам предлагается встать в круг, представиться и показать какое-либо движение.

«Здравствуйте, я умею делать так (показать движение)», а участники должны произнести: «Ты нам нравишься Наталья, ты умеешь делать так! (повторяют показанное участником  движение)».

  1. Упражнение «Имя и два слова».

Каждому участнику необходимо назвать свое имя и подобрать на первую букву имени к нему прилагательное и существительное.

(Наталья наилучшая нота)

  1. Затем участники делятся на две команды.

Примечание. До начала занятия ведущий с обратной стороны стула каждого участника прикрепляет карточки с разными смайликами.

Инструкция. Участники должны разделиться на две команды по цветам смайликов.

  1. Ведущий освещает проблему психологического выгорания.

В последние годы в отечественной и зарубежной литературе по психологии нередко рассматривается проблема психического выгорания и связанного с ним синдрома хронической усталости. По нашему мнению, большое значение имеет практическое решение этой проблемы в сфере деятельности менеджеров по персоналу, работников кадровых органов и руководителей разного уровня и т. п. Указанная тема нуждается в пристальном внимании, поскольку отрицательные последствия психического выгорания, которые анализируются в статье, отражаются на результатах деятельности не только отдельного работника, но и организации в целом.

Психическое выгорание — это состояние физического, умственного и эмоционального истощения, проявляемое прежде всего в профессиях социальной сферы  Некоторые авторы употребляют термины «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание», которые считаются тождественными термину «психическое выгорание».

Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психопатолог Герберт Фреденберг в 1974 году.

В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание чаще причисляют к полному регрессу профессионального развития, поскольку оно охватывает личность в целом, разрушая ее и отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности.

Часто синдрому эмоционального выгорания подвергаются люди, постоянно, по роду профессии, работающие с людьми. В первую очередь, это представители помогающих профессий, такие как врачи, медсестры, юристы, тренеры, преподаватели, психологи, воспитатели в детском саду, гувернеры, социальные работники, а также продавцы, консультанты, официанты, парикмахеры, менеджеры, руководители. 

Признаки профессионального выгорания

Большинство исследователей, изучающих эту проблему, считают признаками профессионального выгорания:

  • ощущение равнодушия, эмоционального истощения. При этом снижается острота переживаний относительно тех событий, которые раньше воспринимались приятно, радостно. Это касается не только переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, но и с отдыхом, хобби, общением с ближними. Даже пища, которая нравилась раньше, воспринимается как грубая, невкусная;
  • деперсонализация (в некоторых источниках — дегуманизация). Под этим понимается в определенной мере циничное отношение к коллегам, лицам, с которыми приходится работать и общаться, к своей профессиональной деятельности в целом, что приводит к конфликтам с коллегами и окружением. Деперсонализация, как правило, развивается ступенчато. Сначала личность начинает ощущать отрицательные эмоции к указанным лицам, потом озлобленность, которая может приводить к аффективным взрывам. У работников это может проявляться в увеличении количества конфликтов в коллективе, с руководителями, игнорировании деловых партнеров, покупателей, клиентов. Формируется отношение к ним не как к личностям, с которыми делается общее важное дело, а как к средству достижения конкретной цели любыми способами;
  • ощущение собственной некомпетентности, недостаточного профессионального мастерства, неуверенность в положительных результатах профессиональной деятельности. Происходит редукция профессиональных достижений .

Диагностика выгорания (Опросник)

Упражнение «Самопознание и саморазвитие»

Участникам предлагается набор букв из которых каждая команда должна составить слова «самопознание» и «саморазвитие».

Педагогам предлагается объяснить как это поможет в условиях выгорания?

Все ли участвовали в составлении слов?

Были ли выпадающие?

Какие чувства вы испытывали при составлении слов?

Что испытывали участники которые были мало задействованы?

Тест «Кто вы?»

Напишите 10 понятий-существительных характеризующих вас (мама, педагог, дочь и др.). Первые три роли для вас наиболее важные, вы всегда помните о них.

Упражнение «Скороговорка»

Участникам предлагается вспомнить и предложить от команды скороговорку.

Сначала сказать ее, затем сказать с чупа-чупсом во рту, затем с двумя, тремя, четырьмя.

Упражнение «Изобрази сценку»

Изобразите  сценку: «Вы получили премию на работе», «Вас наградили грамотой на работе» (а команды должны угадать)

Упражнение «Песня»

Прохрюкайте хором  песню «Ах, Леха, Леха, мне без тебя так плохо…»

Прокрякайте хором  песню «Стюардесса по имени Жанна…»

А другая команда должна отгадать, что это за песня.

Упражнение «Нарисуй себя»

Каждому участнику предлагается изобразить себя или любой предмет ярко характеризующий себя, затем составить коллаж из рисунков.

Упражнение «Тушь губами»

Награждение самой Смешнючей и самой Хохотучей команде.

Притча о счастье.

Однажды шел по дороге старый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркими красками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз. Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.

- Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкий труд и страдания? – спросил старик.

- Я страдаю для того, чтобы мои внуки и дети были счастливыми, — ответил бедолага. — Мой прадед обрекал себя на тяжкий труд ради деда, дед — ради отца, отец — ради меня, а я буду страдать ради счастья моих детей.

- А кто-то в вашей семье был счастливым? — поинтересовался мудрый собеседник.

- Пока ещё нет, но дети и внуки наверняка станут счастливыми! — мечтательно воскликнул мужчина.

- К сожалению, неграмотный не может научить читать, а крот никогда не воспитает орла! — вздохнул старый мудрый человек. — Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научить детей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.

Тренинг

 «Повышение самооценки педагогов

и улучшение психологического климата

 в коллективе ДОО»

(в рамках проекта «Формула здоровья»)

Подготовил:

педагог-психолог Быстрая Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс для педагогов по профилактике выгорания "Зарядись позитивом!"

Мастер-класс «Зарядись позитивом!»(профилактика эмоционального выгорания)  Актуальность темы: Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенс...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...